ДОМ И ЕГО ЧАСТИ
Цель занятия: -развитие речевой активности детей через игровую деятельность
Задачи: -развивать навык словообразования;
- расширять словарный запас по теме;
-развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
-развивать логическое мышление и связную речь;
Оборудование: предметные картинки по теме, игрушечная модель дома.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Ребята, представьте себе, что вы работаете молотком и вдруг нечаянно стукнули себя по пальчику. Покажите, как вам больно… А теперь представьте высокий-превысокий небоскреб, и вы находитесь на крыше. Вы испугались, хотите поскорей вернуться домой. Вы возвращаетесь к родителям и узнаете новость, о том, что получили новую квартиру. Вы радуетесь этой новости, и кричите «Ура! Ура!»
2. Введение в тему.
Ребята, скажите мне, кто строит дома? (строители) Из чего их строят? Как называется место, где строят дома? (стройка). Где стоят высокие многоэтажные дома, а где низкие? Из каких частей состоит дом?
3. Развитие лексико-грамматических категорий.
Дидактическая игра «Какой дом?»
Дом из 2-х этажей –двухэтажный, из 3х этажей-трёхэтажный и т.д.
Дом из кирпичей-кирпичный, из дерева, из глины, из соломы, из снега, из бумаги, из стекла, изо льда
«Скажи ласково» Дом-домик, кирпич-…, бревно, окно, стена, крыльцо, пол, балкон.
«Вспомни сказку» как называется дом Кощея Бессмертного? (замок), короля(дворец), Бабы Яги (избушка на курьих ножках), мышки-норушки (теремок).
4. Развитие артикуляционной моторики.
«Работающий экскаватор». Выдвигать нижнюю челюсть вперед, а затем оттягивать её назад.
«Котлован». Экскаватор вырыл вот такой котлован. Широко открыть рот, втянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы.
«Маленькие и большие окна» . Окна бывают большими –широко открыть рот, и маленькими –вытянуть губы трубочкой.
«Моем окна» Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.
«Красим крыльцо» . Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.
«Красим потолок» Широким языком проводить по верхнему нёбу.
5. Физ.минутка.
Строим дом
Раз, два, три, четыре, пять. Руки на поясе, наклоны вправо-влево
Будем строить и играть Приседания.
Дом большой, высокий строим Встаем на цыпочки, руки вверх.
Окна ставим, крышу кроем Прыжки на месте.
Вот какой красивый дом Указательным жестом вытянуть руки вперед.
Будет жить в нем старый гном. Приседают.
6. Развитие речевого дыхания и голоса
«Приколачиваем оконные рамы» Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д» затем слоги « Та-да-та-да, ты-ды-ты-ды, тук-тук-тук»
7. Развитие лексико-грамматических категорий.
Как называется дом ласточки (гнездо), домик мышки (норка), муравьев, белки, волка, медведя.
8. Развитие мелкой моторики.
На поляне дом стоит (руки «домиком»).
Ну, а к дому путь закрыт (руки повернуть ладонями к себе пальцы соединены).
Мы ворота открываем (раскрыть ладони)
В этот домик приглашаем ( «зовущие» движения руками)
Строим дом
Туки-туки, молотком Стучим кулачком об кулачок
Строю, строю новый дом Ладони «домиком»
Будет он большой как ель Руки вверх, пальцы развести
Будут окна, будет дверь Показать из пальцев «окно» и «дверь»
Будут жить в нем зайки, мышки Загибать пальчики на счет на обеих руках.
птички, белки и мартышки.
9. Работа над предложением.
Исправь предложение, скажи правильно.
Улица стоит на доме.
Кирпич построен из дома.
Чтобы попасть в дом, надо спуститься с крыльца.
На главной улице стоит красивый низкий 9-этажный дом.
10. Итог занятия.
Ребята, вы молодцы! Что вам понравилось в нашем занятии? Что было самым сложным? А самым легким?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.