Староказинский филиал МБОУ Новоникольской СОШ
Мичуринский район Тамбовская область
Сценарий мероприятия по правилам дорожного движения:
«Я – водитель велосипеда».
Приготовила учитель начальных классов
Захарова Лариса Анатольевна
Октябрь 2018 учебный год
Цели мероприятия:
· Образовательные: познакомить обучающихся с историей создания велосипеда, разнообразием видов велосипедов, ПДД для велосипедистов, с безопасными местами езды на велосипедах.
· Развивающие: развитие познавательного интереса по средством применения ИКТ; осознание проблемы опасности для жизнедеятельности при несоблюдении правил дорожного движения; расширение кругозора обучающихся.
· Воспитательные: привитие навыков культуры безопасности на дорогах, умения оценивать степень риска на дороге.
Оборудование: компьютер, карточки для проверки и закрепления знаний.
Ход мероприятия.
Учитель: Ребята, в целях безопасного дорожного движения на дороге, я хочу вместе с вами вспомнить основные правила дорожного движения и познакомить с некоторыми правилами езды на велосипеде.
Велосипед является основным транспортным средством для подростков. На нём они совершают разного рода поездки: в школу, в лес, на рыбалку…
Управляя велосипедом, они на своём пути встречаются с другими транспортными средствами: автомобилями, мотоциклами, другими велосипедистами, сельскохозяйственной техникой… и пешеходами, движущимися в попутном и встречном направлениях. Кроме того пути велосипедиста и других участников движения могут пересекаться.
Поэтому очень важно грамотно и сознательно уметь управлять велосипедом, не создавая различного рода помех движению и аварийных ситуаций, сознательно выполнять правила дорожного движения. Ведь от этого иногда зависит жизнь и здоровье, как самого велосипедиста, так и оказавшихся рядом людей.
Регулярная езда на велосипеде способствует и укреплению здоровья велосипедиста.
Игра-разминка «Подскажи словечко»
1) Заучи закон простой:
Красный свет зажегся … (стой)
2) Жёлтый скажет пешеходу:
Приготовься к … (переходу )
3) А зеленый впереди
Говорит он всем - … (иди)
4) Кто в большой – большой мороз
Никогда не прячет нос?
Кто ответит без запинки
Как вам улицу найти?
Как дорогу перейти?
На вопрос любой
Вам ответит … (постовой)
5) В школе вы – ученики,
А в театре – зрители,
А в музее, в зоопарке
Все мы – посетители.
А на улицу, коль вышел,
Знай, приятель, наперед:
Всех названий стал ты выше,
Стал ты сразу - … (пешеход)
6) Есть подземный, и надземный,
И похожий есть на зебру.
От машин тебя спасет
Твой помощник ... (переход)
7) И, шагая по дорогам,
Не забудьте, малыши,
Тротуары – пешеходам,
Остальное – для … (машин).
8) И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с … стороны (правой)
9) Если едешь ты в трамвае,
А вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая
Проходи скорей ….(вперед).
Учитель: Молодцы! А теперь отгадайте
мою загадку и подумайте, о чем мы будем сегодня говорить в Не похож я на
коня
А седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я, так и знай.
(велосипед)
Учитель – Ребята догадались о чем мы будем сегодня говорить?
- Сегодня мы будем говорить о велосипеде, о его устройстве и о правилах безопасной езды на нем.
– А , что такое велосипед?
ВЕЛОСИПЕД - двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями.
– А ты знаешь как устроен велосипед? Расскажи нам.
1. Основная часть велосипеда, к которой крепятся все остальные его части (рама).
2. Часть велосипеда, изобретенная в древности в Ираке (колесо).
3. Часть велосипедного колеса (спица).
4. Часть велосипеда, передающая усилия от ног к колесам (педали).
5. Сидение велосипеда (седло). .
6. Часть велосипеда, при помощи которой велосипед поворачивает налево или направо (руль).
7. Водитель велосипеда (велосипедист).
