муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г . Волгодонска
Конспект
непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: «ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»
Учитель-логопед I квалификационной категории О.Н.Еременко
г. Волгодонск 2020г
ЛОГОПЕД:
- Утром нам пришло письмо
В гости нас зовёт оно
В лесу далёком и густом
Есть поляна с волшебством.
Вы хотите отправиться на волшебную зимнюю полянку? (Ответы .) Ребята,
когда я шла сегодня в садик, мне передали записку. Прочитаем записку.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам лесная фея, злая волшебница заколдовала всех лесных зверей : белки мышей ловят, медведи по деревьям скачут, волк на ветке сидит, грибы сушит, заяц в берлоге спит, Просим вас приехать в заколдованный лес и навести здесь порядок.
Логопед : Ребята, вы готовы помочь лесным обитателям, которые страдают от проделок злой волшебницы.
Дети : Конечно, нам нужно срочно отправляться в лес на помощь лесу и его жителям.
Логопед : - Осталось теперь только попасть в заколдованный лес, а поможет нам в этом «волшебное зеркало» , которое перенесет нас в волшебный лес, после того как мы выполним Гимнастику для языка.
Упражнение «Думающая шапочка»
(способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи).
Логопед. Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо делать массаж ушей старательно.
Улыбнулись.
Взяли наши ушки,
Тянем до макушки, (Тянуть указательным и большим
Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх)
Слушаем внимательно.
Тянем, тянем наши ушки,
Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны)
Тянем ушки в стороны,
Чтобы все запомнить здорово.
Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз)
Четко произносим каждое слово.
Дыхательная гимнастика. Наращивание слов в предложении.
Логопед. Какое сейчас время года? Верно, осень! (Дети за логопедом повторяют глубокий вдох через нос и на выдохе произносят следующие фразы)
Падают листья.
Тихо падают листья
Тихо падают желтые листья.
Тихо падают желтые ,красивые листья .
Тихо падают желтые ,красивые листья за окном.
Гимнастика для глаз "Найди названного зверя".
(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением лесного зверя)
Логопед. Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.
Логопед раздает каждому ребенку по одной картинке из пары «след »-«жилище животного» из дидактических игр «Где чей дом? Чьи это следы?»
А теперь - не зевай
Где, чей след?
И где, чей дом?
Быстро угадай!
Дети должны найти парную картинку к своей у другого ребенка и образовать с ним пару (взять его за руку)
Пары картинок : лисьи следы - нора; волчьи следы - логово; медвежьи следы - берлога; беличьи следы – дупло; заячьи следы – заросли.
Логопед. Молодцы. Садитесь на свои места.
4. Развитие речи.
Логопед. Где, чей след и где чей дом вы угадали. А сможете ли вы составить названия лесных животных из предложенных слогов? (Дети составляют названия животных из слогов - пазл, лежащих у них на подносах. Затем ,каждый читает вслух свое слово)
А сейчас я предлагаю вам придумать предложения о своем животном в соответствии со схемой на доске. (Логопед выкладывает на доске схемы предложений)
|_____ _____ _ _____.
|_____ _____ _____ _ _____.
Дети выполняют движения согласно тексту, делая шаги на каждый ударный слог).
Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой (Идут по кругу друг за другом).
За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая).
За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках).
За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются на присядках).
За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку).
За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками).
За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).
Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами).
Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, делают «лакательные» движения).
- Поиграем в игру «Назови слово – признак» (рядом с моделью на каждое слово-признак выставляется карточка, обозначающая прилагательное).
- Заяц какой? (Серый, трусливый, пугливый, быстрый, длинноухий)
- Волк какой? (Серый, злой, голодный, лохматый, клыкастый, острозубый)
- Лиса какая? (Хитрая, рыжая, пушистая, рыжехвостая)
- Медведь какой? (Большой, мохнатый, сильный, косолапый, короткохвостый)
- А ещё медведя называют толстопятым. Знаете почему? У него толстый слой огрубевшей кожи покрывает подошвы лап. Это позволяет медведю безболезненно ходить по каменистой почве.
ЛОГОПЕД: - А как вы догадались?
Ответ детей в форме описательного рассказа по опорной схеме.
