Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР «Путешествие по временам года»
Оценка 4.9

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР «Путешествие по временам года»

Оценка 4.9
docx
21.05.2021
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР «Путешествие по временам года»
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.docx

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

«Путешествие по временам года»

Учитель-логопед: Мазур О.А.

Цель: систематизировать  знания о временах года, их отличительных признаках  и их последовательностью.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить навыки словообразования и словоизменения;

- расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

- совершенствовать правильное дыхание;

-  развивать мелкую моторику, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:          

- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.    

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков зимы, весны, лета, осени, Юпик;  мяч,  игрушка мультипликационного героя Лунтика, часы «Времена года», «Одуванчики» для дыхательной гимнастики.

Ход занятия

1.    Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие к нашему Юпику пришёл необычный гость, а чтобы узнать, как его зовут вам необходимо отгадать загадку.  

Знают взрослые и дети,

Что упал с другой планеты -

Фиолетовый зверек,

Детям маленьким дружок.  (Лунтик)

-Юпик просит просит вас помочь рассказать Лунтику, что такое времена года? Поможем ему?

(Обращается к героям) Приглашаем отправиться вместе с нами в увлекательное путешествие по временам года. А помогут нам волшебные  часы. (Часы «Времена года»)

 

II. Основная часть.

1.    Наше путешествие начинается!

Первое время года, в котором мы побываем…

Снег танцует и кружится.

Королева-вьюга мчится

На санях, а с ней сама

Раскрасавица- …(Зима.)     (Переводим стрелку часов на зиму).

-Конечно, это зима.

-Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

-Найдите картинки, которые относятся к этому времени года  и прикрепите их  к снежинкам.

- А когда идёт очень сильный снег и падает на землю, как называется такое явление в природе? (Снегопад)

 

2.    -Вот и у нас зима покрала все вокруг  белым пушистым снегом. Сейчас мы поиграем с вами в игру.

Словесная игра «Доскажи словечко».

-Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…снег

С неба всё скользят пушинки ,

серебристые….снежинки

На полянки, на лужок

Все снижается…снежок

Вот веселье для ребят

Все сильнее…снегопад

Все бегут вперегонки

Все хотят играть  в...снежки

Словно в белый пуховик

Нарядился…снеговик

Рядом снежная фигурка

Это девочка …Снегурка

На снегу-то, посмотри

С красной грудкой…снегири.

Словно в сказке как во сне        

Землю всю украсил....снег.

 

-Вы запомнили, какие слова добавляли в стихотворение? Назовите их.

-На какое слово они похожи? (Все эти слова похожи на слово “снег”)

-Верно. Во всех этих словах есть общая часть – “снег”. Эти слова называются родственными.   

3. -Молодцы ребята! А рассказать Лунтику  о зимних забавах поможет язычок.  

Сказка «Как Язычок лепил снеговика»

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко

(открывать и закрывать рот под счет до 5) «Окошко»

и очень удивился.

Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом.

(высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5) «Лопатка»

Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы) «Заборчик»

посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5) «Качели»

потом вниз на снежок

(опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) «Качели»

и решил слепить снеговика.

Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку),

потом другой (надуть правую щеку)

и, наконец, еще один, самый большой

(надуть обе щеки и удержать).

У Язычка замерзли руки.

Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»).

Когда снеговик был готов,

Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе) «Качели»

потом вниз

(опустить язык к нижней губе) «Качели»

по сторонам

(подвигать язык влево-вправо) «Часики».

и призадумался: «Чего-то не хватает».

Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки

(зажмурить один глаз, потом — другой),

из морковки получился длинный нос

(высунуть язык и потянуть вперед),

из веток Язычок сделал снеговику руки

(потянуть язык вправо, потом — влево).

Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает, то одним глазком, то другим

(подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым).

Вот какого снеговика слепил Язычок!

 

4.    Посмотрите, пока мы играли наши стрелки подошли к следующему времени года -

Снег в поле тает,

Грачи прилетают

Почки набухают

Когда это бывает? (Весной)

-Назовите весенние месяцы.    

-Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске картинки времён года). 

 

5. Составление предложений с опорой на картинку.

-Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Дети  по картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы, … дети надели весеннюю одежду и т.д.)

 

 

6.  Игра “Сравни и назови”

Л. начинает фразу, дети заканчивают.

Солнце желтое, как… (одуванчик).

Солнце круглое, как… (мячик).

Солнце ласковое, как… (мама).

Солнце румяное, как… (блинчик).