Учитель - Велосипедистами становимся все мы,
когда садимся на велосипед.
Экскурс в историю.
Учитель - Один
мудрец сказал, что за исключением азбуки и книгопечатания, из всех изобретений
больше всего пользы человечеству принесли те, которые научили людей сокращать
расстояния. Итак,
Ученик - Слово “велосипед” значит “быстроног” – очень популярное средство передвижения у детей. Изобретением первой самоходной тележки был лесничий князя Бадемского, офицер барон Дрез. У барона была большая страсть к механике. Однажды Дрез смастерил и поехал верхом по улице верхом на узкой деревянной скамеечке с двумя тяжелыми колесами. Ногами Дрез отталкивался от земли, разгонялся, и несколько секунд тяжелая тележка катилась сама. Через два года, в 1815 году, в газетах появилось сообщение, что механик Дрез ездит на своей “машине”. Увидев это изобретение, император Александр I одобрил это изобретение и Дрезу присвоили звание профессора механики.
Первый двухколесный велосипед был изобретен в России в 1801 году мастером Артамоновым. И назывался САМОКАТОМ. Он был сделан полностью из железа, весил 40 кг и сам катился, если, конечно, седок крутил педали, приделанные к большому переднему колесу.
Гениальный изобретатель Кулибин также занимался решением подобной задачи. В 1791 году он изготовил повозку, два колеса которой с помощью ножных рычагов крутил водитель, стоящий на запятках повозки. Она могла вести трех седоков. Правда довольно медленно.
В одной из французских мастерских механик Пьер Мишо в 1855 году приделал к переднему колесу пару педалей точно так, как сейчас устанавливают педали в трехколесных детских велосипедах. Сразу обнаружилось много новых возможностей. Машина не падала и не опрокидывалась. Седок поддерживал равновесие: колеса вертелись, как гигантские волчки. Мишо окрестил его велосипедом. Но американцы величали ее “костотрясом”. Машина была тряской, тяжелой, имела непомерный тугой ход.
Изобретатели принялись облегчать велосипед. В 1897 году велосипед снабдили последним серьезным усовершенствованием – механизмом свободного хода. С тех пор велосипедисты могут отдыхать, не слезая с велосипеда. Достаточно разогнаться, а дальше можно ехать, не вращая педали. Велосипед будет ехать по инерции, конечно не очень долго.
Так велосипед стал велосипедом в его нынешнем виде. Слов нет, долгий путь. Но зато изобретение получилось на славу.
К 1920 году велосипед стал основным транспортным средством для рабочих, служащих, почтальонов и врачей. Велосипед – значит “быстроног”. Современные велосипеды полностью оправдывают это название.
- Ребята, а какие бывают велосипеды? (детские, спортивные, взрослые, подростковые, горные и другие).
Велосипедов существует много, и они очень разные:
– дорожный
велосипед предназначен для поездок по обычным дорогам. Он удобный, но не очень
быстрый. Такой имеется почти у всех ребят;
– шоссейный велосипед – для поездок на дальние расстояния по шоссе, он легкий и
быстрый;
– горный велосипед – для поездок по бездорожью, для спуска с гор. Он крепкий и
надежный;
– туристический велосипед и складной – удобные для путешествий, которые можно
взять с собой, легко сложив его пополам;
– гоночный велосипед – для спортивных велогонок;
тандем – это велосипед для двух или трех человек, с сиденьями для каждого;
– водный велосипед – на нем можно плыть по воде, крутя педали, как на
катамаране;
– одноколесный велосипед – нужен в цирке для трюков. Кажется. Что трюкач сидит
на самом колесе. А клоунский велосипед ездит и вперед, и назад. На нем смешат
публику клоуны в цирке;
– железнодорожный велосипед – это четырехколесная тележка с педалями для
движения по рельсам. Такие велосипеды используют на закрытых живописных
железнодорожный линиях для развлечения туристов.
