Конспект непрерывной образовательной деятельности «В гостях у русской березки»
Оценка 5

Конспект непрерывной образовательной деятельности «В гостях у русской березки»

Оценка 5
docx
11.01.2021
Конспект непрерывной образовательной деятельности  «В гостях у русской березки»
Авторская разработка_ДОУ80_Царук А.Н..docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №80 «Светлячок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непрерывной образовательной деятельности

«В гостях у русской березки»

 

 

 

 

 

 

 

 

Царук Анна Николаевна

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2020

 

 

 

 

Аннотация

Проведение непрерывной образовательной деятельности «В гостях у русской березки» в доступной игровой форме знакомит детей с традициями праздника «Троица», позволяет детям окунуться в неповторимую атмосферу русской праздничной культуры. Занятие насыщено богатым фольклорным материалом и колоритом (песни, народные игры, пословицы и поговорки, изготовление куклы – оберег «Троица» и т.д.). Погружение в народную традиционную культуру начинается со знакомства с символом праздника «Троица» – русской березой и плавно переходит к изготовлению обрядовой куклы – березки. Рассматривается проблема умения ценить красоту, наполняющая души детей светом доброты, а радость от создания красивых вещей своими руками дополняется полезностью этих навыков для будущей жизни ребят. Методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, с целью организации образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.

Введение………………………………………………………

 

4

2.

Основная часть………………………………………………

 

5

3.

Заключение…………………………………………………...

 

12

4.

Источники литературы………………………………………

 

13

5.

Приложение………………………………………………….

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Введение

 

Актуальность. В современном мире духовно-нравственное воспитание ребенка становится одной из важнейших задач воспитания и образования. Действующее законодательство Российской Федерации в области образования утвердило понятие «духовно-нравственное развитие» в качестве важнейшего приоритета воспитания, непосредственно ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, п.2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. И это не может не радовать, ведь сохранение и перенесение в будущее исторически сложившихся традиций помогает избежать утраты исторического национального лица и самобытности народа. Воспитание детей на народных традициях, формирование человека, знающего историю и культуру своего народа, родной язык, обычаи является одной из главных задач развития современного образования.

В результате систематического проведения мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дети получают знания об обычаях и традициях русского народа, об истории православных праздников, приобщаются к основам православной культуры и национальным культурным традициям России. У детей формируются такие нравственные качества, как доброта, взаимоуважение, любовь к русским традициям, дружеское отношение друг к другу.

Цели и задачи сформулированы в соответствии с содержанием педагогического мероприятия (НОД) и возрастом детей.

Данное педагогическое мероприятие рекомендуется использовать педагогам дошкольных образовательных учреждений как в рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», так и в совместной деятельности для детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: традиции, Троица, обряд, русская береза, кукла – оберег.

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности Тема: «В гостях у русской березки».

Форма организации детей: групповая.

Возраст воспитанников: 5-6 лет.

 

Цель:

Стимулирование нравственного и духовного взросления детей, через приобщение их к многовековым традициям «старины». Знакомство детей с русским народным творчеством, народными традициями, воспитание бережного, уважительного отношения к природе, привитие любви к народному творчеству, музыке, поэзии, желание их исполнять.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с обрядовыми традициями праздника Троица, с символом праздника – русской березкой, традициями и обычаями (украшение березки лентами и бусами и т.п.).

Развивающие: развивать у детей интерес к русским традициям, связанных с этим праздником, проявлять инициативу и любознательность, с целью получения новых знаний; внимательно слушать и объяснять смысл пословиц и поговорок.

Воспитательные: воспитывать у детей любовь к устному народному творчеству и прикладному искусству.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного материала, заучивание пословиц и поговорок о русской березе, рассматривание иллюстраций, репродукций с изображением русской березы, дидактическая игра «Что бывает из соломы, дерева, ткани», подвижные игры, хороводы: «Ручеек», «Карусель», «Гори, гори, ясно».

Ключевые слова:

Традиции, Троица, обряд, русская береза, кукла – оберег.

Планируемые результаты:

У детей будет:

- расширен словарный запас словами русская береза, традиции, Троица, кукла – оберег;

- сформированы знания об обрядовых традициях праздника Троица;

- сформированы творческие умения по изготовлению тряпичной обрядовой куклы «Троица».

Индивидуальная работа:

Привлечение малоактивных детей к активной речевой деятельности; помощь детям, затрудняющимся в изготовлении обрядовой куклы.

Организация пространства

Интеграция образовательных областей

Форма организации, методы, приемы работы

Ресурсы

Речевое развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Форма организации: групповая, индивидуальная работа.

Методы: 

- игровой;

- наглядные (показ, демонстрация);

- словесные (рассказывание, беседа, речевой образец, заучивание);

- практические (игровая ситуация, практическая деятельность).

Приемы: вопросы, создание проблемной ситуации, анализ, объяснение, художественное слово.

Оборудование и материал:

Мультимедийный комплекс; аудиозапись;

цветные ленточки, мнемотаблица, короб с цветными лоскутками, нитками, деревянные ложки;

костюм русской березы;

3D макет березы.

