Конспект
непосредственно образовательной деятельности
воспитателя с детьми средней группы
по реализации образовательной области «Развитие речи»
с использованием макетирования
тема: «Осень в гости к нам пришла».
Выполнила: Страхова Е.Л. воспитатель
первой квалификационной категории
Цель:
создание специального игрового пространства для развития диалогической и монологической речи, уточнения представлений детей о времени года «Осень».
Задачи:
Образовательные
- создавать целостное представление детей о времени года «Осень».
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.
Развивающие
- развивать диалогическую речь, используя прилагательные и глаголы, участвовать в беседе, отвечать на вопросы.
- развивать зрительно-двигательную координацию, память, речь, внимание.
Воспитательные
- дать представления о том, что в природе все взаимосвязано.
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих товарищей.
- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- воспитывать интерес к живой и неживой природе.
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие,
социально - коммуникативное развитие (расширение представлений и обогащение
опыта детей по теме «осень»), физическая культура (обогащение двигательного
опыта детей), познавательное развитие.
Виды детской деятельности: игровая, речевая, познавательная,
двигательная деятельность.
Предварительная работа:
•беседы об осени.
•рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц; рассматривание альбома «Времена года».
•наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.
•рассматривание репродукций художников.
•чтение художественной литературы.
Оборудование:
макет «Лес и домашнее подворье», мелкие игрушки домашних животных, диких животных, игрушка деревянная – бабушка, «письмо» на листике клёна, картонные осенние листочки для детей.
Ход деятельности.
Мотивационно-проблемный этап занятия (4 мин.)
Воспитатель. Ребята, давайте соберёмся в кружок.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Стук в дверь).
Воспитатель. Ребята нам пришло письмо! Ребята, давайте посмотрим, что в письме? Да вы посмотрите, это листок. А какой это листок, какого он цвета? (ответ детей)
Листок. Дорогие друзья!
В осеннюю пору зову всех вас я.
Летите за мной поскорей,
Ждёт вас много чудес и затей.
(под музыку кружась, дети попадают к макету «домашнее подворье»).
Деятельностный этап (15 мин.)
Воспитатель. Посмотрите друзья, листок нас привёл в деревню, к нашей знакомой бабушке Арине.
Бабушка Арина. Здравствуйте ребятки, проходите, отдохните, да на лавочке посидите.
Воспитатель.
- Ребята, какое время года напоминает вам этот макет?
-Что делают люди осенью в огороде?
- А что растёт у бабушки Арины в огороде?
Давайте поможем собрать морковку, капусту с грядок.
-А что осенью происходит в садах? (ответ детей)
-Смотрите, под яблонькой стоит пустое лукошко, давайте наполним лукошко яблочками: спелыми, сочными, ароматными.
-Какие мы собрали яблоки? (ответ детей)
Воспитатель. Ребята есть цветы, которые цветут осенью, посмотрите какую красивую клумбу вырастила бабушка.
Воспитатель. А теперь давайте с вами составим рассказ по макету «в гостях у бабушки». Я буду начинать, а вы заканчивать предложения:
• Наступила осень.
• В садах созревают яблоки.
• В огородах убирают урожай.
• На клумбах цветут осенние цветы.
Бабушка Арина: Ребята, пока я по хозяйству хлопотала, да рассказ ваш прослушала, повторите, пожалуйста ещё раз.
(дети повторяют рассказ).
Звучит музыка.
Воспитатель. Опять листок нас куда-то зовёт,
Давайте, друзья полетим с ним в полёт.
(под музыку кружась, дети попадают к макету «осенний лес»).
Воспитатель. - Ребята, в куда мы попали теперь? (ответ детей)
Ребята, посмотрите, как красиво в лесу! Сколько, много лежит листвы на земле! А почему они лежат на земле? Какие признаки осени вы знаете? А какие животные живут в лесу? Давайте присядем на пенёчки и понаблюдаем за тем, что происходит в осеннем лесу.
Воспитатель. Тише, тише, ребята, слышите какой-то рёв? Интересно, кто это так рычит?
Дети. Медведь.
(воспитатель показывает медведя)
Воспитатель. И правда, это косолапый по лесу идёт. Накопил мишка за лето жиру толстый слой, а теперь спать пора. Трудно косолапому найти большую яму для берлоги, вот он и рычит. Давайте поздороваемся с медведем.
Медведь. Некогда мне с вами беседовать.
Воспитатель. Миша, да не сердись ты. Мы тебе поможем. Правда, ребята? (ответ детей)
Физминутка
Воспитатель. ребята, так как мы сейчас находимся в осеннем лесу, давайте поиграем с листочками. Посмотрите, какие они красивые, возьмите их.
Пусть каждый из вас на минуту станет ярким осенним листиком, который медленно, красиво и плавно кружась, падает на землю.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Воспитатель. А теперь, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать «да» или «нет».
Осенью идут дожди?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Звери норки утепляют?
Птичьи стаи улетают?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать: Куртки, шапки надевать.
(Дети отвечают на вопросы)
Листочек. Хочу с вами ребята поиграть. «Доскажи словечко»
Полечу я сейчас далеко, высоко
И опять возвращусь к вам назад.
Там, где я посижу, да на вас посмотрю,
Про то вы должны мне сказать.
Воспитатель. Ребята, ну что, поиграем в игру?
Дети. Да!
Листочек на макете перелетает с одного места на другое. Дети заканчивают предложения:
• Солнце спряталось за тучи.
• На деревьях листья пожелтели.
• Птицы собираются в теплые края.
• Зайчик спрятался за кустик.
• Белочка делает запасы на зиму.
Листочек. – Молодцы ребята, а кто сможет повторить рассказ? (ответ детей)
(раздаётся рёв)
Воспитатель. Ребята, узнали нашего старого знакомого?
(ответы детей)
Воспитатель. Давайте ему поможем найти берлогу.
(дети палочкой разметают листву и находят берлогу, укладывается мишка в берлогу и засыпает)
Воспитатель. Ребята, осенью темнеет рано, и мы должны вернуться в д/сад. Листочек помоги нам вернуться.
Листочек. Летите, летите за мной поскорей,
Ведь ждут вас в саду
Много ваших друзей.
(возвращаемся в д/сад).
Рефлексивный этап (1 мин)
Воспитатель. Ребята, вот мы снова в д/саду. Вам понравилось путешествие?
Где мы сегодня с вами были?
-А в каком лесу мы были?
А с кем мы встречались?
В: Кто нас позвал в путешествие?
(Раздача листочков для раскрашивания)
Воспитатель. А теперь нам пора попрощаться с листочком, он полетит в осенний лес.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.