Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Дебесский детский сад №1»
Конспект занятия, совместной образовательной деятельности с детьми
«В гости к Матрешке»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Старшая группа
Выполнила: Михеева Светлана Евгеньевна,
воспитатель
Село Дебесы, 2019 г.
Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке – матрешке.
Задачи:
Образовательные:
· Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки
· Расширять представления о Сергиево-Посадской, Полхов Майданской, Семеновской и Вятской матрешках, знакомить с их характерными особенностями
Развивающие:
· Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как символу страны
· Продолжать развивать внимание, мышление, воображение
· Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении – матрешки
· Развивать умение составлять узоры, используя изученные приемы рисования, аппликации
Воспитательные: воспитывать любовь к народному искусству
Предварительная работа:
· Чтение стихотворений о матрешках
· Рассматривание иллюстраций о матрешках
· Знакомство детей с удмуртским орнаментом
· Рисование на тему «Украсим платочек матрешке»
· Аппликация на тему «Украсим сарафан для матрешки»
Материал: сундучок, игрушки – матрешки, иллюстрации с изображением матрешек, макет расписной избы из дерева, платочки для игры в «Матрешка, матрешка» (Колпачок), заготовки плоскостных матрешек по количеству детей, горох, кофейные зерна, бисер, готовые цветы, шаблоны матрешек для аппликации (по количеству детей), готовые узоры удмуртского орнамента, клей, кисточки (по количеству детей), салфетки, пластилин, белые силуэты матрешек по количеству детей, баночки с водой, гуашь.
В группу ходит Петрушка (воспитатель).
Петрушка: Здравствуйте ребятишки
Девчонки и мальчишки
Вы узнали меня? Я Петрушка!
Веселая и озорная игрушка.
Я на ярмарке народных промыслов побывал
Чудес там много повидал
Сундучок увидел расписной
А сундучок тот не простой.
Петрушка: Ребята, как вы думаете, что же в этом волшебном сундучке. (Ответы детей). Открою вам секрет, в сундучке игрушки. А какие именно, вы узнаете, отгадав загадку:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы….. (Матрешки)
Дети: правильно матрешки (достает из сундучка матрешек).
(Дети рассматривают матрешку).
Петрушка: Ребята, давайте вспомним, откуда появилась в России кукла-матрешка.
Рассаживайтесь на стульчики. Расписная матрешка – веселая игрушка родилась сто лет назад. Ее придумал художник Малютин Сергей Васильевич. Однажды у друзей художник увидел деревянную куклу, которую кто-то привез из Японии. Это была игрушка-неваляшка, внутрь ее вкладывалась еще такая же кукла, только поменьше. Художнику очень понравилась эта идея, и он придумал для детей похожую куклу. Кукла была необычная, с сюрпризом: внутри куклы находилась кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще … (показ иллюстраций). Сергей Васильевич Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, яркий платочек и пестрый передничек. У всех сестричек наряды были разные. (Все матрешки из сундучка выставлены на стол)
Ребята, посмотрите на этих матрешек – красавиц. Какие сарафаны у матрешек?
Дети: У одной синий с цветочками, у другой красный, у третьей яблоки на передниках
Петрушка: назвали красавицу старинным русским именем Матрена, а ласково Матреша. Матрешка является символом России. Вы помните, из чего сделана матрешка?
Дети: Из дерева
Петрушка: Я приглашаю вас в гости к Матрешке. Ну что вы согласны, готовы в путь-дорогу?
Дети: Да
Петрушка: А вот на чем мы с вами поедем в гости?
Дети: на поезде
Петрушка: Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь
Я ваш новый паровоз
Ничего, что нет колес
Друг за другом мы пойдем
За вагончиком, вагон
(Дети подходят к макету домика)
Петрушка: Вот мы и приехали.
Что за домик здесь стоит,
А в окошке свет горит
Этот домик непростой
Называется избой….
(Из дома выходит в сарафане и платочке Матрешка – переодетый воспитатель)
Матрешка: Здравствуйте ребята. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Вы узнали меня?
Дети: Да, матрешка.
Петрушка: Ребята, а какая это матрешка?
Дети: Удмуртская
Петрушка: Как вы догадались?
Дети: На матрешке элементы удмуртского национального костюма.