Цель этапа:

Деятельность педагога

Деятельность дошкольников

1. Вводный этап

Организационный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемной ситуации (создание игровой мотивации); постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности.

 

- Добрый день! Сегодня действительно добрый день: он подарил нам солнышко, улыбки на ваших лицах. На Руси встречали гостей приветливо, низко кланялись и желали здравия!

 Давайте и мы с вами сердечно поздороваемся друг с другом.

Жила – была березонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку. А весна – красна, пришла, солнышком пригрела, теплым ветром обвеяла и проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками обернулась (аудиозапись, где березка просит о помощи нарядить ее к празднику).

Как вы думаете к какому празднику готовится березка? Этот праздник не простой – Троицей зовётся.

Он берёзонькой густой в душах отзовётся.

Дети входят, встают в круг, здороваются.

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают иллюстрацию на слайде

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

2. Основной этап

Проектирование решений проблемных ситуаций, актуализация знаний, реализация задач образовательной деятельности.

 

- Ребята, в праздник Троицы на Руси люди придумывали пословицы, поговорки и украшали березу словно красну девицу – лентами, бусами, платками, полевыми цветами, травой, переплетали ветку между собой.

- А чем мы можем украсить березу?

А какие пословицы и поговорки вы знаете?

 

- Кто вспомнит пословицу, тот привяжет на ветку березы цветную ленточку.

 

-Вот берёзка и готова! К празднику наряжена.

 

Появляется берёза

- Это я, берёзка, в новом сарафане!

Ой, спасибо за наряды, подаренные мне,

Ожила я и пришла к Вам в детский сад.

- Ребята, береза – символ нашей Родины, любимое дерево русского народа. Ею можно восхищаться в любое время года. Где можно встретить, увидеть березу?

Многие поэты обращались к ее образу и писали стихотворения, называя березу русской красавицей.

 

Послушайте стихотворение А. Прокофьева «Люблю березку русскую».

При чтении стихотворения воспитатель показывает картинки.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

- Какие строки понравились в стихотворении?

 

- Почему называют березку русской?

- Какое настроение бывает у березки?

 

 

- Как вы думаете, что за белый сарафанчик у березы?

А платочки в карманчиках?

 

- Как вы считаете, что же за сережки у березы?

- А помогут нам рассказать стихотворение картинки – подсказки (использование мнемотехники).

Береза – очень красивое дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.
Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу? 

 

 

 

Физминутка: «Берёза»

Мы березку посадили,

Мы водой ее полили,

И березка подросла,

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила,

И ребят благодарила.

 

 

Вот какие красивые березы у нас выросла!

Получилась целая березовая роща.

-А вы знаете как еще на Руси праздновали Великую Троицу? 

- Правильно, пекли караваи, на праздничный обед созывали гостей, а еще делали друг другу подарки.

А какие были подарки вы узнаете, отгадав загадку: Волосы льняные, в них ленточки цветные. С лоскутков её скрутила, в сарафанчик нарядила. Сарафанчик из сукна. Догадайтесь, кто она? 

 

Основным атрибутом Троицы была обереговая кукла Троица. Эта кукла делалась на березовой чурочке или на деревянной ложке, у нее три косы зеленого цвета. Куколку красиво наряжали, украшали ветками березы, травой с соцветиями или ленточками.

Сейчас я предлагаю вам своими руками сделать куклу –оберег Троица». Изготовить такую куклу очень просто. Нам потребуется несколько лоскутков ткани, деревянная ложка и нитки.

- Воспитатель достаёт большой короб с лоскутами тканей разных расцветок и ставит в центре круга.

- Посмотрите, что за чудо принесла, ребятки, вам:

Здесь и солнечное лето, и ромашки по лугам,

Здесь полосочки цветные, яркой зелени листки,

Сине-красно-голубые, жёлтенькие лоскутки.

Подойдите, посмотрите, что понравится – возьмите.

 

Практическая часть:

Совместное изготовление с детьми обереговой куклы «Троица» (Презентация в приложении).

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей (цветными ленточками, бусами и т.д.)

 

Дети проговаривают пословицы и привязывают цветные ленточки к березке.

 

 

 

 

 

 

 

Дети приветствуют березу.

 

 

 

Ответы детей (в лесу, на поляне, около дома, в парке).

 

 

Дети слушают стихотворение рассматривают иллюстрацию.

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по стихотворению.

Ответы детей.

Потому что береза – символ России.

Настроение у березки то светлое, то грустное.

Белый сарафанчик, это ствол.

Это отметины черные на стволе.

Сережки у березы-это семена.

Чтение стихотворения детьми.

 

 

 

Ответы детей: не ломать ветки, принимать участие в посадке деревьев. А вы хотите, посадить новые деревья?

Наклониться, имитируют полив березки; встать, подняться на носки, руки на пояс; руки вверх;

руки вниз, спина прямая; поклоны головой.

 

 

 

 

Ответы детей (ходили в гости, пекли пироги и т.д.).

