Тема: «Дифференциация звуков [Ч] -
[Щ]».
Цель занятия: Совершенствование навыков дифференциации
согласных [Ч] - [Щ].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление знаний о механизме образования звуков;
- активизация лексического запаса по теме: «Весенний лес».
Коррекционно-развивающие:
- развитие моторики речевого аппарата;
- закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [Ч]
- [Щ];
- закрепление связи звукового образа [Ч] - [Щ] с их графическим
изображением;
- закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;
- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;
- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
- развитие зрительно-пространственных функций.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям;
- формирование навыков аккуратного письма.
Оборудование:
индивидуальные зеркала, мягкие игрушки, паровоз, картинки, слова-карточки,
рабочие листы, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы Ч,
Щ.
Ход занятия
I. Орг. момент.
- Сядет тот, кто исправит предложение:
Наступил ранний весна. Солнце светить ярче. Растаяла снег. Скоро прилечу перелетные птицы.
- О каком времени года шла речь в предложениях? Кто прилетает весной?
-Перелётные птицы
- Как подают голос птицы? (Они поют, щебечут, кричат и т. д.) А как общаются люди?
(они говорят, беседуют и т. п.)
- Чтобы чисто говорить, нужно зарядку для язычка повторить!
Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.
II. Артикуляционная гимнастика «У дедушки с бабушкой»
Жили-были дедушка и бабушка. 2 слайд
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки), 3 слайд
С НИМИ ХУДЫЕ — ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ. 4 слайд
(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ
(губы тянутся вперёд).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ 1. «блинчик»
(широкий язык лежит на нижней губе). 5 слайд
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ
(облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). «Варенье» 6 слайд
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой) «Чашечка» 7 слайд
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно
то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ. «Качели» 8 слайд
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ «Грибок» 9 слайд
(присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Вот и
закончился день, пора спать.
Завтра опять будем много гулять. 10 слайд
III. Актуализация опорных знаний.
Ребята, а вы помните кто приходил к нам на прошлом занятии
-Крокодил Гена.
Какие первые звуки в слове Крокодил и Гена
-К и Г
-Верно.
Над произношением каких звуков мы работали на прошлом занятии.
-Мы работали над различением звуков К и Г.
К-согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.
Г-согласный, звонкий, бывает твёрдый и мягкий.
Молодцы! Сегодня на занятии у нас опять гости Чебурашка и Щенок.
IV. Целеполагание и мотивация обучения.
Какой первый звук в словах Чебурашка и Щенок.
Ч-Щ.
Какая у нас сегодня тема.
Различение согласных Ч-Щ.
Что мы будем учится делать?
Учиться различать Ч-Щ в слогах, словах, предложениях, текстах .
А для чего мы это будем делать?
Чтобы правильно писать и красиво говорить.
V.Изучение
нового материала. Анализ артикуляции звуков.
Сегодня мы с Чебурашкой и Щенком отправимся в весенний лес. Поедим мы туда на
поезде. А теперь представьте, идёт поезд. Колёса стучат коротко, быстро:
ч-ч-ч-ч- Повторите.
Дети повторяют за логопедом звук [Ч], затем произносят сами.
Какой звук слышим? Расскажем об этом звуке всё.
-Когда мы произносим звук [Ч] – губы округлены и слегка выдвинуты,
вперёд, зубы на расстоянии друг от друга, кончик
языка как мячик прыгает у верхних бугорочков, воздушная
струя короткая, тёплая, голоса нет, звук согласный, глухой, всегда
мягкий.
-Молодцы. Вот приехали мы в лес. Солнышко пригрело
и проснулись от зимней спячки его
обитатели. Кто это ползёт и протяжно, мягко шипит: щ-щ-щ? Конечно,змея.
Изобразим змею, согните руку в локте, а кисть направьте вперёд. Все
пальцы прижаты друг к другу, двигаем кистью в стороны и шипим: щ-щ-щ-.
Дети выполняют упражнения, повторяя звук [Щ]
Какой звук слышим? Расскажем и о нём всё, что знаем.
-Когда мы произносим звук [Щ] –губы округлены слегка выдвинуты вперёд,
зубы сближены, кончик языка поднят к бугорочками образует с ними щель,
воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет, звук согласный,
мягкий, всегда глухой.
-Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?
-[Ч] -и [Щ]-согласные, глухие, всегда мягкие, разное положение языка,
воздушная струя у звука [Ч] – короткая, разное положение зубов.
Ребята, а что вы знаете о звуках?
Звуки мы слышим и произносим
Что вы знаете о буквах?
Буквы мы видим, пишем и читаем.
Ребята, какой буквой обозначается звук Ч? На какую цифру похожа буква Ч. 11 слайд
На
четвёрку....…
-Да , вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.
- Какой буквой обозначается [щ]?
- Буквой Щ. 12 слайд
- На что похожа эта буква?
- На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
- Мы вспомнили на что похожи буквы Ч,Щ, а теперь на ваших рабочих
листах запишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по
образцу. (Слайд 13)
Дети записывают буквы на рабочих листках в таком порядке.
Поменяйтесь листами, найдите самую красивую букву у соседа и прикрепите
смайлик.
а)Развитие
фонематического слуха.
Но в лесу, как и везде, есть хозяин- это медведь. Он проснулся
после зимней спячки и не пустит нас в свои владения, пока мы не
выполним все его задания, сейчас внимательно меня слушайте и
если услышите звук [Ч]- сожмите руки в кулачки, если звук [щ]-
раскройте щёточкой: ч,р,х,щ,д,з,т,ч,ща,щу,ду,ич,ос,чко,сте,ещи,щак,
встреча, роща, черника, трава, птица, одуванчик, щавель, летают, пищать.