Матрешка: Да ребятки, я Удмуртская матрешка. Матрешка ладная, яркая, нарядная. И у меня есть три подружки. Я хочу вас с ними познакомить. (Выставляет матрешку на стол)
Матрешка: Это матрешка из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада
Ей художниками дан
Яркий русский сарафан
Она имеет с давних пор
На переднике узор
Знаменит платочек
Разноцветною каймой
Матрешка: Эта игрушка похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, устойчива по форме. Посмотрите, она наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит корзину с цветами. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить используя прием тычка.
Матрешка: Это матрешка из Майдана (выставляет на стол)
Украшен мой наряд ягодами разными
Спелыми и красными.
Яркими цветами
Со сверкающими лепестками.
Матрешка: Эту матрешку изготавливают в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Ребята, посмотрите голова у этой матрешки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает матрешке интересный вид. У матрешки нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Верх красный, низ зеленый. На фартуке узор «шиповник»
Петрушка: Ребята, вам понравились эти матрешки. Я вам предлагаю с ними немножко поиграть. Вы согласны?
Дети: Да
Петрушка: Вставайте в круг и повторяйте за мной:
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (наклоны телом влево, вправо)
Всем знакомым поклонись (Наклоны головой влево, вправо)
Петрушка: Молодцы, давайте дальше будем знакомится с матрешками
Матрешка: Это матрешка (выставляет матрешку на стол)
Из города Семенова
В гости к вам пришла
Букет цветов красивых
Розовых, бордовых в подарок принесла
Матрешка: В городе Семенове, Нижегородской области есть центр по росписи матрешек. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами
Матрешка: Это матрешка Вятская (выставляет матрешку на стол)
Из города Кирова на реке Вятка
Всех милей и краше,
Расписные, яркие,
Сарафаны наши!
Матрешка: Вятская матрешка одна из наиболее северных матрешек. Посмотрите, у матрешки улыбающееся лицо с большими глазами. На ее переднике цветы из крупных алых маков. Матрешку часто украшают узорами, выполненными в технике аппликации из соломки.
Матрешка: Вот я вас и познакомила со своими подружками. А теперь, ребята, вы хотите еще немного поиграть?
Дети: Да
Петрушка: Ну, тогда ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко
Нарядитесь тогда вы матрешкой
Игра «Матрешка, матрешка»
Матрешка, матрешка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили
На ноги поставили.
Танцевать заставили.
Танцуй
сколько хочешь
Выбирай кого захочешь
(Из детей выбираем трех матрешек и завязываем им на голову платочки. Дети образуют круг, а «Матрешки» приседают в центре круга. Дети идут по кругу и поют песню «Матрешка» на мотив русской народной песни «Колпачок»
Матрешка: Вот таких замечательных матрешек изготавливают великолепные и творческие мастера. Ребята, я предлагаю вам попробовать себя в роли мастеров и, разрисовать или украсить матрешек, а потом подарить их своим родным, как сувенир. Перед вами лежат заготовки плоскостных матрешек, шаблоны матрешек для рисования и аппликации. Выбирайте ту матрешку, которую вы изготовите, но для того чтобы наши пальчики поработали, мы с ними поиграем.
Петрушка: Мы - красавицы матрешки, (разжимают кулачки, шевелят пальчиками)
Разноцветные одежки
Раз – Матрена два – Милаша, (загибают поочередно пальцы на правой руке,
Милы – три, четыре Маша, начиная с большого)
Маргарита – это пять
Нас не трудно посчитать (Разжимают кулачки два раза)
(Дети рассаживаются за столы, Петрушка и Матрешка помогают каждому ребенку)
Матрешка: Молодцы, ребятки! Какие красивые у вас получились матрешки, нарядные. А главное все такие разные и радостные.
Петрушка: Вот и матрешки наши готовы. Понравилось ли вам ребята, наше путешествие. А чем сегодня мы с вами занимались? (ответы детей)
Давай скажем Матрешке «волшебное слово», за то, что поиграла с нами, познакомила со своими подружками. Какое это слово?
Дети: Спасибо
Матрешка: До свиданья, ребята, приезжай в гости еще.
Петрушка: Ну а нам пора возвращаться в наш детский сад.
Все за мной вставайте
От Матрешки в детский сад уезжайте
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.