Конспект непосредственной организованной деятельности по развитию речи в старшей группе
«У Лукоморья дуб зеленый…»
Программное содержание.
Обучающие задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о А.С.Пушкине.
2. Учить запоминать стихотворение с помощью моделирования.
Развивающие задачи:
1. Вызвать желание познакомиться с новыми, незнакомыми произведениями.
2. Помочь почувствовать своеобразие языка, с помощью которого писал А.С Пушкин.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
Воспитательные задачи:
1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.
2. Воспитывать интерес к чтению, любовь к творчеству А.С.Пушкина.
3. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая товарищей.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Оздоровительные задачи:
1. Снятие зрительного напряжения ( гимнастика для глаз).
2. Снятие мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
3. Следить за осанкой детей во время занятия.
Методы:
эмоциональный настрой, игровая мотивация, словесный, наглядный, практический, ИКТ.
Приемы: моделирование, сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки.
Предварительная работа: Чтение сказок А.С.Пушкина. Чтение отрывков из поэмы «Руслан и Людмила». Познакомить детей со значением непонятных слов.
Словарная работа: присказка, Лукоморье, злотая, кот ученый, песнь, Леший, русалка, неведомые дорожки, невиданные звери, избушка на курьих ножках.
Индивидуальная работа:
Помочь затрудняющимся детям в заучивании стихотворения. На протяжении занятия активизировать малоактивных детей.
Материал и оборудование:
Мнемотаблица, волшебная книга, указка, канделябр со свечами, зеркало, рукописи, стенд со сказками А.С.Пушкина, презентация «А.С.Пушкин», диск с музыкальным сопровождением, аудиозапись «Там на неведомых дорожках», ноутбук, музыкальный центр.
Воспитатель:Дети, сегодня такой замечательный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Заниматься начинаем.
Много нового узнаем.
(воспитатель предлагает детям сесть на стульчики).
Сегодня мы будем говорить об одном очень известном человеке, покажем свои знания и умения.
У каждого народа есть свои писатели, поэты, сказочники. Есть такой поэт и сказочник и на русской земле.
Как вы думаете, о ком я говорю?
Ответы детей: Пушкин; Александр Сергеевич Пушкин.
Воспитатель: Конечно, же – это великий русский поэт и сказочник А.С.Пушкин. Мы с вами уже знакомились с его творчеством, его стихами и сказками. А вы знаете, кто был его самым лучшим другом и кого он очень, очень сильно любил?
Ответы детей: Свою няню; Няню Арину Родионовну…
Воспитатель: Правильно. Это его няня – Арина Родионовна.
Александр Сергеевич очень любил слушать сказки своей няни. Ведь именно она сказывала ему в детстве о русалках, и о царе Кощее, и о бабе Яге, и о богатырях. Долгими зимними вечерами, при свечах Арина Родионовна вязала и рассказывала Саше сказки, народные былины. А Пушкин слушал, записывал, и все это потом применял в своем творчестве.
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, какие сказки написал А.С.Пушкин.
Воспитатель: Как вы думаете, какая это сказка?
Ответы детей: Сказка о рыбаке и золотой рыбке.
Воспитатель: Молодцы! Правильно, «Сказка о рыбаке и рыбке».
Воспитатель: А это какая сказка?
Ответы детей: Сказка о золотом петушке.
Воспитатель: Молодцы! И эту сказку вы знаете.
Воспитатель: В какой сказке злая мачеха дала Царевне отравленное яблоко?
Воспитатель: Вы помните, как называется эта сказка?
Ответы детей: Сказка о царе Салтане.
Воспитатель: Правильно. С какими чудесами вы встретились в «Сказке о царе Салтане»?
Ответы детей: поющая белка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь.
(8 слайд)
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете сказки Пушкина.
А сейчас мы отдохнем,
По тропиночке пойдем.
Между сосен и березок,
В Лукоморье попадем.
(воспитатель предлагает детям встать).
Физкультминутка
Мы глазами миг-миг;
Мы плечами чик-чик;
Мы руками хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два – сюда,
А потом – вокруг себя
Надо низко поклониться,
Чтобы в сказке очутиться.
В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.
В сказке – смелый князь Гвидон,
Он Салтану шлет поклон.
В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.
Сказки Пушкина стоят – в сказку нас позвать хотят!
(Звучит музыка «Там на неведомых дорожках», неожиданно, потихоньку открывается волшебная книга.)
Воспитатель: Ребята, что это? Посмотрите, да это же волшебная книга. А что у нее внутри?
(Воспитатель достает из волшебной книги книгу «У Лукоморья дуб зеленый» - открывает ее.)
Воспитатель: Книга открывается, сказка начинается…
(Звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение)
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет на право – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там Леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон без дверей.
Воспитатель: Ребята! Вам понравилось стихотворение? А вы хотите его выучить?
Ответы детей: Хотим; Конечно хотим…
Воспитатель: Я прочитаю еще раз, вы внимательно слушайте и запоминайте. А поможет нам с вами мнемотаблица.(Перевернуть мнемотаблицу).
Воспитатель: У Лукоморья дуб зеленый…(воспитатель ещё раз читает стихотворение).
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте закрепим содержание стихотворения. Отвечайте на мои вопросы.
Вопросы:
Воспитатель:У лукоморья…?
Ответы детей: Дуб зеленый.
Воспитатель: Что на дубе?
Ответы детей: Злотая цепь на дубе том.
Воспитатель: Когда кот ходит?
Ответы детей: И днем и ночью.
Воспитатель: Кот какой?
Ответы детей: Кот ученый.
Воспитатель: Что делает кот ученый?
Ответы детей: Все ходит по цепи кругом.
Воспитатель: Идет на право…Что делает?
Ответы детей: Песнь заводит.
Воспитатель: На лево…
Ответы детей: Сказку говорит.
Воспитатель: Там…что?
Ответы детей: Чудеса.
Воспитатель: Какие чудеса?
Ответы детей: Там Леший бродит, русалка на ветвях сидит.
Воспитатель: Там на неведомых дорожках…что?
Ответы детей: Следы невиданных зверей.
Воспитатель: Еще что?
Ответы детей: Избушка.
Воспитатель: Стоит какая?
Ответы детей: Стоит без окон и дверей.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, кто хочет первый попробовать рассказать стихотворение?
Смелее, не переживайте, не получится я вам помогу.
Пожалуйста, Саша выходи смелее.
(Дети заучивают стихотворение с помощью мнемотаблицы)
(пригласить еще несколько ребят)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо запомнили стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый». А кто его написал?
Ответы детей: Александр Сергеевич Пушкин.
Воспитатель: Из какого произведения это стихотворение?
Ответы детей: Руслан и Людмила.
Воспитатель: А как вы думаете, кто у нас сегодня занимался лучше всех?
Ответы детей:…….
Воспитатель: Молодцы! Сегодня все хорошо занимались.
(громкий крик кота МЯЯЯЯУ…, в это же время резко открывается волшебная книга )
Воспитатель: Ребята, что такое? Кто это? ...
Ответы детей: Кот Ученый.
Воспитатель: Ему, наверно тоже очень понравилось как мы с вами учили стихотворение. Давайте посмотрим что там, в волшебной книге?
(Дети заглядывают в волшебную книгу)
Ответы детей: Карандаши.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем Ученый кот нам подарил карандаши? Ответы детей: Чтобы мы нарисовали его; нарисовали дуб; лукоморье…
Воспитатель: Давайте возьмем карандаши, пойдем в группу и нарисуем для Ученого кота подарок.
Дети прощаются и уходят в группу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.