Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы весной» в старшей группе.
Продолжать знакомить детей с характерными признаками весны
· учить различать и правильно называть перелетных птиц;
· закреплять обобщающие понятие «перелетные птицы»;
· расширять представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде (строении тела);
· учить детей различать, верно называть и соотносить птиц с их местом обитания, гнездами.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы весной» в старшей группе.
Конспект НОД с детьми старшей группы.
Ст. воспитатель Омарова З. А.
Цель:
Расширить и уточнить словарь по теме. Развивать речевую активность, речевой слух, зрительное восприятие. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
Задачи:
- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период,
- упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц, в выделении лишнего объекта.
- развивать интерес к жизни птиц,
- воспитывать желание заботиться о птицах,
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Знакомство с перелётными птицами, их местом обитания, чем питаются, как выращивают птенцов. Просмотр презентации «Птицы Кубани». Игры «Назови сколько», «Кто, как летит», «Один - много», «Четвёртый лишний», «Кто ,где обитает», «Скажи какой», «Составление загадок описания», «Составление рассказа по серии сюжетных картин».
Материалы и оборудование:
- тематические картинки по теме: весна, перелётные птицы.
Ход деятельности
Воспитатель загадывает загадку.
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (Весна)
Воспитатель. О каком времени года говорится в загадке?
Дети. О весне.
Воспитатель. Правильно, о весне.
Воспитатель. О весне хочется, говорить красивые слова, «Весна, какая?»
Воспитатель: Давайте встанем в круг, передавайте птицу (из бумаги) друг другу и тот, у кого она в руках, должен назвать один из признаков весны.
Дети: (Весной тает снег. Весной ярче светит солнце. Весной прилетают птицы. Весной на деревьях набухают почки. Весной появляются первые проталины. Весной появляются первые весенние цветы.)
Воспитатель. А как называются птицы, которые прилетают к нам весной?
Дети. Перелетные.
(картинки с изображением птиц: грач, скворец, иволга,соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка, журавль).
Воспитатель. Почему этих птиц называют перелётными?
Дети. Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
Воспитатель. Почему птицы улетают осенью?
Дети. Потому что становится холодно и им нечем питаться.
Воспитатель. Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?
Дети. Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
Воспитатель. Почему они возвращаются?
Дети. Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды.
Воспитатель. Правильно.
Отгадайте, пожалуйста ,загадки:
1. Солнце греет у порога
И расстаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам… (Грачи)
2. Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину (Ласточка)
3. Эта птица никогда,
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
4. С ветром повстречается, как бы не унёс
На гнезде качается в зелени берёз. (Иволга)
5. На шесте дворец
Во дворе певец
Звать его… (Скворец)
Воспитатель. У различных птиц весна наступает в разное время. Какая птица прилетает раньше всех?
Дети. Раньше всех прилетают грачи.
Воспитатель. Почему грачи прилетают первыми?
Дети. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявших первых червяков.
Воспитатель. Грачей называют также «Вестниками весны». В народе говорят: «Грачи на горе – весна на дворе».
Воспитатель. Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Потому что высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее.
(показать ласточку и стрижа)
Воспитатель: Молодцы! Я сейчас раздам карточки, по ним каждый из вас должен рассказать, чем питаются птицы. (карточки по числу детей)
Воспитатель. Ребята, чем весной занимаются птицы.
Дети. Строят гнезда.
Воспитатель. Правильно. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые.
Воспитатель. Зачем птицы строят гнёзда?
Дети. Гнездо необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.
Воспитатель: А теперь ответьте мне на следующие вопросы.
Где вьёт гнездо ласточка? (под крышей дома).
Где строит гнездо грач? (на высоких деревьях).
Где живут скворцы? (в скворечнике).
Где гнездо у жаворонка? (в траве).
Где гнездо у стрижа? (в песчаном берегу реки).
Где гнездо у иволги? (в густой кроне дерева)
Воспитатель. Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
Воспитатель. Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?
Дети. Они откладывают яйца, выводят птенцов.
Воспитатель. А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их?
Дети. Мама-птица, самка.
Воспитатель. Кто заботится, кормит маму и птенцов?
Дети. Папа, самец.
Воспитатель. Кто вскармливает и растит потомство?
Дети. Родители, обе птицы.
Воспитатель. Можно ли разорять гнезда?
Дети. Нет. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудесных песен.
Физкультминутка:
Насекомые
пропали,
Птицы в лесу заскучали.
( Взмахи руками (крыльями).
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать?
( Пальцы рук к вискам головы,
покачивание головы вправо –
влево.)
Вместе собрались,
Стаей назвались.
(Дети встают в круг, взявшись за руки.)
Дружно взлетели,
На юг полетели.
(Поворачиваются направо, машут руками,
бегут по кругу.)
Долго летели, устали,
Сели, отдыхали,
(Останавливаются, приседают.)
Снова взлетели,
Дальше полетели.
( Встают, бегут по кругу, машут крыльями.)
Вот и южные края,
Долетели мы, друзья!
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите.
( Дети останавливаются, расходятся в
разные стороны.)
Воспитатель: Слушайте внимательно, подойдите к столу и выберите каждый себе конверт. В этом конверте игра «Собери и назови» (разрезные картинки, вам надо собрать птицу и назвать её.
Назовите одним словом всех собранных птиц. (Перелётные)
Рефлексия:
Воспитатель: О каких птицах мы говорили сегодня? (О перелётных.) Какое сейчас время года? (Весна). Какие перелётные птицы уже прилетели к нам? (грачи, стрижи, ласточки)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы много интересного знаете о жизни птиц. Я горжусь вами!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.