МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»
города Магнитогорска
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста
«Архитектурой родного города»
Составила: воспитатель
Кошелева Елена Виктор
2021 г.
Программное содержание:
· формировать познавательный интерес к изучению различных типов архитектурных строений в городе (жилой дом, промышленные постройки, учреждения культуры и т.д.);
· знакомить детей с архитектурой, её историей, архитектурными памятниками своего города и современными строениями;
· уточнять представления детей о профессии архитектора;
· воспитывать уважение к труду архитекторов, к национальному достоянию своей страны;
· познакомить со средствами выразительности (форма, цвет, объём, декор, материал);
· воспитывать любовь, чувство гордости, патриотизма к родному городу.
Материал: слайды различных архитектурных произведений, слайды фотографий зданий, скульптур, парков, скверов Ленинского и Орджоникидзевского районов г. Магнитогорска.
Предварительная работа:
-рассматривание фотографий произведений архитектурного искусства;
-экскурсии по городу;
-дидактические игры.
Понятийный словарь: архитектура, архитектор, архитектурные сооружения, стили архитектуры, типы архитектурных зданий, районы города, микрорайоны, Европа, Азия.
ХОД НОД:
Воспитатель:
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я вас приглашаю совершить увлекательное путешествие! Скажите, а вы когда-нибудь путешествовали? На каком транспорте? Что нужно брать с собой в путешествие? Что является главным? (ответы детей)
- Да, действительно, главным в путешествии является хорошее настроение, прекрасные спутники и желание получить новые знания и впечатления!
Но наше путешествие сегодня будет необычным, мы совершим его не выходя из здания детского сада, такое путешествие мы назовём виртуальным, а поможет нам в этом диапроектор!
Воспитатель:
- Ребята, как называется город, в котором мы живем?
Дети: Магнитогорск
Воспитатель:
- А как называют жителей, которые живут в городе Магнитогорске?
Дети: магнитогорцы
Воспитатель:
- Наш город большой, очень уютный и красивый. В нем много зданий, домов и улиц. Все магнитогорцы очень любят свой город. У каждого из нас здесь есть свой любимый уголок. Наш город очень интересный, с богатой историей, с необычным расположением, с красивыми памятниками, парками, скверами, разнообразными архитектурными сооружениями, имеющими разное назначение.
Воспитатель:
- Скажите, а где проживают жители Магнитогорска?
Дети: в разных домах
Воспитатель:
- Верно, ребята, дома бывают разные, дошкольные, лечебные, торговые, учебные. Дома бывают жилые и нежилые. Вспомните, ребята, какие нежилые здания есть в нашем городе около нашего детского сада? (магазины, школа, школа Искусств, театр кукол «Буратино», Казачий рынок, торговый центр, банк, химчистка) Все эти учреждения необходимы людям для учебы, лечения, работы, развлечения.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на экран, все ли здания нашего города одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? (формой, размером, высотой, отделкой, дизайном, материалом изготовления, назначением)
Дома бывают разные: высокие и низкие,
Зеленые и красные далекие и близкие
Панельные, кирпичные…Вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные – дома бывают разные.
Игра: «Как дом мы этот назовём»? (воспитатель бросает мяч детям по очереди и задает вопрос, ребенок возвращает обратно и отвечает):
· если в доме один этаж - он какой? (одноэтажный);
· если в доме два этажа - он какой? (двухэтажный);
· если в доме пять этажей - он какой? (пятиэтажный);
· если в доме девять этажей? (девятиэтажный);
· если в доме учат детей, как называется это здание? (школа);
· если в этом здании воспитывают детей? (детский сад);
· если в здании ждут поезда? (вокзал);
· если в этом здании лечат? (больница, поликлиника);
· если в этом здании продают лекарство? (аптека);
· если в этом здании продают мебель? (мебельный магазин);
· если сюда приходят смотреть зверей? (зверинец, зоопарк);
· если в этом здании продают продукты? (магазин);
· а если здесь продают молоко, сыр, кефир? (молочный магазин);
· если здесь делают прическу или подстригают? (парикмахерская)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, все верно ответили: все здания разные, у каждого своё назначение. Вот, и вы, когда станете совсем взрослыми, то освоите разные профессии. Кто-то из вас станет врачом, кто-то космонавтом, строителем, а кто-то из вас станет архитектором.
