Конспект НОД «Интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» детей подготовительной группы.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", " Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Цель: познакомить с правилами игры, систематизировать знания детей по образовательным областям, показать результаты освоения программы по данному возрасту.
Программные задачи:
Образовательные:
· применять полученные ранее знания в нестандартных условиях;
· формировать навык переключения между разными типами заданий, умение активизировать необходимые знания для решения поставленной задачи;
· определять позицию звука в слове;
· формировать представления об прямой, отрезке, луче;
· выявить уровень интеллектуальной готовности к школе.
Развивающие:
· развивать связную, грамматически правильную речь, звуковую культуру речи, фонематический слух, зрительное восприятие, произвольное внимание, навыки чтения;
· коммуникативные навыки (умение аргументировать свои высказывания, вести диалог, умение связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы);
· логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать;
· закреплять умение создавать из мягких модулей крупномасштабные объемные конструкции;
· быстроту реакции, сообразительность, эрудицию.
Воспитательные:
· поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь;
· воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, доброту, толерантность, чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе сверстников.
Оборудование НОД: проектор, экран, ноутбук, слайдовая мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение: подборка музыки к игре «Что? Где? Когда?», маркеры игрового пространства: круглый стол с разметкой на сектора, волчок, шесть конвертов, черный ящик, табло со счетом игры, скрипичный ключ, медали победителей.
Материалы:
- демонстрационный: интерактивная доска, слайдовая презентация.
- раздаточный: листочки, ручки, мягкие модули.
Предварительная работа:
непосредственно организованная образовательная деятельность по разным образовательным областям в течение года.
Методы и приёмы:
1.Информативно – рецептивный – (задания воспитателей и учителей).
2.Словесный метод - (создание мотивации для деятельности детей, ответы детей, указания).
3.Репродуктивный метод - определение позиции звука "н" в словах.
4.Эвристический метод - разгадывание ребусов.
5. Игровой метод - (игра – приветствие «Доброе утро», д/и «Четвёртый лишний», д/и «Черный ящик»)
6. Наглядный — слайды к образовательной деятельности.
7.Практический метод – конструирование мягкими модулями.
8.Рефлексия.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
· формирование познавательной и социальной мотивации;
· формирование адекватной самооценки;
· формирование умения прийти на помощь;
Регулятивные УУД:
· умение осуществлять действие по заданному правилу;
· умение работать по инструкции взрослого;
· умение удерживать внимание, рассматривая картинку-слайд;
·
Познавательные УУД:
· ориентировка в пространстве;
· умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
· умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач);
· умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
· потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
· владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
· строить монологические высказывание и диалоговую речь;
· эмоциональное позитивное отношение к процессу сотрудничества;
· ориентация на партнера по общению;
· умение слушать собеседника;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· формулировать собственное мнение и позицию.
Ход образовательной ситуации:
I. Вводная часть.
Слайд 1
Заставка игры «Что? Где? Когда?»
Слайд 2
(Звучит музыка из игры «Что? Где? Когда?». Дети проходят в зал )
Слайд 3
Воспитатель: – Добрый день уважаемые гости! Мы находимся в интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?». Сегодня в нашем детском саду установлены телевизионные камеры. Мы проводим самую настоящую, самую серьёзную и очень ответственную игру.
Игра – приветствие «Доброе утро»
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: «Знатоками» нашего клуба сегодня будут дети подготовительной группы. Давайте поприветствуем команду «Знатоков».
Против команды "Знатоков" будет играть команда «Сотрудников детского сада и учителей школы». Давайте, ребята, поприветствуем наших сотрудников и учителей.
"Знатоки" прошу занять свои места.
(Дети под музыку проходят к столам с барабаном.)
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, какая птица является символом игры «Что? Где? Когда?»
Дети: символ "Сова".
Воспитатель: Как вы думаете, почему именно эта птица, символ данной передачи?
Рассуждения детей.
Воспитатель: Действительно, сова считается символом мудрости, ума, знаний. У нас на игре так же обязательно присутствует этот символ. Для нас Сова приготовила разминку перед началом игры.
