Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с]-[ш]".
Оценка 5

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с]-[ш]".

Оценка 5
docx
16.02.2024
Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с]-[ш]".
сш.docx

Дифференциация звуков [с]-[ш]

Цели:

1.       Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [с],[ш];

2.       Учить внимательно вслушиваться  в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;

3.       Продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической последовательности;

4.       Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов, соблюдая правильный порядок слов в предложении.

Оборудование:

Предметные картинки на дифференцируемые звуки, игра «Собери цветок», символы-звуки для построения звуковых схем, магнитофон, флажки красные и жёлтые, коробка с сюрпризом.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Встали, сядет тот, кто правильно повторит за мной чистоговорку.

Са-са-са – вот летит оса.

Су-су- су – не боимся мы осу.

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо!

- Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости давайте повернемся и подарим им свои улыбки. Хорошо, а теперь улыбнитесь друг другу. Молодцы!

- Сегодня вашу работу на занятии будет оценивать солнышко и в конце занятия оно решило наградить вас призами-сюрпризами. Но для этого вы должны быть на занятии внимательными. Хотите получить  призы? Тогда начинаем нашу работу.

II. Объявление темы занятия

Отгадайте загадку:

Заворчал живой замок,                                                                                               Лёг у двери поперёк                                                                                                 Две медали на груди                                                                                                Лучше в дом не заходи.            (Собака)

- Назовите 1-й звук в слове собака? ( звук [с] ).  Молодцы! А эту загадку угадаете?

Твой хвостик я в руке держал,                                                                                               ты полетел, я побежал.  (Шар)

- Назовите 1-й звук в слове шар? ( звук [ш] ).  Молодцы!

- Ребята, кто догадался,  какие звуки мы сегодня будем повторять? [ c ]- [ ш ]. Правильно мы будем учиться правильно произносить их, находить в словах, в предложениях.

III. Произношение изолированных звуков

- Ребята, как льётся вода из крана? ( с-с-с) Как шипит змея? (ш-ш-ш)

IV. Характеристика звуков

Вспомним, как произносится звук [с] перед зеркалом. Произнесите его правильно.

 Как расположены губки? (в улыбке)                                                             Что происходит с зубками (они закрыты, образуют «заборчик»)                        Где находится язык? (внизу за нижними зубками)                                         Какой выходит воздух? (холодный)

Что вы еще можете рассказать о этом звуке? (согласный, твёрдый- мягкий, глухой)

- А теперь вспомним, как правильно произносится звук [ш]. Не забудьте проконтролировать себя, глядя  в зеркало.

Как расположены губки? (округлены, слегка вытянуты вперёд, напоминают рупор)                                                                                             Где находится язык ? (вверху, «чашечкой»)

Какой выходит воздух? (горячий)

Что ещё вы знаете о звуке [ш]? (он согласный, твёрдый, глухой)

V. Фонематическая зарядка

Звучат звуки, записанные на магнитофон  [с] [ш] . Одинаковые это звуки? (разные) Где находится язычок при звуке [с] (внизу),а при звуке [ш] (вверху). Поиграем в игру, я буду произносить звуки, а вы покажите ладошку, опущенную вниз, когда услышите звук [с], поднятую вверх при звуке [ш].

VI. Развитие фонематического слуха 

А теперь поиграем в игру «Регулировщик». Возьмите в руки флажки. Услышишь звук [с] – подними синий флажок, а услышишь звук [ш] – подними красный флажок. Вспомни : синий- холодный воздух, а красный- теплый воздух. Будьте внимательны, чтобы не случилось аварии. Логопед произносит:

Ш,  с,  с,  ш,  ша,  са,  со,  аш,   ас,  шапка,   машина,   сапоги,  усы,   лес,  малыш, сок.

VII. Динамическая пауза.

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трём, трём,

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмём, жмём.

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились.

VIII. Звуко-слоговой анализ и синтез слов.

Назовите картинки:

Сковорода, стакан, стол. Ребята, что здесь лишнее и почему? (Стол, сковорода и стакан- посуда, а стол- мебель). Назовите все звуки в слове стол? (с, т, о, л). Обозначьте их кружочками. (Один ребёнок у доски, остальные, самостоятельно). Молодцы!

А теперь послушайте слова и определите на слух самое короткое слово: шахматы, машинист, шум, кошка (шум). Назовите из каких звуков состоит это слово(ш, у, м). Обозначьте их кружочками, выложив схему слова. Молодцы, солнышко довольно вами. А кто заметил какиезвуки спрятались в слове солнышко? Да, там есть звуки, которые мы сегодня повторяем, назовите где находится звук [с] в слове (в начале слова), а звук [ш] (в середине слова).

IX. Диферринциация в словах

Дидактическая игра «Собери цветок». Дети собирают цветок со звуком [с]. Назовите, что изображено на лепестках. Дети собирают цветок со звуком [ш]. Назовите, что изображено на лепестках.

X. Диферринциация в предложениях

Дидактическое упражнение «Исправь ошибку». Логопед читает предложение, а дети  внимательно слушают и исправляют ошибку в предложении.

Мама положила в тарелку манную каску. (кашку)

Пожарный взял кашку. (каску)

Писатель писал башню. (басню)

Строитель строит басню. (башню)

В Новый год я надену Машку. (маску)

Кошку зовут маска.  (Машка)

Ребята, видите как изменяется смысл слова при замене одного звука другим: была маСка- стала МаШка, каСка- каШка, баСня- баШня.

А теперь солнышко просит составить  предложения из слов. Послушайте внимательно слова.

Саня, ехать, машина, на.

Шура, ехать, санки, на

Шура, собака, видеть, под, скамейка.

В, спешит, Саша, школа.

XI. Диферринциация в тексте

И последнее задание, которое просит выполнить солнышко – четко и правильно произнеси скороговорку.

XII. Итог и оценка деятельности детей.

-Ребята, кто мне ответит, каких звуков мы произнесли сегодня больше всего? (с-ш) Одинаковые ли это звуки? (нет). Сегодня солнышко довольно вашей работой на занятии, я думаю, что сегодня все заслужили призы-сюрпризы. (логопед дарит детям солнышко). Пусть это солнышко всегда улыбается вам, а вы не забудьте про звуки  (с-ш). До свидания.


 

Дифференциация звуков [с]-[ш]

Дифференциация звуков [с]-[ш]

Твой хвостик я в руке держал, ты полетел, я побежал

Твой хвостик я в руке держал, ты полетел, я побежал

Мы капусту жмём, жмём. Потянулись, наклонились,

Мы капусту жмём, жмём. Потянулись, наклонились,

Пусть это солнышко всегда улыбается вам, а вы не забудьте про звуки (с-ш)

Пусть это солнышко всегда улыбается вам, а вы не забудьте про звуки (с-ш)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2024