- А вы знаете кто такой архитектор, нет?
- Наука и искусство проектировать, составлять план здания, называется архитектурой, а человек, который занимается архитектурой – архитектор. То есть архитектор – это тот человек, который придумывает, каким должно быть здание. Составляет проект, чертит план здания на бумаге, а потом уже строители по этому плану строят здание.
- Посмотрите на слайдах представлены различные типы архитектурных зданий:
* жилищная:
* промышленная;
* общественно – гражданская;
* транспортная;
* инженерно- строительная.
Воспитатель:
- Я предлагаю вам сейчас представить себя архитекторами: выбрать любой проект дома и раскрасить на своё усмотрение различными графическими материалами (пастельно- восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры)
Дети раскрашивают контурное изображение различных типов архитектурных сооружений.
Воспитатель:
- Ребята, у вас получились очень разнообразные, красочные проекты зданий, молодцы!
- И, так, мы узнали, что архитектура - это искусство проектирования и строительства зданий и создания художественно – образных ансамблей. Основная цель архитектуры состоит в формировании среды для труда, быта и отдыха людей.
- Ребята, а вы знаете, что наш город имеет три района и несколько микрорайонов. Кто из вас знает в каком районе находится наш детский сад ?( ответы детей)
- Верно, мы сейчас находимся в Орджоникидзевском районе города Магнитогорска, он считается самым молодым, так как застраивался не так давно, хотя к нашему молодому району в 1984 был присоединен самый первый, построенный с основания города Левобережный район. Существует ещё два района города: Правобережный и Орджоникидзевский.
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю прогуляться по улицам, паркам, скверам, полюбоваться самыми различными зданиями Ленинского района нашего родного города Магнитогорска.
(Показ слайдов с сопровождением рассказа воспитателя).
- Ленинский район Магнитогорска является самой старой частью города, с него началось строительство города на правом берегу.
- А вы ребята, хорошо знаете, что наш город расположен на двух берегах реки Урал: на левом и правом. Примечательно так же, что географически это является границей между Европой и Азией.
(слайд)
- Архитектура старой части Ленинского района уникальна. Архитекторы при строительстве города ориентировались на схемы зданий Санкт - Петербурга и Москвы. Облик Магнитогорска, его исторической части, ценен и неповторим.
(слайд)
- Визитной карточкой города и одной из его основных достопримечательностей по праву можно считать проспект Металлургов. Это не только уютный сквер и любимое место для прогулок горожан, но и неподражаемое архитектурное сооружение.
- Архитекторы из Ленинграда (сегодня Санкт–Петербурга), при проектировании проспекта Металлургов использовали архитектурный приём «трёхлучье», когда три улицы фокусируются в едином композиционном центре, оформленном площадью или высоким зданием (у нас это улицы Октябрьская, проспект Металлургов и улица Строителей)
(слайд)
- Так же спроектирован город Санкт-Петербург (ул. Гороховая, Невский Проспект, Вознесенский проспект)
(слайд)
- Масштабность, парадность фасадов - вот что выделяет проспект Металлургов среди других улиц и проспектов Магнитогорска. (слайд)
- Сконцентрированные в районе проспекта Металлургов, улиц Комсомольской, Ленинградской, Строителей, дома обращают на себя внимание отличием от современных «коробок», элементами украшений на фасадах домов. Вся архитектура Ленинского района создана по византийским и греко- римским канонам (законам). Так называемым, ордерам.
(слайд)
- В архитектуре Магнитогорска использовались разные ордерные системы, тематические барельефы (проспект Металлургов), орнамент, советская, государственная символика, национальный герб, символика серпа и молота (фасады проспекта Ленина).