Слайд 4,5,6
Игра «Четвёртый лишний»
(на экране появляются слайды, дети находят лишние картинки)
• Казуар, киви, лебедь, страус.
• Лошадь, коза, собака, индюк.
• Слон, жираф, носорог, белый медведь.
Слайд 7
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь я расскажу о правилах игры:
Вы видите на игровом поле волчок со стрелкой и конверты, чёрный ящик, скрипичный ключ.
На какой конверт укажет стрелка волчка, тот конверт мы вскрываем и узнаем, с кем из сотрудников детского сада играем. За правильные ответы и за правильное выполнение заданий команда «Знатоков» получает один балл. Если вы неправильно отвечаете на вопрос – очко присуждается команде «Сотрудников детского сада». А если нам нужна будет музыкальная пауза, мы будем ставить скрипичный ключ.
Я желаю вам успеха и надеюсь, что вы справитесь со всеми заданиями. Удачи вам!
Начинаем первый раунд. (музыка, крутится волчок).
Воспитатель: Выпал сектор №1. Против "Знатоков" играет заведующая детским садом Скрипченко Лидия Николаевна. Внимание на экран.
Слайд 8 (Лидия Николаевна)
Определите позицию звука "н" в словах: ванна, нож, Буратино, барабан.
Воспитатель: Внимание на экран.
Слайд 9 (картинки: ванна, нож, Буратино, барабан)
Дети: В изображенной на экране картинке определяют позицию звук "Н".
Слайд 10
Воспитатель: "Знатоки" правильно выполнили задание. Счет 1:0 в пользу знатоков.
(Счет на табло 1:0)
Воспитатель: А мы переходим к следующему раунду.
Второй раунд. (музыка, крутится волчок)
Воспитатель: Выпал сектор №2. Против "Знатаков" играет воспитатель младшей группы Бородина Олеся Александровна. Внимание на экран.
Слайд 11 (Олеся Александровна)
(Показывает разные линии) Это геометрические фигуры. Вопрос: среди предложенных геометрических фигур выберите отрезки прямых линий и аргументируйте свой ответ.
Слайд 12 (отрезок, луч, прямая, кривые линии)
Дети: Прямая линия - не имеет концов. Её можно продолжить в обе стороны.
Луч - имеет начало, у него один конец. Его можно продолжить только в одну сторону.
Отрезок - имеет начало и конец. Его нельзя продолжить.
Слайд 13
Воспитатель: Я вижу, что наши игроки правильно выполнили задание и принесли еще одно победное очко для своей команды, счет 2:0 в пользу знатоков.
(звучит музыка меняется счет на табло 2:0)
Третий раунд (музыка, волчок)
Воспитатель: Внимание знатоки! У нас выпал сектор «Черный ящик».
Прошу внести «Черный ящик». (звучит музыка, заносят черный ящик)
Слайд 14
Воспитатель: Против "Знатаков" играет воспитатель средней группы Кобзарева Татьяна Романовна.
Слайд 15 (Таня Романовна)
Уважаемые знатоки, вы должны угадать, что находится в чёрном ящике. Будьте внимательны – это сложное задание:
«Что не имеет своей формы.
Но колется и лепится.
Поднимается вверх.
Этим можно обжечься, но
Без этого невозможно жить на планете!
Слайд 16
Команде Знатоков дается 3 мин. на размышление, пока сыпятся песочные часы.
Воспитатель: Прошу дать правильный ответ.
Дети: Предполагаемый ответ
«Это вода. Вода не имеет своей формы. Она принимает форму сосуда, куда ее наливают. Когда холодно, вода замерзает, превращается в лед. Осколком льда можно уколоться и даже порезаться. Зимой падает снег - это такая замерзшая вода. Снег хорошо лепится. Летом, когда жарко вода испаряется, поднимается вверх и падает дождем вниз. Воду можно вскипятить на плите для чая, супа. Но надо быть осторожным, кипящая вода может обжечь! Вода нужна всем: и людям, и животным, и растениям. Без воды невозможно жить!