· Рекорды на велосипедах
Ученые посчитали, что на велосипеде можно ехать в четыре раза быстрее ходьбы. И на нем расходуется в четыре раза меньше сил, чем, если идти или пробежать. Если человек может пройти пятьдесят километров, пока сильно не устанет, то проехать он может целых двести километров!
Несколько спортсменов-туристов проехали на велосипеде по всему миру, совершив кругосветное путешествие.
Самый быстрый рекорд скорости на велосипеде показал в 2001 году гонщик Сем. На велосипеде особой конструкции, который назывался “Варна Дьябло” (Варна – это город, году его сделали, а Дьябло – это значит, что он быстрый), он разгонялся на ровном шоссе без горок до скорости 126 километров в час! Это был настоящий и честный рекорд.
А шестью годами ранее, в 1995 году, голландец Фред Ромпельберг установил рекорд в 268 километров в час. Но это был не совсем честный рекорд, потому, что велосипедист разгонялся, привязанный за трос к скоростному автомобилю.
- А какие марки велосипедов вы знаете? ( Кама, Салют, Форвард, Патриот и другие)
Учитель: Очень большое количество велосипедов на улицах городов и сел создает определённые трудности и проблемы дорожного движения. А возникают эти трудности от незнания правил дорожного движения! Часто страдают те велосипедисты, которые не умеют применять правила дорожного движения в жизни.
Учитель: Ребята, а какие правила должны знать велосипедисты?
Учитель: для езды на велосипеде не нужно специального разрешения. Они предназначены для езды по дорогам с различным покрытием. Это машины, способные к безотказной работе на любых дорогах, при различных климатических условиях, они имеют большой срок службы. Велосипедисты, так же как и автомобилисты, приравниваются к равноправным участникам дорожного движения. К ним в полной мере относятся все положения Правил дорожного движения. Но не надо забывать, что велосипед является самым опасным видом транспорта, так как он не устойчив при движении, а велосипедист не защищен, как водитель автомобиля кузовом или кабиной.
Велосипед – простая и удобная машина. Некоторые дети, не изучив машину по-настоящему, не научившись, как следует, управлять, не зная правил движения, торопятся выезжать на улицы и дороги и интенсивным движением и попадают в сложную обстановку. В таких случаях они нередко бывают виновниками дорожно-транспортных происшествий. Поэтому, прежде чем выехать на дорогу, велосипедист должен хорошо изучить велосипед, научиться его водить и отлично изучить и знать правила дорожного движения.
· Водителю велосипеда разрешается:
– дети
могут водить велосипед только на закрытых площадках: во
дворах, парках и на стадионах;
– по тротуарам разрешается ездить только малышам на детских велосипедах под
присмотром взрослых;
– перед тем, как выезжать на улицу, необходимо проверить, исправны ли на
велосипеде тормоза, руль, звуковой сигнал, накачаны шины, натянута цепь.
Проверять техническое состояние велосипеда надо ежедневно;
– если надо пересечь дорогу, сойдите с велосипеда, держа его за руль, пройдите
по пешеходному переходу. Попытка проскочить через дорогу на велосипеде может
очень плохо кончиться;
– на велосипеде можно ездить только по тем дорогам, где есть специальный знак в
синем круге “Велосипедная дорожка” – относится к группе разрешающих знаков;
– перевозить можно только детей в возрасте до 7 лет при условии, что на вашем
велосипеде установлено дополнительное сиденье;
– велосипедист, двигаясь по улице, должен внимательно следить за всеми
сигналами, подаваемыми водителями других транспортных средств. Сам велосипедист
сигнализирует руками. Перед торможением надо поднять руку вверх;
– отправляясь на велопрогулку, сообщайте старшим о предполагаемом маршруте.