 

 

 

 

 

Дети отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

Кукла

 

Дети рассматривают изображение куклы оберега Троица на слайде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают предметы которые находятся в коробе            (лоскутки ткани, цветные ленточки нитки), выбирают понравившиеся лоскутки

 

 

Практическая деятельность детей.

3. Заключительный этап. Итоги занятия. Рефлексия

Закрепление полученных знаний, получение обратной связи, ориентация на перспективу деятельности.

 

 

У всех получились замечательные куклы, которые будут радовать вас и ваших близких и напоминать о празднике – Троица.

Ребята, давайте еще друг другу пожелаем что-нибудь хорошего и доброго. Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

- «Я хочу вам всем пожелать мира и добра!». После того как все выскажут свои пожелания, воспитатель тихонько раскачивает все ладошки со словами: «Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! Подталкивает, лежащие на его ладони, ладони детей вверх, как будто рассыпая их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выходят и произносят пожелания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Заключение

 

Проведение систематической работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию способствуют формированию нравственных качеств личности ребенка, накоплению ими духовного опыта, основанного на традициях русской культуры, сохранению нравственных семейных ценностей. Важными показателями успешности проведения систематической организации мероприятий по направлению являются: развитие интереса детей к народным обычаям и традициям, к народному искусству, к русским традициям.

В ходе проведенного мероприятия дети обогатили имеющиеся знания и получили новые о русских традициях, празднике Троица, кукле – оберег. Интерес детей сохранялся на протяжении всего мероприятия, чему способствовала смена видов деятельности; использование мнемотаблиц при заучивании стихотворения, продуктивной деятельности, в ходе которой каждый ребенок получил продукт своей деятельности. Решены все поставленные задачи, в полном объёме достигнуты планируемы результаты.

В рамках организации собственного профессионального развития планирую разработать программу по духовно-нравственному воспитанию, в которую войдут методические разработки для организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Программа может реализоваться воспитателями дошкольных образовательных учреждениях в рамках кружковой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники литературы:

 

1.       Истоковедение. Том 15,- М.: Издательский дом «Истоки», 2013.-160с.

2.       Истоковедение. Том 5. Издание 5-е. дополненное. - М.: Издательский    дом «Истоки», 2014.-224с.

3.       Истоковедение. Том 11,- М.: Издательский дом «Истоки», 2015. -320с.

4.       Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие, М-Синтез, 2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

 

http://id-live.slatic.net/p/image-6229772-1-zoom.jpg

http://xn----7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/93/81.jpg

 

 

http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/55/58597/1/img5.jpg

http://www.pageresource.com/clipart/clipart/nature/weather/sun/sun-16.png

http://tritiy.ru/files/products/img_big/platki-nosovye-detskie-multjashki-dev-30-30-sm-12-sht-cvet-miks-v-nabore-1-cvet-100-hlopok.jpghttp://fullref.ru/files/107/b373b44a051572ca74f3793335418d79.html_files/6.png

http://smartnews.ru/storage/c/2013/10/11/1381493407_560905_74.jpg

 

http://www.punmiris.com/himg/o.21072.jpg

Мнемотаблица для заучивания стихотворения   А. Прокофьева «Люблю березку русскую»


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города

Аннотация Проведение непрерывной образовательной деятельности «В гостях у русской березки» в доступной игровой форме знакомит детей с традициями праздника «Троица», позволяет детям окунуться в неповторимую…

Аннотация Проведение непрерывной образовательной деятельности «В гостях у русской березки» в доступной игровой форме знакомит детей с традициями праздника «Троица», позволяет детям окунуться в неповторимую…

Содержание 1. Введение……………………………………………………… 4 2

Содержание 1. Введение……………………………………………………… 4 2

Введение Актуальность. В современном мире духовно-нравственное воспитание ребенка становится одной из важнейших задач воспитания и образования

Введение Актуальность. В современном мире духовно-нравственное воспитание ребенка становится одной из важнейших задач воспитания и образования

Основная часть Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности

Основная часть Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности

Интеграция образовательных областей

Интеграция образовательных областей

Как вы думаете к какому празднику готовится березка?

Как вы думаете к какому празднику готовится березка?

Послушайте стихотворение А. Прокофьева «Люблю березку русскую»

Послушайте стихотворение А. Прокофьева «Люблю березку русскую»

И березка подросла, К солнцу ветки подняла,

И березка подросла, К солнцу ветки подняла,

Посмотрите, что за чудо принесла, ребятки, вам:

Посмотрите, что за чудо принесла, ребятки, вам:

Закрепление полученных знаний, получение обратной связи, ориентация на перспективу деятельности

Закрепление полученных знаний, получение обратной связи, ориентация на перспективу деятельности

Заключение Проведение систематической работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию способствуют формированию нравственных качеств личности ребенка, накоплению ими духовного опыта, основанного на традициях русской культуры, сохранению…

Заключение Проведение систематической работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию способствуют формированию нравственных качеств личности ребенка, накоплению ими духовного опыта, основанного на традициях русской культуры, сохранению…

Источники литературы: 1.

Источники литературы: 1.

Приложение 1

Приложение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2021