Конспект логопедического занятия. Корень слова. Однокоренные, родственные слова.
Оценка 4.6

Конспект логопедического занятия. Корень слова. Однокоренные, родственные слова.

Оценка 4.6
docx
02.09.2020
Конспект логопедического занятия. Корень слова. Однокоренные, родственные слова.
Корень слова. Однокоренные, родственные слова.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ­­­­начальная общеобразовательная школа с. Стерлибашево

 

 

 

 

Конспект логопедического занятия "Корень слова. Однокоренные, родственные слова"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                

 Составила:

учитель-логопед

 Жданова Гульнара Валерьевна

МБОУ НОШ с. Стерлибашево

 

 

 

 

 

 

 

Стерлибашево 2019 год

Логопедическое занятие по теме "Корень слова. Однокоренные, родственные слова»

 ЦЕЛЬ:

научить обучающихся правильно определять корень в словах, подбирать родственные слова.

Задачи:

·         Образовательные:

o    уметь находить и выделять корневую морфему в слове;

o    совершенствовать умение выбирать проверочные слова из гнезда родственных слов, опираясь на слоговое деление  и ударение в словах;

o    уметь подбирать однокоренные родственные слова, объясняя лексическое значение  слова;

o    упражнять в правописании безударных гласных в корне  слова;

o    развивать орфографическую зоркость;

·         Коррекционные:

o    совершенствовать технику постановки ударения в словах, различать ударные и безударные слоги;

o    обогащать словарный запас;

o    совершенствовать грамматический строй речи;

o    развивать высшие психические функции.

  • Воспитательные:

o    воспитывать умение слушать друг друга;

o    развивать способность к самоанализу и самооценке.

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ:  карточки для индивидуальной работы; тетради, ручки, карандаши, ноутбуки, компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация, изображение дерева, изображение яблок (красное, жёлтое и зелёное).

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Мобилизирующий этап.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, оно транслируется зрителям. Давайте встанем, улыбнёмся  и поприветствуем их.

  - Откроем тетради и запишем число.

 II. Вводный этап в тему.

- Ребята, сейчас мы встанем и прослушаем гимн нашей страны Запомните, государственный  гимн нужно всегда слушать стоя. (слайд № 1). 

- Как  называется страна, где мы с вами живём?

-  Россия (слайд №2). Верно! 

- ( слайд № 3) А как называется  Республика, в которой мы проживаем?

-  Башкортостан (слайд №4).

- (слайд №5) Обратите внимание на следующий слайд. Какое село изображено на фото?

 - Стерлибашево (слайд №6).

- (слайд № 7) Скажите, как называется то место, где люди родились и выросли?

- Родина (слайд №8). Правильно! Молодцы!

– (слайд №9) А вот какое  замечательное стихотворение о Родине написала Зинаида Александрова. Прослушайте, пожалуйста.

Если скажут слово « Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом,
родная улица,
Толстый тополь у ворот.
Вся
родня моя любимая,
Родственники здесь и там!..
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

- Назовите слова, которые близки по значению и имеют общую часть.

Работа у доски и в тетрадях.

(Убрать экран. На доске  записаны слова: Родина,  родная,  родня,  родственники.) Запишите в тетрадях.

- Какая общая часть в этих словах? (– род-). Как называется общая часть в словах? (Корень). Как мы её обозначим?  (выделение в словах корня)

- Можно сказать, что эти слова имеют общий смысл?  От какого слова они образованы?

( Род)

- Кто мне поможет сформулировать  тему нашего занятия? 

Основная часть

1. Задача: нахождение общей части (корня) однокоренных слов.

– Правильно, сегодня мы с вами будем определять корень в словах, и подбирать к ним однокоренные слова (слайд №10).

– Ребята, корень  – это самая важная и основная часть слова, который несёт самый главный смысл. Как дерево не может расти без корня (на доске рисунок дерева с корнем), так и слов не бывает без корня. Как называются слова с одним корнем? (Однокоренные). Правильно, а если однокоренные слова близки по значению, т.е имеют общий смысл их называют – родственные.

Работа уч-ся с индивидуальными заданиями  в ноутбуках.

1 задание.

– Откройте, пожалуйста, свои ноутбуки. Найдите задание № 1. Определите корень в своих словах. Напишите получившиеся слова (индивидуальная работа).

- Проверим ваши ответы. Назовите корень слов. Назовите слова-родственники.

домик

 домик ИК

домик  ИШКО

 домик ИЩЕ

 домик АШНИЙ

 домик ОВОЙ

гриб

гриб ОК

гриб ОЧЕК

гриб НОЙ

гриб НИК

гриб НИЦА

зуб

зуб ИК

зуб АСТЫЙ

зуб ОЧЕК

зуб ОЧИСТКА

зуб НОЙ

глаз

глаз ОК

глаз НОЙ

глаз АСТЫЙ

глаз ИЩИ

глаз ОЧЕК

хлеб 

 

хлеб НЫЙ

хлеб ОРОБ

хлеб ОПЁК

хлеб УШЕК

хлеб НИЦА

 

2 задание. Подчеркните лишнее слово, не подходящее по смыслу к группе родственных слов.