Тогда можете рассчитывать на быструю помощь в случае ремонта велосипеда;
· Водителю велосипеда запрещается:
– до
14-летнего возраста нельзя ездить на велосипеде по дорогам и улицам. Во дворе –
пожалуйста, но не выезжая на дорогу;
– устраивать гонки на дороге, игру “вперегонки”;
– эксплуатация велосипедов, если имеются технические неисправности: тормозного
устройства, не закреплен руль, погнуто колесо. Слабо накачаны шины;
– движение велосипедистов-учащихся в темное время суток;
– перевозить предметы или груз, которые выступают на 0,5 метра по длине и
ширине за габариты велосипеда и могут помешать управлению;
– буксировка велосипедов и мопедов; в любых местах на улицах и дорогах водитель
велосипеда обязан пропускать слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью;
– категорически запрещается – цепляться за проезжающий мимо
транспорт и ездить на велосипеде держась одной рукой за руль или без рук.
Запомните ребята! знак в красном круге – “Велосипедное движение запрещено”.
ИГРА «ДА» и «НЕТ»
Учитель: А сейчас мы с вами проведем викторину. По моему сигналу вам нужно поднимать каточки с ответом «Да» и «Нет».
✓ Велосипед – это механическое транспортное средство?
✓ Человек, ведущий велосипед по тротуару, - пешеход?
✓ Вам 10 лет, и вы имеете право ездить на велосипеде по проезжей части?
✓Кататься нужно в определенных местах: в парках, во дворах, на стадионе.
✓ Велосипедисту разрешается ездить, не держась за руль?
✓Перед началом движения нужно проверить исправность тормозов, звонка, подкачать шины.
Учитель: - Ребята, конечно, ездить на велосипеде очень здорово. Но при этом нельзя забывать о правилах, которые обязательно надо соблюдать. Вспомнить и закрепить эти правила нам поможет тест.
Тест
1. Велосипед был изобретен ... лет тому назад.
o более100лет
o более 200лет
o более 300лет
2. По правилам пассажиром велосипеда может быть ребенок не старше ... лет?
o 7 лет
o 6 лет
o 5 лет
3. С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
o 12 лет
o 10 лет
o 14 лет
4. С какого возраста можно ездить на переднем пассажирском сидении автомобиля?
o с любого возраста
o 5 лет
o 12 лет
5. Что это за знак: круглой формы с красной окантовкой, а в середине нарисован – велосипед?
o велосипедная дорожка
o велосипедное движение запрещено
o пересечение с велосипедной дорожкой
6. Живой «светофор». Кто это?
o постовой
o инспектор
o регулировщик
7.
Что такое? Отгадай!
Не мопед, не велосипед
Нет нужды ему в бензине
Хоть колеса на резине.
o автобус
o троллейбус
o легковая машина
8. Автобус, троллейбус на остановке надо обходить ...
o сзади
o спереди
o как хочешь
9. Перед каждой поездкой на велосипеде надо строго проверять исправность ...
o тормозов
o руля
o колес
Вывод: Ребята помните! Велосипед – удобный и очень распространенный вид транспорта для передвижения. Но это и опасный вид транспорта, если не соблюдать культуру безопасности на дороге. Поэтому к велосипедистам предъявляются повышенные требования в части знания правил дорожного движения. Помните эти правила, соблюдайте и вы не будете виновниками дорожно-транспортных происшествий.
Это должен каждый знать обязательно на пять!”
Знаки важные дорожные –
Компас взрослых и ребят.
Дети! Будьте осторожны!
Знайте, что нельзя, что можно!
Выполняйте все, что знаки говорят!
На следующем уроке мы продолжим с вами знакомство с правилами езды на велосипеде по улицам и дорогам, движениях групп велосипедистов.
Ключ к тесту
1. Более 200 лет
2. 7 лет
3. 14 лет
4. 12 лет
5. Велосипедное движение запрещено
6. Регулировщик
7. Троллейбус
8. Сзади
9. Тормозов
· Основы безопасности жизнедеятельности: элективный курс “Мы и дорога” /авт.-сост.О.В.Пахнутова/.
· Тематические игра по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера.
· Журнал “Непоседа”. Цикл “Маленький спасатель”.
· Газета по ПДД для детей “Добрая дорога детства”.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.