Конспект группового логопедического занятия
для 3 класса.
«Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т']»
Логопедическая тема: Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т'].
Лексическая тема: Обогащение словаря по теме «Транспорт».
Тип занятия: повторение и закрепление материала на тему «Транспорт».
Группа: обучающие 3 класса
Цель занятия: дифференциация звуков [д] – [т], [д'] – [т'] в слогах, словах и предложениях с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции.
Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи:
Дидактический материал: изображение транспорта.
1. Организационный момент.
(Приветствие)
Сядет тот чье имя начинается на звук «С»
Сядет тот чье имя начинается на звук «О»
Сядет тот чье имя начинается на звук «Т»
Сядет тот чье имя начинается на звук «А»
2. Введение в тему.
Л: Ребята, повторите за мной:
Да-да-да - в ручейке бежит вода,
Ду-ду-ду - за водой сейчас пойду,
Ды ды-ды - принесу домой воды.
Та-та-та - хвост пушистый у кота,
Ту-ту-ту - привязали бант коту,
От-от-от - под столом играет кот.
Л: О каких двух звуках будем сегодня говорить? Правильно [Д] и [Т]. И сегодня мы с вами научимся их различать.
(Дети записывают строчные и заглавные буквы Д и Т в тетрадях).
Звуки произносим слышим
Буквы мы в тетради пишем,
Будем мы писать, читать,
Звук от буквы отличать.
3. Сопоставление по артикуляции.
Л: Давайте расскажем про этот звук
Положим руку к горлышку и послушаем, дрожит ли оно при произношении звука Д-Д-Д? (дрожит) С голосом или без голоса произносится этот звук? (с голосом)
- А теперь произносим звук Т-Т-Т и послушаем, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит) Значит, звук произносится без участия голоса.
Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы показывать мне таблички, с колокольчиками определяя какой согласный звук [Д] или [Т] вы слышите.
Дом, дар, том, так, Дон, ток, дух, дуб, дым, пот, кит, кот, дочь, трон, друг, таз, тыква, дыня, туман, тайна, тумба, удар, вода.
Молодцы! Отлично справились.
4. Развитие фонематического восприятия.
Ребята, посмотрите на доску, назовите то, что изображено одним словом (транспорт). Какие виды транспорта вы здесь видите? (наземный пассажирский и грузовой; подземный пассажирский; водный пассажирский и грузовой; воздушный пассажирский).
Какой вид транспорта вы не назвали? (если дети не называют какой-либо транспорт, логопед объясняет)
5. Звуковой и слоговой анализ
Давайте отхлопаем, сколько слогов в словах: лодка, самолёт, трамвай, велосипед. Определим, в каком слоге находятся наши звуки. Дайте характеристику этим звукам. Молодцы.
6. Физкультминутка
Руки ставим мы вразлет: (руки в стороны.)
Появился самолет (полетели как самолеты.)
Мах крылом туда-сюда, (наклоны влево-вправо.)
Делай «раз» и делай «два» (повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите (повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (прыжки на месте)
Опустили руки вниз, (опустили руки)
И на место все садись! (сели на места)
7. Дифференциация [Д] и [Т] в словах.
Л: А теперь откройте тетради и запишите слова в два столбика [Д] и [Т]
Слова: дом, трава, поезд, трамвай, велосипед, вертолет, автобус, лодка, дым, кот, том.
8. Игра «Буквы потерялись».
Найти одинаковые буквы и соединить их между собой.
9. Подведение итогов
Итак, что мы сегодня делали на занятии? Какие звуки учились выделять из слов, какие буквы писали, что узнали нового? (мы учились выделять звуки [д]-[т] и [д']-[т']. Писали буквы «Дэ» «Тэ». Вспомнили все виды транспорта. Записали слова со звуками [д]-[т]. Молодцы ребята, до свидания!
Поблагодарить всех детей за работу, особо отмечая отдельных учеников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.