Дифференциация звуков [с]-[ш]
Цели:
1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [с],[ш];
2. Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;
3. Продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической последовательности;
4. Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов, соблюдая правильный порядок слов в предложении.
Оборудование:
Предметные картинки на дифференцируемые звуки, игра «Собери цветок», символы-звуки для построения звуковых схем, магнитофон, флажки красные и жёлтые, коробка с сюрпризом.
Ход занятия:
Встали, сядет тот, кто правильно повторит за мной чистоговорку.
Са-са-са – вот летит оса.
Су-су- су – не боимся мы осу.
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо!
- Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости давайте повернемся и подарим им свои улыбки. Хорошо, а теперь улыбнитесь друг другу. Молодцы!
- Сегодня вашу работу на занятии будет оценивать солнышко и в конце занятия оно решило наградить вас призами-сюрпризами. Но для этого вы должны быть на занятии внимательными. Хотите получить призы? Тогда начинаем нашу работу.
II. Объявление темы занятия
- Отгадайте загадку:
Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк Две медали на груди Лучше в дом не заходи. (Собака)
- Назовите 1-й звук в слове собака? ( звук [с] ). Молодцы! А эту загадку угадаете?
Твой хвостик я в руке держал, ты полетел, я побежал. (Шар)
- Назовите 1-й звук в слове шар? ( звук [ш] ). Молодцы!
- Ребята, кто догадался, какие звуки мы сегодня будем повторять? [ c ]- [ ш ]. Правильно мы будем учиться правильно произносить их, находить в словах, в предложениях.
III. Произношение изолированных звуков
- Ребята, как льётся вода из крана? ( с-с-с) Как шипит змея? (ш-ш-ш)
IV. Характеристика звуков
- Вспомним, как произносится звук [с] перед зеркалом. Произнесите его правильно.
Как расположены губки? (в улыбке) Что происходит с зубками (они закрыты, образуют «заборчик») Где находится язык? (внизу за нижними зубками) Какой выходит воздух? (холодный)
Что вы еще можете рассказать о этом звуке? (согласный, твёрдый- мягкий, глухой)
- А теперь вспомним, как правильно произносится звук [ш]. Не забудьте проконтролировать себя, глядя в зеркало.
Как расположены губки? (округлены, слегка вытянуты вперёд, напоминают рупор) Где находится язык ? (вверху, «чашечкой»)
Какой выходит воздух? (горячий)
Что ещё вы знаете о звуке [ш]? (он согласный, твёрдый, глухой)
V. Фонематическая зарядка
Звучат звуки, записанные на магнитофон [с] [ш] . Одинаковые это звуки? (разные) Где находится язычок при звуке [с] (внизу),а при звуке [ш] (вверху). Поиграем в игру, я буду произносить звуки, а вы покажите ладошку, опущенную вниз, когда услышите звук [с], поднятую вверх при звуке [ш].
VI. Развитие фонематического слуха
А теперь поиграем в игру «Регулировщик». Возьмите в руки флажки. Услышишь звук [с] – подними синий флажок, а услышишь звук [ш] – подними красный флажок. Вспомни : синий- холодный воздух, а красный- теплый воздух. Будьте внимательны, чтобы не случилось аварии. Логопед произносит:
Ш, с, с, ш, ша, са, со, аш, ас, шапка, машина, сапоги, усы, лес, малыш, сок.
VII. Динамическая пауза.
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трём, трём,
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмём, жмём.
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились.
VIII. Звуко-слоговой анализ и синтез слов.
Назовите картинки:
Сковорода, стакан, стол. Ребята, что здесь лишнее и почему? (Стол, сковорода и стакан- посуда, а стол- мебель). Назовите все звуки в слове стол? (с, т, о, л). Обозначьте их кружочками. (Один ребёнок у доски, остальные, самостоятельно). Молодцы!
А теперь послушайте слова и определите на слух самое короткое слово: шахматы, машинист, шум, кошка (шум). Назовите из каких звуков состоит это слово(ш, у, м). Обозначьте их кружочками, выложив схему слова. Молодцы, солнышко довольно вами. А кто заметил какиезвуки спрятались в слове солнышко? Да, там есть звуки, которые мы сегодня повторяем, назовите где находится звук [с] в слове (в начале слова), а звук [ш] (в середине слова).
IX. Диферринциация в словах
Дидактическая игра «Собери цветок». Дети собирают цветок со звуком [с]. Назовите, что изображено на лепестках. Дети собирают цветок со звуком [ш]. Назовите, что изображено на лепестках.
X. Диферринциация в предложениях
Дидактическое упражнение «Исправь ошибку». Логопед читает предложение, а дети внимательно слушают и исправляют ошибку в предложении.
Мама положила в тарелку манную каску. (кашку)
Пожарный взял кашку. (каску)
Писатель писал башню. (басню)
Строитель строит басню. (башню)
В Новый год я надену Машку. (маску)
Кошку зовут маска. (Машка)
Ребята, видите как изменяется смысл слова при замене одного звука другим: была маСка- стала МаШка, каСка- каШка, баСня- баШня.
А теперь солнышко просит составить предложения из слов. Послушайте внимательно слова.
Саня, ехать, машина, на.
Шура, ехать, санки, на
Шура, собака, видеть, под, скамейка.
В, спешит, Саша, школа.
XI. Диферринциация в тексте
И последнее задание, которое просит выполнить солнышко – четко и правильно произнеси скороговорку.
XII. Итог и оценка деятельности детей.
-Ребята, кто мне ответит, каких звуков мы произнесли сегодня больше всего? (с-ш) Одинаковые ли это звуки? (нет). Сегодня солнышко довольно вашей работой на занятии, я думаю, что сегодня все заслужили призы-сюрпризы. (логопед дарит детям солнышко). Пусть это солнышко всегда улыбается вам, а вы не забудьте про звуки (с-ш). До свидания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.