КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
с группой учащихся 2 класса
по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
ТЕМА: Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
Цели и задачи:
Оборудование: символы для обозначения гласных и согласных звуков; предметная картинка с изображением СОВЫ; индивидуальные карточки с заданиями: на дифференциацию звуков и букв в словах, на развитие буквенного синтеза, для физминутки.
Ход занятия.
Оргмомент.
1. Развитие логического мышления:
---- Послушайте загадки, отгадайте их.
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый ...... (мухомор).
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (аквариум).
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!». (чайник).
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом..... (картошка).
---- Запишите отгадки, построив из них цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с той буквы, на которую заканчивается предыдущее.(подсказка: начните со слова «чайник»).
(чайник – картошка – аквариум – мухомор).
2. Звуковой анализ записанных по цепочке слов).
--- На доске звуковая схема одного из слов. Посмотрите внимательно и скажите, к какому слову эта схема подходит? ( ) – аквариум.
Объясните.
3. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.
Основная часть.
--- Отгадайте, кто пришёл к нам на занятие по первым буквам слов: собака, облако, ветер, арбуз (СОВА).
На доске картинка совы (из какой сказки, мультфильфа эта учёная СОВА?). – правильно Винни-Пух
--- Пока сова летела к нам в гости, из слов, которые она несла выпали гласные буквы А. О. У. И., помогите вернуть их на место (работа на доске).
К..ШК.. ..КН.. ПЛ..Т..
К..Н.. Л..Н.. П.. ..К
СТ.. Л С..Х..Р Б..Р..Б..Н
3. Дифференциация звуков и букв в словах.
--- Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием. Теперь учёная СОВА хочет проверить, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах (уточнить разницу между звуком и буквой). Подпишите под каждой картинкой количество букв и звуков в её названии.
(Работа в индивидуальных карточках. Картинки: дождь (5 б., 4 зв.), улитка, ёж, орехи, фасоль, юла, пень, морковь).
--- Вспомните друзей СОВЫ из сказки про Винни - Пуха. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какая дорожка приведёт Винни - Пуха к домику Братца Кролика
--- На доске несколько звуковых схем и слов. Соедините слово с его схемой. Запишите в тетрадь.
Лиса -
Конь -
Ёлка –
--- Наша учёная СОВА большая выдумщица. Она придумала для вас игру «Волшебные слова». Составьте из букв слова и узнаете, что спрятано в нарисованном предмете (в шкафу – шуба, в доме – диван, в миске – салат, в кастрюле – каша, в коляске – кукла, в рюкзаке – карта).
Гимнастика для кистей и пальцев рук «Наши пальцы»
На моей руке пять пальцев (показать пальчики),
Пять хватальцев, пять держальцев (сжимать и разжимать кулачки),
Чтоб строгать и чтоб пилить (имитация указанных движений),
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать: (сжать пальцы в кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять! (поочерёдно разжать пальчики)
--- СОВА так увлеклась, что не заметила, как время занятия подошло к концу и пришла пора прощаться. Но на последок СОВА решила показать вам фокусы со словами.
Прочитайте слова левого и правого столбиков. Запишите их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.
СЛОВА БУСЫ
КОТЫ ТОЛЯ
УСЫ КРОТЫ
ОЛЯ ЛАМПА
ЛАПА СОВА
Образец: слова-сова, коты – кроты.......
Букву, которой эти слова отличаются, подчеркните.
Выберите любое слово из игры «Волшебные слова» (задание № 6) и нарисуйте в тетрадках звуковую схему к этому слову.
(Проверка на доске: дети по очереди выходят к доске и выкладывают из кружочков, выбранную схему слова, а другие должны определить это слово).
Итог занятия.
--- Ребята скажите, пожалуйста, какая тема занятия у нас сегодня была?
(Дети: «Звуки и буквы»).
--- А чем отличаются звуки от букв?
(Дети: «Буквы мы пишем и читаем, а звуки мы произносим и слышим»).
--- Всегда ли количество букв и звуков в словах совпадает?
(Дети: «Нет»).
--- Почему?
(Дети: «Потому что «Ь» звука не имеет». «Потому, что у гласных е, ю, я, ё в начале слов всегда два звука),
--- Молодцы!
Использованная литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.