б).Дифференциация
звуков в слогах, словах
А сейчас мы запишем слоги, состоящие из звуков [Ч] -и [Щ] и гласных
звуков [ а], [ е], [и ], [у ]. Давайте запишем слоги в тетради, но
сначала вспомним правило
Ча-ща- пишем А
Чу-шу- пишем У.
Записываем: ща-че-чу-ич-ущ-щу. 14 слайд
Дети записывают слоги, затем читают . Проговаривают правило написания
ча-ща, чу-щу и работаю в тетради.
Молодцы, записали правильно, а теперь выполним упражнение «Скажи наоборот»
Логопед бросает мяч говорит слог, а дети говорят наооборот.
Ча-ща, чо-що, ач-ащ, уч-ущ.
Закончите слова нужным слогом ча или ща
Ту…., ро…., пи…., ку…..
Чи или щи
Клю…., ово…., мя…..., пла….
Но после зимней спячки проснулся не только медведь, а кто ещё. Как вы думаете?
-Ёж
Физминутка.
Поиграем с ежом.
Гладь мои ладошки ёж
Ты колючий, ну и что ж
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Гладь большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем счёт назад
Пять, четыре, три, два, один.
в)
Закрепление звуков в словах и словосочетаниях.
Следующее задание медведя- необходимо из набора букв составить слово и
прочитать его.
Дети составляют слова в группе:
Ощор-роща, «кщле»- клещ, «голще»-щегол, «чарг»-грач, «жчи»-чиж,
«чейру»- ручей,
-Молодцы, мишка доволен вашей работой и предлагает войти в лес.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в. нём.
Вошли мы в лес и что же услышали и увидели в весеннем лесу?
А это мы сейчас узнаем. Посмотрите на экран, вставьте
пропущенные буквы Ч и Щ в словах и прочтите словосочетания.
Пти..ий ...ебет 15-16
слайд
Хи..ник в ....а...обе 17-18 слайд
Жур...ание ру..ейка 19-20 слайд
Тре...ат сороки 21-22 слайд
Пою...ие чижи.23-24
слайд
Дети выполняют задание, вставляя пропущенные буквы в слова,
читают вслух словосочетания.
-В каком слове встречаются два звука [Ч] -и [Щ]?
Но на этом задания лесного хозяина не заканчивается, вам необходимо
четко произнести чистоговорки. Найдите в ваших папках упражнения на различение
ч-щ
Сначала говорю я, вы чётко громко проговариваете.
ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча.
АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.
ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи.
ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.
ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу.
УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.
ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо.
ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч.
ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща.
АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ.
ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи.
ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ.
ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу.
УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ.
ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё.
ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ.
г).Закрепление
звуков в предложении.
Следующее задание, вам необходимо прочесть предложение, записать на
листках. Кто уже догадался, как его прочитать? (На доске записано .
ыцитптучебещещорв. Нужно прочитать справа налево. Дети читают предложения
: В роще щебечут птицы. 25 слайд
Предложение пишется с заглавной буквы, в конце ставиться точка.
-Какие слова со звуками [Ч] -и [Щ]?
Вы услышали в этом предложении?
-Роща, щебечут.
д)
.Закрепление звуков в тексте.
-Но весна приходит не только в лес, но и на луга,
поля, в сёла, города. Давайте попрощаемся с медведем и выйдем
из леса. Мы оказались в посёлке, где
однажды весной, когда пригрело солнце,
побежали ручейки, весело защебетали птички,
произошло....А что произошло вы ответите сами, дополните
рассказ по серии сюжетных картин. Внимательно
рассмотрите их и приступите к выполнению задания
в паре.
Дети выполняют задание, составляют текст по серии сюжетных картин. 26 слайд
Примерный текст:
Наступила весна. Снег растаял и потекли ручейки. Река вышла из
берегов и затопила жилище собаки. Собака и щенята
стали жалобно выть. Ребята услышали вой, сели в лодку и поплыли спасать
собачью семью. Они успели вовремя оказать помощь и
спасли собаку и её щенят.
Ребята, а вам можно без взрослых садиться в лодку и кого—то спасать?
А почему?
VII.
Итог занятия.
- Наше путешествие в весенний лес подходит к концу. Итак, ребята, над
какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?
- Мы учились различать .
- Скажите, чем похожи эти звуки [Ч], [Щ]?
Звуки ч и щ
согласные, мягкие, глухие.
- Чем отличаются характеристики этих звуков?
-Разное
положение зубов, языка, воздушная струя у звука ч-короткая, а у звука
щ-длинная.
Ребята, если вы прошли все ступеньки, то прикрепите наклейку «отлично», если 4
или 5 то прикрепите наклейку «хорошо», если 2 или 3, то приклейте наклейку
«можешь лучше».
Ребята, все
согласны с оценками, которыми вы оценили себя.
VIII.
Рефлексия.
Ребята, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы разобрались с
темой занятия? Если плохо, слабо – сидите за партой, если хорошо - то встаньте,
если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу
успеха).
Ребята, мне сегодня было очень интересно с вами работать, сегодня порадовало как ……….характеризовали зуки ч-щ, как ……написали красиво буквы, как …… добавляли недостающие слоги в словах.
Как вы здорово отвечали на вопросы.
IX. Задание на дом.
Раскрасить на раскраске все предметы в которых встречается звук Ч или Щ
Выучить чистоговорку
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
- Сегодня у нас
день рождение у Серёжи Пяткина, мы его поздравляем и Крокодил Гена дарит ему
песню.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.