3 задание.  Закройте, пожалуйста, ноутбуки. Сейчас мы поработаем у доски по парам.

- Наше дерево с наступлением осени сбросило листья (слайд № 11).  А листья непростые, на них написаны однокоренные, родственные слова, но среди них оказались лишние. Нужно собрать все однокоренные слова, найти  среди них лишнее слово, которое не является родственным. Определите, какие из слов не являются однокоренными. И доказать почему? (работа парами)

Вода, водитель, подводный, водяной.

Рис, рисунок, рисовый, рисовод.

Смех, смешной, смешать, рассмешить.

4. Выделить  в родственных словах  главное слово, от которого образованы слова данной группы. Работа у доски. 

- Ребята, какое время года у нас наступило? ( Зима). Выпал белый (что?) (Снег). Запись на доске и в тетрадях. Кого вы будете лепить из снега? ( Снеговика).  А какую бабу лепят из снега? (Снежную). Настанет весна, растает снег и из-под снега покажутся …? (Подснежники). Определите самое главное слово, от которого образованы родственные слова. Назовите корень.  (Обращается внимание на чередование в корнях слов согласных г и ж) 

СНЕГ, СНЕГОВИК, СНЕЖНУЮ (БАБУ), СНЕГОХОД, ПОДСНЕЖНИК

5. Физминутка (снятие усталости и напряжения)

– Ребята, мы замечательно потрудились, а теперь давайте отдохнём.

– Поднимитесь, пожалуйста.

–  Физминутка “ Про наше деревцо”.

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.­­­­­­­­­

Деревцо всё выше, выше, выше.

6.  Проверяем безударные гласные.

Сейчас мы поработаем группами. На доске записаны слова. Нужно определить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную в корне слова. И уточнить, какие слова являются проверочными, а какие проверяемые. (Слова на доске)

Сосна, сосновый, сосны.

Старик, старушка, старый.

Включить проектор( слайд №12 ).

7. Образование родственных слов. Совершенствование грамматического строя речи.

Работа по карточкам. Записать  предложения, вставляя вместо картинок слова.

–  Чей хвост  хотел подарить старик своей старушке на воротник? - Старик хотел подарить старухе на воротник  лисий хвост.(слайд №13)

– Как  ласково лису называет в сказках волк? (слайд № 14)

 -  Волк лису ласково называет лисичка – сестричка.(слайд № 15)

– Кто детеныш  у лисы? (слайд № 16)

 — Детёныш лисы -  лисёнок.

– Кто у лисёнка мама? — Мама лисёнка -  лисица.( слайд № 17)

III. Заключительная часть.

  1. Подведение итога занятия.

– Чему вы научились сегодня на занятии? (определять корень в словах, подбирать однокоренные и родственные слова.

Прочитаем стихотворение. Текст стихотворения  на экране.(слайд № 18)

Корень слова – главная,

Значимая часть.

Родственные связи

Дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

Домашнее задание. Выучить стихотворение и выполнить задание.

( К очень красивым, нужным и важным  словам:  радость –…, …, …; любовь – …, …,…; красота –…, …, …; доброта - …, …, … подобрать однокоренные слова). Вложите, пожалуйста, свои задания в дневники.

Пройдут холода, снег растает, весной наше дерево зацветёт, и появятся на ней плоды. А какие плоды – зависит от вас. Для этого вам нужно оценить свою работу на занятии. Перед вами лежат яблоки.  Выберите себе яблоко. Красное яблоко - если  считаете, что у вас не было ни одной  ошибки. Жёлтое - ошибки были, но я их исправил(а). Зелёное - ошибок было много, но на следующем занятии я буду стараться работать лучше.

- А сейчас я попрошу вас выйти к дереву с яблоками. У нашего дерева очень крепкие корни, я надеюсь, что и у вас будут крепкие знания. Давайте, посмотрим, какие плоды подарит нам дерево. Почему вы выбрали именно эти яблоки, объясните. Ребята, вы очень хорошо поработали! Молодцы!

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ­­­­начальная общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ­­­­начальная общеобразовательная школа с

Логопедическое занятие по теме "Корень слова

Логопедическое занятие по теме "Корень слова

Россия (слайд №2). Верно! - ( слайд № 3)

Россия (слайд №2). Верно! - ( слайд № 3)

Правильно, а если однокоренные слова близки по значению, т

Правильно, а если однокоренные слова близки по значению, т

ОПЁК УШЕК НИЦА 2 задание

ОПЁК УШЕК НИЦА 2 задание

Сейчас мы поработаем группами.

Сейчас мы поработаем группами.

К очень красивым, нужным и важным словам: радость –…, …, …; любовь – …, …,…; красота –…, …, …; доброта - …, …, … подобрать…

К очень красивым, нужным и важным словам: радость –…, …, …; любовь – …, …,…; красота –…, …, …; доброта - …, …, … подобрать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2020