Воспитатель: достаёт из ящика сосуд с водой.
Слайд 17
Воспитатель: Знатоки справились с заданием счет 3:0 в пользу знатоков.
(звучит музыка меняется счет на табло 3:0)
Слайд 18
Воспитатель: Скрипичный ключ поставлю я,
Музыкальная пауза у нас, друзья.
Физминутка
Потрудились - отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять,
Руки плавно отпустили,
Всем улыбки подарили.
Четвертый раунд (музыка, волчок)
Выпал сектор №4. Против знатоков играет воспитатель старшей группы Аракчеева Анна Александровна.
Слайд 19 (Анна Александровна)
Существует много пословиц, поговорок, крылатых выражений. Внимание, ваша задача объяснить, почему так говорят.
Воспитатель: Внимание на экран.
Слайд 20
Бить баклуши - бездельничать.
Попасть впросак - запутаться, оказаться в трудном положении.
Жар загребать чужими руками - пользоваться результатами чужого труда.
Зарубить на носу – запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда.
Ни пуха ни пера – пожелать удачи.
Уйти несолоно хлебавши – разочароваться, не получить того, на что рассчитывал.
Работать спустя рукава – делать что – нибудь медленно, лениво, нехотя.
Знать на зубок – превосходно выучить стихотворение, роль.
Воспитатель: Счет 4:0 в пользу знатоков.
Слайд 21
(звучит музыка меняется счет на табло 4:0)
Воспитатель: А мы продолжаем нашу интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».
Пятый раунд (музыка, волчок)
Воспитатель: Выпал сектор №5. Против "Знатаков" играют учителя нашей школы.
Внимание на экран.
Слайд 22 (учитель Ирина Николаевна)
Уважаемые знатоки, разгадайте мои ребусы.
Слайд 23 (ребусы)
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы разгадать ребус?
Дети: Прочитать слово, загаданное в нём. (разгадывают ребусы)
Слайд 24
Воспитатель: И опять "Знатоки" справились с этим трудным заданием, получите свое заработанное очко. Счет 5:0 в пользу знатоков.
(звучит музыка меняется счет на табло 5:0)
Шестой раунд (музыка, волчок)
Воспитатель: Выпал сектор №6. Против "Знатаков" играет Галина Александровна.
Уважаемые знатоки внимание на экран.
Слайд25 (Галина Александровна)
Из какой сказки этот персонаж? И что с ним произошло?
Дети: "Сказка про старый поезд". Поезд отправили на склад.
Слайд 26 (Галина Александровна)
Из этих мягких модулей постройте для старого паровоза друзей, что бы ему не было скучно.
Дети: работают с мягкими модулями.
Слайд 27
Воспитатель: И так команда Знатоков справилась с последним заданием и получают своё очко и становятся победителями интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Я поздравляю Вас с вашей заслуженной победой!
(звучит музыка меняется счет на табло 6:0)
III. Заключительная часть
Воспитатель: Уважаемые игроки, все задания выполнены. На все вопросы даны ответы, а это значит пришло время подвести итог интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
Какие задания для вас были интересными? Какие вызывали затруднения?
Слайд 28
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, в сундучке для вас цветные звёзды, красного, синего цвета.
Красная звезда обозначает – я работал сегодня на отлично.
Синяя звезда - мог бы работать лучше.
Дети: оценивают себя.
Звучат фонфары, дети встают на награждение.
Награждение.
Воспитатель: Болельщики, гости нашей игры давайте поаплодируем победителям.
(дети проходят и становятся в центре группы)
Дети: До свидания!
Сказка про старый поезд
Автор: Шевчук Светлана
Жил-был Паровоз. Он уже очень долго работал в депо и был совсем старенький.
Как-то раз у Паровоза что-то застучало внутри, потом запыхтело, закряхтело, и он совсем остановился. Бедный Паровоз совсем испугался и растерялся. Он совсем не знал, что делать.
- Ой-ой-ой, - запричитал Паровоз. – Что же мне делать?
- Что случилось? – спросил у него его друг Локомотив.
