Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «ЛУНА – СПУТНИК ЗЕМЛИ»
Оценка 4.8

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «ЛУНА – СПУТНИК ЗЕМЛИ»

Оценка 4.8
docx
26.02.2023
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «ЛУНА – СПУТНИК ЗЕМЛИ»
луна.docx

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «ЛУНА – СПУТНИК ЗЕМЛИ»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о спутнике Земли.

Задачи:

1. Расширить знания о спутниках планеты (искусственные и естественные);

2. Подвести к тому, что Луна вращается вокруг Земли.

3. Развивать интерес к космосу.

4. Воспитывать бережное отношение к своей планете.

Ход НОД

«Круг радости»

-Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот цветок.

Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».

Желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра!

(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).

Воспитатель: Ребята, а вы любите мечтать? О чем вы мечтаете? А кто- нибудь из вас мечтал побывать в космосе? (Ответы детей)

Сегодня я хочу рассказать вам одну историю про космос. Жила-была во Вселенной одна дружная семейка – Солнечная система. Маму звали Солнцем, а ее детей – планетами.

1) Вот оно – солнце. Оно любит и обогревает всех вокруг.

2) Самого быстрого сыночка зовут Меркурий.

3) Вот самая красивая дочь Венера

4) Самую добрую зовут Землей, только на ней есть жизнь.

5) Драчливый сын носит имя Марс, его называют планетой войн из-за красноватого оттенка поверхности.

6) Самого толстого и ленивого зовут Юпитер, это самая большая планета.

7) Сатурн считается весельчаком, самое замечательное, что у него есть – это кольца, состоящие изо льда и камней.

8) Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером.

Воспитатель: Планеты безостановочно вращаются вокруг Солнца, каждый по своей дорожке, которая называется орбита. Как вы думаете, не скучно им путешествовать по таким длинным космическим дорогам? Планеты вовсе не одиноки, почти у каждой планеты есть спутники. И у нашей планеты есть спутник. Кто знает, как он называется?

Дети: Луна.

Воспитатель: Вы хотите познакомиться с Луной, узнать что-нибудь интересное о ней? 

Дети: Да

Тогда я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие на Луну. (Слышится крик за дверью: «Подождите! Подождите не улетайте, возьмите меня!»)

Воспитатель: Ребята, кажется мы с вами кого-то забыли. Да вроде все здесь. Давайте посмотрим, кто же это. (Входит Незнайка)

Незнайка: Ох, еле успел!

Воспитатель: Незнайка, ты откуда?

Незнайка: Я прибыл из Цветочного города. Я узнал, что вы собираетесь в полет на Луну, а мне на нее очень надо! В прошлый раз, когда я был на луне, я забыл там книгу, которую написал Знайка. И он очень сердиться на меня. Помогите вернуть ему книгу. Возьмите меня. Я почти все о луне знаю! Я вам обязательно пригожусь!

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке, возьмем с собой в космическое путешествие? Помощь нам всегда нужна!

Тогда, Незнайка, занимай место.

Воспитатель: Ребята, на чем мы сможем отправиться в космос?

Ответы детей (на ракете)

Незнайка: Но у нас нет ракеты! Как же мы полетим?

Воспитатель: А давайте ее соберем. Пройдите за столы и выполните задание. И ты Незнайка проходи, помоги ребятам.

Незнайка: О! Это я запросто!

Дети работают под музыку

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Теперь мы можем отправляться в наше космическое путешествие

Воспитатель: Итак, я приглашаю вас занять места. Предлагаю всем пристегнуть ремни. Объявляется трёхминутная готовность! Ключ на старт! Начинаем обратный отчёт времени: 10,9,8,7,6,5,4,3 в звездный космос полети!

Слышен шум взлетающей ракеты.

Воспитатель: Пока мы летим я вам расскажу о луне.

Луна – это каменный шар. Она в 4 раза меньше Земли. Луна всегда интересовала и притягивала людей. Поэтому на нее отправляли автоматические станции и луноходы. Побывали на луне и люди. Первым астронавтом, сделавшим шаг по поверхности Луны, был американец Нил Армстронг

Воспитатель: Ребята, Луна – это что? 

Дети: спутник Земли

Воспитатель: Луна – это естественный или искусственный спутник Земли? (версии детей)

Воспитатель поясняет: искусственные спутники делает и запускает человек, а естественные - созданы природой.

Незнайка: Вообще-то, Знайка сказал, что Луна - это хорошо прожаренный блин. А блины уж точно не природой созданы! Значит это искусственный спутник!

Воспитатель: А вы как считаете, ребята?

Ответы детей

Воспитатель: Луна - это самое близкое к Земле небесное тело. Ребята, а вы знаете почему Луна не падает на нашу планету? (версии детей)

Незнайка: ее наверно кто-нибудь скотчем приклеил!

Воспитатель: Смешной ты, Незнайка! На нашей ракете есть космическая лаборатория.

Предлагаю пройти в нее и провести простой эксперимент.

ОПЫТ «Почему Луна не падает на нашу планету»

Привяжите к мячику (для большого тенниса) веревку и начните его раскручивать. Мячик на веревке будет прямо-таки вырываться из вашей руки, но веревка его не пустит. А теперь остановите вращение. Мяч тут же упадет.