 

-Весной появились насекомые. Какие? (Бабочки, жуки, муравьи).

-Как вы думает, кто обрадовался тому, что появились насекомые? (Птицы).

-Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте. (Звучит аудиозапись “Голоса птиц”)

-Что вы слышите? (Голоса птиц, птичье пение.)

-Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (Перелетные.)

 

7. Пальчиковая гимнастика с прищепками “Построим гнездо”.

Под музыку В.Моцарта “Весенняя” берут прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки, несут и строят гнездо.

 

- С приходом весны у зверей появляются кто? (Детёныши)

 8. Игра «Назови детёнышей»

У лисы – лисята.

У белки – бельчата.

У ежихи – ежата.

У медведицы – медвежата.

 

-Молодцы ребята! Лунтику очень нравится путешествовать вместе с вами.

Вот мы с вами и перешли к новому времени года - ….

 

Посмотрите. Что за сказка?

Всё вокруг в цветах и в красках.

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке

Как зовется время это?

Угадать нетрудно … (Лето)

- Какие месяца вы знаете? (Июнь, июль, август)

- Июнь, июль, август- это какие месяцы? (летние)

 

9. -Предлагаю поиграть в игру «Правда или нет». Возьмите в руки сигнальные карточки, которые лежат на ваших столах. Я буду говорить предложения и если они верные, вы будете поднимать солнышко, если неверные - тучку:

Летом зеленая трава.

Летом идет снег.

Летом люди надевают шапки и куртки (что не так?)

Летом жарко светит солнце.

Летом на деревьях много зеленой листвы.

Летом желтеет трава (почему нет?)

Летом птицы улетают в жаркие страны (Почему не верно?)

Летом дети катаются на лыжах (что неправильно?)

Летом люди купаются в море.

 

10. Игра «Вот какое лето» (с мячом)

•          Если на улице светит солнце, то погода, какая? (солнечная)

•          Ели ветер (ветреная).

•          Ели дождь (дождливая)

•          Если пасмурно (пасмурная)

•          Если ясно (ясная)

•          Если туман (туманная)

•          Если тепло (теплая)

•          Если жарко (жаркая)

•          Если сыро (сырая).

-Молодцы, ребята, нам пора прощаться с Летом и идти дальше.

 

-Посмотрите наши стрелки перешли на заключительное время года и это …

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я кто же…. (Осень.)

                                                                       

-Конечно, это осень! Какие месяца мы знаем? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

11. Рассказ об осени.

-Посмотрите на картинку и помогите мне составить рассказ об этом времени года. (Логопед произносит фразу, а дети  ее заканчивают. Каждый ребенок произносит по одной фразе с опорой на картинку).

Педагог                                                                  Дети

Наступила…                                                       осень.

Осенью редко светит…                                      солнце.

Осенью часто…                                                  идет дождь.

Осенью дует…                                                    холодный ветер.

Осенью листья на деревьях…                            желтеют и падают.         

Осенью собирают люди урожай….                     овощей и фруктов.

 

-Молодцы, ребята, а сейчас поиграем мы в игру.

12. Д/И: «Собери урожай»:

Ход игры: Взрослый предлагает детям собрать урожай: то есть разложить карточки с изображением овощей, фруктов по корзинам соответствующего цвета. Дети по очереди берут со стола карточки, перевернутые картинкой вниз, внимательно рассматривают карточки, называют изображенный на картинке предмет, и кладут карточку в соответствующие корзины.

-Ребята, чтобы Лунтик лучше запомнил времена года, давайте  мы составим пейзажи. Что такое пейзаж? (Это картина о природе). (Дети делятся на четыре группы, каждой группе дается набор картинок по временам года).    

III. Итог.

-Вот и подошло наше путешествие к концу! Лунтику очень понравилось с вами путешествовать. Лунтик благодарит вас за старания и вручает вам звездочки со своей планеты..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      


 

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с

На санях, а с ней сама Раскрасавица- …(Зима

На санях, а с ней сама Раскрасавица- …(Зима

Качели» потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) «Качели» и решил слепить снеговика

Качели» потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) «Качели» и решил слепить снеговика

Игра “Сравни и назови” Л. начинает фразу, дети заканчивают

Игра “Сравни и назови” Л. начинает фразу, дети заканчивают

Летом на деревьях много зеленой листвы

Летом на деревьях много зеленой листвы

III. Итог. -Вот и подошло наше путешествие к концу!

III. Итог. -Вот и подошло наше путешествие к концу!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2021
Посмотрите также: