Движение крови и лимфы по сосудам
Урок обобщающего повторения по биологии 8 класс
Цель урока :закрепить знания учащихся по особенностям строения кровеносной и лимфатической систем организма человека в связи с выполняемой функцией.
План урока.
Чтобы приступить к закреплению знаний по теме, давайте проведем энергизатор, который называется « Кровь» Дети, сидя на стульях, образуют круг. Учитель объясняет правила игры. Каждый ребенок называется клеткой крови, например : эритроцит, тромбоцит и лейкоцит, учитель тоже называет себя клеткой крови ( он стоит перед детьми). Если я произнесу слово « эритроцит», все эритроциты должны поменять местами, лейкоцит – все лейкоциты меняются местами, но если кто-то произнесет слово « кровь», то все участники меняются местами. Учитель принимает участие в игре, он первым называет клетку крови ту, которая выпала не него при расчете. Когда дети будут меняться местами, главное для учителя занять стул, на котором сидел ученик. Кто остался без стула – тот ведет. (игра должна длиться 2минуты )
« Какова роль кровеносной системы в организме человека?»
( дети по очереди называют функции, которые выполняет данная система органов)
- разносит кислород, выводит углекислый газ
- разносит питательные вещества, выводит продукты распада
- защищает организм от бактерий и чужеродных тел
-сохранят постоянство своего состава
- согревает наш организм
- защищает организм от кровопотери и т.д.
4. Чтобы выполнить всю эту работу, необходимо иметь специфичное строение.
Работа в группах кооперативного обучения
( в группе распределяются роли : хронометрист – следит за временем, секретарь-записывает все идеи, докладчик – выступает )
Учитель делит класс на 3 группы ( по принципу 1,2,3), единицы, двойки и тройки объединяются в группы, каждая группа решает данную проблему в течение 2-3 минут, по истечении времени представитель каждой группы, называет по одной характерной особенности строения органов кровеносной системы, которые фиксируются учителем на доске ( версии не повторяются)
« Особенности строения органов системы»
Проблема!
Какую работу выполняет лимфатическая система? Почему мы ее изучаем вместе с кровеносной системой? Какая существует между ними взаимосвязь?
( лимфатическая система связана с кровеносной протоками, которые открываются в подключичные вены, участвует в транспорте веществ- жиров, защищает от бактерий, отмерших клеток, регулирует постоянство внутреннего состава )
Энергизатор: «Клетки крови» Дети стоят, образуя полукруг. Учитель говорит, что каждому слову соответствует движение , например : капилляр – стать на носочки и поднять обе руки вверх, артерия – наклониться вперед, вена – наклон головы вправо, влево, кровь – отклониться назад. Учитель называет слова и выполняет с детьми соответствующие движения.
6. Дети садятся на стулья. Класс делиться на 4 группы по принципу 1,2,3,4. Работа в группах кооперативного обучения. На выполнение задания отводится 2 минуты.
Каждой группе дается ситуация:
Девочки на кухне готовили обед и вдруг, Ира порезала палец ножом. Кровь сильно текла из раны. Наташа сказала, что рану необходимо обработать йодом для дезинфекции или зеленкой. Света предложила наложить жгут, чтоб остановить кровотечение. Нина посоветовала обработать рану перекисью водорода и забинтовать палец. А Ира, у которой кисть руки была в крови, прижала пальцем рану и подняла руку вверх»
( На выполнение задания отводится минута времени)
Задание первой группе:
Девочки на кухне готовили обед и вдруг, Ира порезала палец ножом. Кровь сильно текла из раны. Наташа сказала, что рану необходимо обработать йодом для дезинфекции или зеленкой.
Правильно бы поступила в данной ситуации Наташа, обработав рану йодом или зеленкой?
Задание второй группе:
Девочки на кухне готовили обед и вдруг, Ира порезала палец ножом. Кровь сильно текла из раны. Света предложила наложить жгут для остановки кровотечения.
Правильно бы поступила Света, наложив жгут? Когда необходимо накладывать жгут?
Задание третьей группе:
Девочки на кухне готовили обед и вдруг, Ира порезала палец ножом. Кровь сильно текла из раны. Нина посоветовала обработать рану перекисью водорода и забинтовать палец.
Правильно бы поступила Нина в данной ситуации? Для чего используют перекись водорода?
Задание четвертой группе:
Девочки на кухне готовили обед и вдруг, Ира порезала палец ножом. Кровь
сильно текла из раны. Ира, у которой кисть руки была в крови, прижала пальцем
рану и подняла руку вверх»
Правильно ли поступила Ира в данной ситуации? Как бы поступили вы?
Дети рассаживаются полукругом.
Необходимо закончить предложение:
« Чтоб кровеносная система нормально функционировала, необходимо ……………..»
(Отвечают цепочкой друг за другом, если ответить ребенок не может, его пропускают)
- вести здоровый образ жизни, курение и алкоголь губительно влияют работу системы органов.
- питаться продуктами питания богатыми витаминами группы В ( В 12 регулирует образование эритроцитов и тромбоцитов, недостаток приводит к развитию малокровия)
- заниматься спортом, что укрепляет сердечную мышцу и сосуды
- делать прививки, что повышает иммунную защиту организма
- использовать только стерильные шприцы
- защищать организм от повреждения ( кровопотери)
- соблюдать режим дня
8. Подведение итога урока Оценивание выступлений учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.