Когда мяч упал? (когда перестали его раскручивать) Правильно, т.е., когда стал неподвижен, Земля его притянула, так как она имеет силу притяжения.

Вывод делает воспитатель: И Луна моментально упала бы на Землю, если бы была неподвижной. Но Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли.

Воспитатель: Внимание! Наш космический корабль приближается к Луне. Готовимся к посадке. (звук приземлившейся ракеты)

Мы прилунились!

Воспитатель: - Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы тоже сейчас в космосе и нам нужно надеть скафандры.

Незнайка: А ну ка, ребята, становитесь в круг. Одеваем скафандры!

Физкультминутка «Скафандр космонавта»

- На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).

- Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).

- Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей).

- Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).

- На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)

Воспитатель: Ну что пошли? (под музыку дети имитируют поход по луне).

Посмотрите, какая у Луны поверхность. Луна покрыта мельчайшим песком, лунной пылью, и на этом песке, как вы видите, есть следы. Незнайка, а не твои ли это следы?

Незнайка: может и мои. Поди теперь разбери! Знаете, сколько здесь экспедиций побывало!

Воспитатель: Ребята, а посмотрите ещё раз на поверхность Луны. Как выдумаете, что это за глубокие ямы?

Дети: Это кратеры.

Воспитатель: Правильно. По поводу того, как они появились, учёные долго спорили. Одни говорили, что виноваты метеориты – небесные камни из далёкого космоса. Это они «бомбардировали» Луну и оставили на ней свои следы. Другие учёные уверяли, что это дело вулканов. Только после того, как побывали на Луне люди, спорщики согласились, что есть здесь и то, и другое.

Воспитатель: И для того, чтобы подтвердить эту гипотезу, мы проведём несложный опыт в нашей космической лаборатории. Давайте пройдем в нее.

ОПЫТ «Кратеры»

Детям предлагается взять по крупному камню и уронить его на слегка увлажненный песок. На песке останется выемка от камня.

Воспитатель: Ребята, какую гипотезу мы подтвердили опытным путем?

Дети: Что кратеры на луне – это следы от ударов метеоритов.

Воспитатель: Ребята, вы замечали, что луна все время меняет свою форму. То она круглая, как тарелка, то похожа на краюху хлеба, то виден лишь тоненький серп, который люди назвали месяцем.

Незнайка: Еще бы, не заметить! Мне, правда, никто не верит, но однажды кусок Луны отвалился и упал мне на голову. А потом, наверное, кто-то ее починил. И так постоянно!

Воспитатель: Я думаю ты не прав, Незнайка.

И твое предположение неверно. А вы как считаете, ребята?

(Предположения детей)

Воспитатель: Как вы думаете, Луна светится? (версии детей)

Луна сама по себе не светится, она отражает падающий на нее солнечный свет. А еще мы знаем, что луна вращается вокруг земли.

Предлагаю провести простое наблюдение в нашей космической лаборатории. А наблюдать вам за этим опытом будет удобней со своих мест.

ОПЫТ«Движение луны вокруг Земли»

Воспитатель ставит на стол настольную лампу, которая заменит солнце, макет Земли - глобус, мяч на подставке, который заменит луну.

Начинаем медленно вращать Луну (мячик) вокруг Земли (глобус), останавливаясь там, где Воспитатель: что вы заметили? (луна освещается по-разному)

- От чего это зависит? (от того, где находится Луна)

Воспитатель: А знаете, как отличить растущую Луну от убывающей? Очень просто! Если месяц похож на букву «С», значит он Стареющий. А если он повернут в противоположную сторону, то, приставив к нему мысленно слева палочку, получим букву "Р", которая подскажет нам, что месяц сейчас -Растущий.

- Сейчас попробуйте определить, растущую и стареющую луну.

Дети определяют растущую и стареющую луну по слайду.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня много нового узнали о Луне.

Незнайка: Как все занимательно! Вот мы уже давно на Луне, а про книгу Знайки я совсем забыл! Ребята, посмотрите по сторонам, вы ее ни где не видите?

Дети ищут и находят книгу.

Незнайка: спасибо вам, ребята! Вот вернемся на Землю, и я Знайке расскажу, что в его книге одни враки написаны! Я новую книгу напишу: «Путешествие с Незнайкой на Луну». Вот все обзавидуются и уважать меня начнут!

Воспитатель: обязательно напиши, Незнайка! А нам пора возвращаться, ребята. Нас дома заждались наши родные.

Воспитатель: Занять места! Космическому экипажу к старту приготовиться! Внимание! Внимание! Объявляется трёхминутная готовность! Ключ на старт! Начинаем обратный отчёт времени: 10, 9, 8,7, 6,5,4,3,2,1, старт!

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся на нашу любимую планету Земля. Вот она – наша прекрасная планета!

Интересно на Луне, а на Земле лучше! Спасибо и тебе, Незнайка за это увлекательное путешествие и огромную помощь!

Рефлексия на выбор воспитателя


 

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «ЛУНА –

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «ЛУНА –

Незнайка: Я прибыл из Цветочного города

Незнайка: Я прибыл из Цветочного города

А теперь остановите вращение.

А теперь остановите вращение.

Незнайка: Еще бы, не заметить!

Незнайка: Еще бы, не заметить!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2023