(слайд)
- Северная (чётная) сторона улицы Ленинградской заставляет восхищаться жителей и гостей города. Здесь один дом не похож на другой, множество декоративных элементов, лепнины. Вазоны, украшающие фасады домов Ленинского района выполнены по классическому римскому ордеру. В городе много таких элементов архитектуры, украшений, только около 30-ти таких вазонов, в том числе на уровне роста человека – в парках, есть вазоны и на крышах домов
(слайд)
- Но это ещё не всё, сейчас мы побываем с вами в Европе, словно поедем за границу нашей территории России и увидим необыкновенно красивые старинные улочки и дома.
(слайд)
- Ребята, а вы действительно поверили, что эти улочки и дома, отделанные камнем-плитняком, находятся далеко от нас? (ответы детей)
- Совсем нет, этот квартал, который называют «немецкий квартал» (потому что строили его немецкие военнопленные), расположен так же в Ленинском районе и его по праву считают «жемчужиной старого города».
(слайд)
- Каждый дом не похож на соседний, так как выполнялся по индивидуальному проекту. Отделка камнем, арочные переходы, балкончики, карнизы, арки, все детали навеены западно - европейскими мотивами. Дизайн Немецкого квартала уникален
(слайд)
- Ленинский район имеет большое количество скверов и парков, к проспекту Металлургов примыкают три таких объекта: сквер Металлургов, сквер имени В.И. Чапаева и сквер им. Г. Демитрова.
(слайд)
- Сквер Металлургов является излюбленным местом отдыха горожан. Здесь расположены четыре фонтана, самый большой из них с подсветкой, удобные скамеечки, скульптуры из каслинского литья: «Кузнец», «Доктор», «Дворник», «Родители», «Милиционер».
Воспитатель:
- Вот как много в нашем городе замечательных зданий, построенных людьми для нас с вами. Давайте вспомним, о каких зданиях мы сегодня вели разговор, видели на слайдах. (Дети называют здания)
Воспитатель:
- А сейчас немного поиграем.
Д/и «Узнай по описанию».
Цель: закреплять знания детей о зданиях, расположенных вблизи детского сада, их строении и функциональном назначении. Развивать внимание, память, речь, доказательство.
Воспитатель:
- Здесь на сцену выходят артисты,
спектакли и сказки детям играют.
Взрослым и детям нравится это, аплодисментами их награждают. Театр.
Воспитатель: - Театр - это место, где артисты разыгрывают спектакли, показывают их зрителям. В нашем городе есть особый театр для детей - театр кукол «Буратино». Кто из вас там был? Какие интересные спектакли вам запомнились?
Воспитатель:
- Взяла билет, меня спросили: «На море едешь?» Да, да, да. (Железнодорожный вокзал, автовокзал, аэропорт). Воспитатель показывает фото ж/д вокзала.
- Кто из вас бывал на железнодорожном вокзале? Расскажите, что там видели. Зачем вокзал нужен людям?
Воспитатель:
- Стоит дом, кто в него войдет, тот знанья обретет. Что это? (школа)
Воспитатель:
- В этом доме чисто и бело, будто снегом замело, если вдруг заболеешь, тогда скорая помощь доставит сюда (Больница)
Воспитатель:
- Что такое больница? Зачем людям нужны больницы? Кто там работает? Как лечат людей? Больницы есть для детей и для взрослых.
Воспитатель:
- Чтоб
немного подрасти дети ходят все туда, учат их играть, плясать, песни громко
распевать. (Детский сад)
Воспитатель показывает картину «Дети играют»
- Что изображено на картине? Как называется наш детский сад? Где он расположен? Зачем дети сюда ходят? Чем дети занимаются в детском саду? А кто работает в детском саду?
Итог занятия:
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, я вижу, вы любите свой родной город Магнитогорск, поближе познакомились с его историей, архитектурой и вам захочется прогуляться по городу со своими родителями, полюбоваться его красотой и величием, а также хорошо отдохнуть, набраться сил, получить новые впечатления от увиденного, услышанного, прочувствованного.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.