Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Умка»
Конспект подгруппового занятия
с детьми 6-7 лет, имеющими ФФНР
Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях»
Учитель - логопед Усова О.А.
Шадринск
2023
Цель: Продолжать автоматизировать звук Р в слогах. Словах и предложениях.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
· Отработать четкое произношение [Р] в слогах, словах и предложениях на конкретном речевом материале;
· Совершенствовать фонематический слух;
· Формировать умение выделять существенные признаки звука;
· Продолжить формирование умений работать по образцу и отвечать на вопросы полным предложением.
2.Коррекционно-развивающие:
· продолжить развитие мелкой моторики, координации движения, пространственную ориентировку;
· развивать воображение. Внимание, слуховое и зрительное восприятие у детей;
· развивать пространственное логическое мышление, операцию обобщения, слуховую и зрительную память.
3.Воспитательные:
· продолжить формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, желание трудиться;
· воспитывать уважение к окружающим людям и миру.
Оборудование: фотографии с изображением выступлений артистов цирка,
Дидактический материал «Говорим правильно звук Р» (предметные картинки, ребусы, игрушки), контейнер с фишками для звукового анализа, цветовые «сигналы», мяч, компьютер, индивидуальные зеркала, музыка Екатерины Железновой «Жираф» (песня), Насоновой «Логоритмика» (артикуляция, дифференциация), альбом «Радионяня» песня исп. Ю.Никулина «Я иду в цирк».
Ход занятия
I. Организационный момент
1. «Гимнастика для ума»
-Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:
· □○◊ - это геометрические … (фигуры)
· Первый месяц весны …(март)
· «Белый», а наоборот …(чёрный)
· Страна, в которой мы живем… (Россия)
2.Характеристика звука [Р]
- Какой звук встречается во всех этих словах?
- Какой он согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?
3. Артикуляционная гимнастика (под музыку Насоновой)
- чтобы правильно говорить звук [Р], подготовим щёчки, губки, язычок.
(Выполняем артикуляционные упражнения перед индивидуальными зеркалами)
ü «Улыбочка» ↔ «Трубочка»
ü «Толстячок» ↔ «Худышка»
ü «Накажем непослушный язычок»
ü «Чупа - чупс»
ü «Лошадка»
ü «Остановим лошадку»
ü «Качели»
ü «Лошадка»
ü «Дятел»
II. Развитие фонематических процессов
1. Автоматизация звука [Р] изолированно в слогах
(Играет песня «Я в цирк иду» исп. Ю Никулин)
- Сегодня мы отправимся в цирк. Поедем в цирк на автомобилях.
(Дети по очереди берут игрушечный руль и «едут» : «Рррр…»)
- Пока едем, проведём пальчиковую гимнастику «Пальчики здороваются»:
ü Ра-ро-ру-ры
ü Ар-ор-ур-ир
ü Пра-про-пру-пры
ü Бра-бро-бру-бры
ü Рар-рор-рур-рыр
- Возле цирка встречает сторожевой пёс Барбос.
(Выполняется стихотворение с движением)
Я немного порычу: р-р-р, р-р-р (крутят кулачками).
Очень косточку хочу: р-р-р, р-р-р (крутят кулачками).
Муха в воздухе летает: р-р-р, р-р-р (крутят кулачками).
И меня не замечает: р-р-р, р-р-р (крутят кулачками).
Погляжу я, что такое: р-р-р, р-р-р (крутят кулачками).
На обед у нас жаркое: р-ням, р-ням (крутят кулачками + имитация движений собачьей пасти).
Погрызу, спою рычалку: ры-ры-ры, ра-ра-ра.
И улягусь до утра,
Потому что спать пора: тс-ссс
2. Автоматизация звука [Р] в логах и словах
- Вместо билета нужно каждому из вас сочинить чистоговорку и проговорить ее правильно:
Ар-ар-ар – у меня воздушный …(шар)
Ор-ор-ор – ядовитый …(мухомор)
Ыр-ыр-ыр – мыши любят …(сыр)
Ирк-ирк-ирк – все дети любят …(цирк)
- Вот мы и в цирке представление начинается. Выступают дрессированные собачки. В каждом слове первый звук они заменяют на звук [Р] (игра с мячом):
Тома → ….(Рома)
козы → ….(розы)
мычать → ….(рычать)
мак → ….(рак)
кот → ….(рот)
забота → ….(работа)
хобот → ….(робот)
высь → ….(рысь)
- Выступают акробаты (под музыку Насоновой)
(Выполняется ритмическая игра. Дети стоя выполняют движения руками и проговаривают слоги :Ра-ра-рарара, …
Аналогично со слогами: Ра-, ру, ры-, ар- , ор- , ур- , ыр- ).
3. Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях
- На арене выступает клоун. Он смешит зрителей. Клоун не умеет произносить звук [Р] , помогите понять, что говорит он:
ü Во.обей п.ыгает по до.ожке.
ü У А.тёма чё.ные б.ови.
ü С ого.ода соб.ан у.ожай.
ü У Ю.ы в .уке г.уша.
ü В угиве.маге п.одаются ков.ы.
ü Д.узья соби.аются на .ыбалку.
ü Его. пьёт кефи. из к.ужки.
ü Вок.уг забо.а .астут цветы.
Аплодисменты (повторить ритм хлопками).
Антракт.
-Что это значит?
Пальчиковая гимнастика «Гости» (русская народная игра)
- Мама, мама! (мизинцы)
-Что, что, что? (указательные пальцы)
-Гости едут! (мизинцы)
-Ну и что? (указательные пальцы)
- Здрасьте, здрасьте! (средние и безымянные дважды перекрещиваются «обнимаются»)
-Чмок, чмок, чмок (средние и безымянные пальцы постукивают «целуются»).
Речевая игра «Буфет».
(Дети выбирают «блюда» - картинки, в названиях которых есть звук [Р]. Садятся на место и рассказывают. Что купили: «Я купил …»).
- Во время антракта можно посмотреть на дрессированных животных (показываются игрушечные животные: жираф, слон, кот, зебра). (Под песенку «Жираф» дети выполняют упражнения на координацию речи и движения).
4. Определение места звука [Р] в словах.
- Представление продолжается. На арене дрессированный котик. Ему по команде нужно занять одну из тумб. Командой для него служит картинка. Если в названии картинки звук [Р] в начале слова, котик встает на первую тумбу, в середине – на вторую; а если в конце – на третью.
(Ребёнок отгадывает предмет, определяет место звука в слове и помещает котика на нужную тумбу).
Вопросы к картинкам:
ü Что бывает после грозы?
ü Как называется продолговатый овощ оранжевого цвета?
ü Кисломолочный продукт белого цвета, жидкий?
ü Плавает в воде, имеет плавники и хвост?
ü Что кладут в чай, чтобы он стал сладким?
ü Кто роет норы под землёй?
ü Тёплая, вязанная, шерстяная одежда без застёжки?
ü Какой транспорт ходит на пару?
ü Что надевают на шею зимой?
ü На чем летают в космос?
(Набор картинок: радуга, морковь, рыба, сахар, обруч, экскаватер, пароход, свитер, шарф, корова, сыр, шорты, радио, куртка, помидор).
5. Звуковой анализ слова
- Отгадай загадку: «Огромная кошка, вся шуба в полосках» (Тигр).
- Тигра зовут Роми. С помощью красных, синих и зеленых фишек составьте схему слова «Роми».
- Давайте вспомним скороговорку про тигра:
У тигра крутой нрав.
- Какие еще скороговорки со звком [Р] вы знаете?
Тары, бары, растабары, у Варвары куры стары. И др.
6. Звуковой синтез слов.
-На арену выходит фокусник.
Фокус 1-ый: отгадайте какое слово получиться, если взять от предметов первые звуки (картинки: дом, рыба, улитка, гармошка).
Фокус 2-ой: ребусы – зашифрованные слова пирог, мороз, браво.
III. Закрепление правильного произношения звука Р в связной речи.
- Во время представления фотограф сделал фотографии выступлений артистов. Получив от меня фотографии, расскажите, что на них изображено.
IV. Итог.
- Какой звук мы научились сегодня произносить? ( [Р] ).
Самооценка детей.
-Если вы считаете, что хорошо потрудились, то поднимите «сигнал» того цвета, в названии которого есть звук [Р].
- Если вы считате, что у вас не всё получилось хорошо, вы могли бы поработать лучше, поднимите «сигнал», в котором нет звука [Р].
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.