- Я не знаю, - ответил Паровоз. – Я не могу ехать, ничего не работает.
Локомотив внимательно посмотрел на своего товарища и сказал:
- Тебе надо срочно ехать в мастерскую. Тебя там починят. Давай я тебя дотащу.
И Локомотив потащил бедного Паровоза на ремонт.
В мастерской механик сначала долго осматривал его, потом залез под низ и опять долго что-то там ковырял, кряхтел, пыхтел. Потом вылез оттуда совсем весь грязный и злой. Он кинул на пол засаленную тряпку и … ушел.
Несчастный Паровоз уже совсем не знал, что делать. С ним такого никогда не случалось. Бывало, конечно, раньше, что ломалось колесо или какая-то гайка откручивалась. Но чтобы так, все сразу – нет, такого не было.
Через некоторое время вернулся механик, а с ними еще один человек.
- Ну вот, - показал механик на Паровоза. – Вот он. Я сделал, все, что мог.
И он грустно вздохнул.
- Ну, что-же, - сказал второй человек. – Значит, на склад.
- Как на склад?! – закричал Паровоз. – Не надо на склад!
Он очень сильно испугался. Когда он еще был совсем маленьким, он помнит, как все паровозы боялись попасть на склад. Оттуда еще никто не возвращался. И никто не знал, что там происходит.
- Не переживай, - похлопал его по кабине механик, - отдохнешь немного, а там посмотрим. Может, что и придумаем.
Паровоза оттащили на склад и оставили там.
Сначала он даже боялся по сторонам смотреть. Но потом огляделся, и понял, тут не так уж и страшно. Везде стояли разные шкафы, коробки, висели полки. Совсем как в мастерской. Только здесь было очень тихо и безлюдно.
- Что ж, - сказал тихо Паровоз, - может, и правда надо немного отдохнуть.
И он уснул.
Когда проснулся, все было совсем без изменений.
Паровоз тяжело вздохнул и начал вспоминать свою прежнюю работу, своих друзей и знакомых.
Так проходили дни за днями, к Паровозу совсем никто не приходил. Его не проведывали старые друзья, и не приходи механик.
Бедный Паровоз чувствовал себя совсем одиноким и брошенным.
Однажды, он как обычно, дремал, как вдруг услышал под самым ухом сопение.
Паровоз от неожиданности аж подскочил.
- Кто здесь? – тихо спросил он.
Посмотрел по сторонам и увидел прямо перед собой совсем новенький красный Паровозик.
- Ты кто? – осторожно спросил Паровоз.
- Я Паровозик Чучух. – Ответил гость.
- А что ты делаешь на складе? - опять спросил Паровоз.
Тут Чучух замялся, опустил глаза, а потом сказал:
- Понимаете, я еще совсем молодой и неопытный. Я только недавно из завода. И у меня не все еще получается. А мои товарищи надо мной смеются. И вот я подумал, - он замолчал. А потом с надеждой посмотрел на Паровоза:- я подумал, может, Вы мне поможете. Научите, как правильно возить вагоны, как не сбыться с пути, ну и другое всякое. Вы же так долго работали! И дедушка Локомотив столько о Вас рассказывал.
Паровоз совсем растерялся. Он-то думал, что его все забыли. А оказывается, он еще кому-то нужен!
-Конечно, я помогу тебе! Спрашивай все, что хочешь.
Обрадованный Чучух засыпал старого Паровоза кучей вопросов, и с открытым ртом слушал его ответы.
А через несколько дней к Паровозу на склад приехал сам начальник станции. Оказывается, маленький Чучух так хорошо усвоил уроки Паровоза, что стал лучшим паровозиком среди своих друзей. А еще он всем рассказал, кто его всему научил.
И теперь начальник станции приехал, чтобы просить Паровоза стать учителем в школе для маленьких паровозиков.
Старый Паровоз совсем не ожидал такого предложения, но очень обрадовался. Ведь теперь он сможет каждый день общаться с другими паровозиками, и все его знания не пропадут даром. И какая разница, что теперь он не сможет больше ездить, зато он столькому научит молодежь!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.