ЛОГОПЕД: - Лиса хочет поиграть с вами, но она очень хитрая, поэтому будьте очень внимательны, она постарается вас запутать.
Игра с сухим бассейном (найденные игрушки соединяются в гирлянду из пяти разноцветных геометрических фигур).
ЛОГОПЕД: - Назовите фигуры и скажите, какого они цвета.
ДЕТИ: - Синий треугольник, красный квадрат, зелёный круг, синий прямоугольник, желтый квадрат.
ЛОГОПЕД: - А теперь запомните, в какой последовательности они прикреплены. Закройте глазки. Хитрая лиса поменяет фигурки местами, а вы должны будете вспомнить, в какой последовательности были фигурки.
Дети
выполняют задание. Вот задание от медведя: «Ответьте, пожалуйста, чем питаются
дикие животные?»
Упражнение «Чем питаются дикие животные»
Волк питается мясом (зайцами, овцами, лосями).
Медведь
питается малиной (медом, рыбой, насекомыми, корешками).
Белка питается орехами (грибами, ягодами, молодыми побегали).
Лиса питается мышами (рыбой).
Еж питается жуками (червяками, грибами, ягодами).
Заяц питается морковкой (капустой, травой, веточками).
Лось питается травой (веточками, корой, грибами).
Хорошо! Вы уже почти все рассказали о диких животных. Осталось совсем
немного. Следующая загадка!
Всю зиму между елками,
Проспал мешок с иголками.
«Фф.ф — хватит спать,
Пора вставать!» (Еж)
Как вы догадались? (у ежа есть иголки, зимой он спит под листвой и снегом)
ЛОГОПЕД:- А теперь ответьте на вопросы хитрой лисички. Какая фигурка стоит вторая по счёту? (Красный квадрат.) Между какими фигурками стоит красный квадрат? (Между синим треугольником и зелёным кругом.) Каким по счету стоит зелёный круг? (Зелёный круг стоит третьим по счету.) Перед какой фигурой стоит синий треугольник? (Синий треугольник стоит перед красным квадратом.)
Рога раскинув широко. (Лось)
Как вы догадались? (у лося есть копыта и рога, он лесной красавец)
Лось предлагает вам очень непростое задание. «Назовите, как называются жилища у
диких животных?»
Игра «Где живет, чей дом»
Для этого, нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.
Где живет белка? (Белка живёт в дупле). Значит это чье дупло? (Это беличье
дупло).
Где живет волк? (Волк живёт в логове). Это чье логово? (Это волчье логово).
Где живет лиса? (Лиса живёт в норе). Это чья нора? (Это лисья
нора).
Где живет медведь? (Медведь живёт в берлоге). Это чья берлога? (Это медвежья
берлога).
Пройдите лабиринт, помогите животному найди дорогу к своему жилищу. Дети. Это спина волка. - Это
волчья спина.
5. Пальчиковая гимнастика " Найди животных " Слайд №6 (щелкая на силуэт животного, появляется его цветное изображение) Логопед : Посмотрите, какие загадочные тени встречают нас на полянке. Давайте, их отгадаем. Мы тихонько в лес зайдем. (пальцы шагают по столу (коленям) Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками)
Животных мы хотим найти . (одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот)
Дети по очереди называют диких животных : лиса, заяц, ежик, медведь. Что, же мы увидим в нем? (одна ладонь закрывает глаз, вторая – ухо ) (меняем)
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют, (одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)
3.
Молодцы, ребята! Вы пополнили все задания диких животных!
Вы очень порадовали их и меня своими ответами. Вы очень порадовали
их и меня своими ответами. (Похвалить каждого ребенка за
что-то своё, сделанное хорошо).
А вам понравилось сегодняшнее занятие?
Звери приготовили для вас в подарок раскраски диких животных.
Дети. Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.
Логопед . А как люди должны вести себя в лесу?
Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных . Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.
Логопед . Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился : Ксюша много знает о животных , интересными были ответы на вопросы у Антона. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательными, поэтому на прощанье подарим друг другу улыбку. До свидания. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Берем «волшебное зеркало» . Говорим волшебные слова :
Рас, два, три, четыре, пять,
Возвращаемся назад
В наш любимый детский сад
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.