КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «МИР ТКАНИ»
Цель. Расширять знания детей о разных видах тканей.
Задачи.
1. Познакомить детей с происхождением тканей.
2. Развивать умение сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать в коллективе.
Материал: образцы тканей для каждого ребёнка: льняная и хлопчатобумажная ткани, драп, болонья, шёлк.
Иллюстрации (лён, поле хлопчатника, веточки хлопчатника с раскрытыми коробочками).
Ход
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Посмотрите в мои глаза и глаза своих друзей. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и своими друзьями.
Раздаётся стук в дверь (появляется Веснушка).
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Веснушка. Я проходила мимо вашего детского сада «Теремок» и решила зайти и пригласить вас посетить мою лабораторию. Мне очень хочется рассказать вам о разных видах тканей и какую из них шьют одежду.
Веснушка. Пожалуйста, проходите. Перед вами образцы тканей, среди них есть льняная ткань (показы- ваю). Как вы думаете, из чего делают эту ткань?
Воспитатель. Когда цветёт лён – всё поле в голубых цветочках. Отцветёт лён – тут же его и срезают, рас- кладывают на земле и ждут, пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из ни- тей ткут ткань. У льняных тканей есть ещё одна особенность. Полотно из толстых льняных нитей называют холстом (спрашиваю 2-3 детей). На нём художники пишут свои картины масляными красками, а масло, на ко- тором замешены краски, выжимают из семян льна.
Как вы думаете, что можно сшить из льняных тканей? (Скатерти, полотенца, постельное бельё, летнюю одежду.) Молодцы, правильно.
А вот это хлопчатобумажная ткань. Давайте рассмотрим её и сравним с льняной тканью. Чем они отлича- ются? (Раздаю кусочки ткани).
Хлопчатобумажная ткань легче, тоньше, чем льняная ткань. Вы знаете что-нибудь о выращивании хлопчатника?
Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато-уборочный комбайн. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити.
Из семян хлопчатника выжимают хлопковое масло, да и сам хлопок мы имеем благодаря семенам, потому что волоконца хлопка – это волоски на семенах хлопчатника.
Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? (Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, ха- латы.)
Правильно. Ещё в одежде из хлопчатобумажной ткани тело дышит. Посмотрите на этот коврик (показываю 2 бумажных коврика). Представьте, что это ткань. Полоски – это нити. Между ними остаются дырочки, а так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а дышит.
Ребята, посмотрим, а вот эта ткань называется драп. (Раздаю кусочки ткани). Какой он на ощупь? Толстый, мягкий. Что можно сшить из драпа? Тёплую юбку, пальто. Послушайте стихотворение и скажите, из чего дела- ют тёплые ткани:
Нам мешок кудряшек Подарил барашек.
Вышла брату шубка, вышла маме юбка. А носочки мне.
Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электриче- ской машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.
В моей лаборатории есть ещё один вид ткани – шёлк. Посмотрите, и скажите какой он? Блестящий, гладкий. Кто же даёт нам шёлковые нити? Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом (спрашиваю 2-3 детей). Её так называют потому, что она ест листья туто- вого дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку гусеница выпускает изо рта 2 пау-
тинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику.
Физкультминутка Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки, вправо – влево наклонились И ещё раз повторили.
А теперь рывки руками выполняем вместе с вами, Руки вверх и руки вниз,
Ты давай ка не ленись. На одной ноге стою, А другую подогну.
А теперь попеременно буду поднимать колени. Отдохнули, посвежели. На меня все посмотрели.
Ой, ребята, совсем забыла! Мне нужна ваша помощь. Завтра должен состояться показ коллекции моих пла- тьев. Мы с подружками изготовили выкройки платьев, но не успели их украсить. Вы не поможете мне украсить платья разными узорами, так, чтобы они были красивые, яркие и необычные? (Ответы детей).
Предлагаю занять места за столами.
Я предлагаю вам стать дизайнерами-модельерами. Вы знаете, кто такие дизайнеры-модельеры?
Перед вами лежат выкройки платьев и разные заготовки для их украшения. Заготовки мы с вами будем наклеивать не клеем, а с помощью скотча. Вы возьмёте заготовку, снимите со скотча верхний слой бумаги и приклеите к платью. Можете приступать к работе.
Ребята, большое спасибо! Посмотрите, сколько красивых платье у нас получилось. Все они украшены по- разному. Значит, завтра показ коллекции платьев состоится.
Итог.
Ребята, вам понравилось в лаборатории?
Давайте вспомним, что мы сегодня с вами узнали нового?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.