МОУ «Бендерский детский сад №43»
Конспект НОД фронтального занятия с использованием инновационных технологий
в подготовительной логопедической группе на тему:
«Домашние птицы и их детёныши»
Подготовил учитель-логопед:
Лищенко Т.В.
Ноябрь 2022г.
Провёл учитель-логопед: Лищенко Т.В.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа с ТНР.
Количество детей: 13 детей.
Время проведения: 35 мин.
Тема НОД : «Домашние птицы и их детёныши»
Цель: Совершенствование навыков рассматривания картинок, формирование целостного представления об изображенном на них, обучение рассказыванию с опорой на интеллект-карту. Совершенствование грамматического строя речи, употребление уменьшительно- ласкательных суффиксов, предлогов и падежей, согласование числительных с существительным.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
-формирование представлений о домашних птицах;
-обучать употреблять слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
-закреплять словарный запас;
-развивать слуховое и зрительное внимание;
- формировать умение действовать по словесным инструкциям.
2. Коррекционно-развивающие:
-развивать память, мышление, воображение;
-совершенствовать координацию речи с движением, развивать мелкую моторику;
- воспитывать чёткость, плавность и устойчивость артикуляторных движений;
- развивать координацию движений кистей рук, произвольное внимание межполушарной взаимосвязи;
- активизировать интеллектуальную деятельность.
Оборудование:
Картинки по теме, интеллект-карта, игрушка Незнайка, мяч, карточки по
нейрогимнастике, мячик Су-Джок, игровое поле: «Солнышко», картинка с артикуляционным упражнением с использованием Биоэнергопластики.
Содержание НОД
1 этап – Мотивационно- ориентировочный
Логопед Ребята, к нам в гости сегодня пришёл герой из сказки. Угадайте, как его зовут? (Незнайка)
– Послушайте, что он вам расскажет:
Зовут меня Незнайка, я в садик не хожу,
Загадки отгадайте, и я вас награжу!
Отгадывание загадок.
– Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь)
– Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)
– Хвост с узорами, сапоги со шпорами, всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
– Он с утра среди двора: Бал – бал – бал, балды – балда! (Индюк)
– Кря-кря-кря – ищу червя! (Утка)
2- этап – проектировочный
Беседа о домашних птицах и их детёнышах. ( Интеллект-карта)
Логопед - Ну вот мы и на птичьем дворе. Давайте расскажем Незнайке чей это дом? (домашних птиц).
-А что еще называют их домом? (птицеферму).
-Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (птичница и птичник).
-А что делают птичник и птичница? (кормят, поят, убирают, ухаживают).
Игра: «Кто как кричит?»
- Я буду называть птицу, а вы – говорить как она «разговаривает», какие звуки издает?
Петух – кукарекает;
Курица – кудахчет, квохчет;
Цыплёнок – пищит;
Утка – крякает;
Гусь – гогочет;
Индюк – болобочет.
Логопед: Ребята , а теперь покажите Незнайке как болобочет индюк.
Биоэнергопластика.
Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Под счёт от1 до 10 или можно использовать стихотворные строки, сгибать пальцы в верхних и средних фалангах, выполняя хватательные движения
Игра: «У кого кто в семье?»
-Я буду показывать домашних птиц на картинке, а вы будите называть членов семей каждой домашней птицы.
Петух – курица - цыплёнок.
Гусь- гусыня-гусёнок
Утка-селезень-утёнок
Индюк -индюшка- индюшонок.
3 этап – практический
Пальчиковая гимнастика: ( с использованием мячика Су-Джок)
Есть у мамы курицы
Пять маленьких цыплят.
Желтых, пушистых, весёлых ребят.
Первый цыпленок лапкой гребёт,
Второй вместе с мамой зерна клюёт,
Третий цыплёнок играет с жуком,
Четвёртый нашёл червяка под листом,
Пятый цыплёнок бежит помогать
«Ку-ка-ре-ку» папе кричать.
Игра: «Один – много»
Логопед -Я бросаю мяч и называю слово, а вы возвращаете мяч отвечая. На птичьем дворе я видела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?
Курица- курицы; петух- петухи; цыплёнок –цыплята; гусь- гуси; утка- утки; селезень- селезни; индюк –индюки.
Логопед: Ребята, давайте покажем Незнайке, какие мы добрые, обратимся к птицам ласково.
Игра с мячом: «Назови ласково»
Птенец – птенчик; петух – петушок; курица – курочка; гусь – гусёнок; утка – уточка; цыплёнок – цыплёночек; индюшка – индюшечка; индюшонок – индюшоночек.
Логопед - Ребята, а давайте попробуем посчитать домашних птиц.
Игра с мячом: «Сосчитай» ( дети встают в круг и друг другу передают мяч)
1 курица, 2 курицы…5 куриц; 1 утка, 2 утки…5 уток; 1 петух, 2 петуха…5 петухов;
1 индюк, 2 индюка…5 индюков; 1 гусь, 2 гуся…5 гусей; 1 цыплёнок,2 цыплёнка… 5 цыплят.
Логопед – Ребята, Незнайка принёс с собой какие – то карточки, что с ними делать ему – непонятно. Нужно узнать и найти кто или что, и где находится. Поможем Незнайке? (Дети по инструкции, при помощи счёта , находят нужный столбик и квадрат )
Игра: «Солнышко»
Логопед: 1 ряд – 4 квадрат (курица)
2 ряд – 5 квадрат (цыплёнок)
4 ряд – 1 квадрат (петух)
8 ряд – 3 квадрат (гусь)
9 ряд – 5 квадрат ( кошка)
Картинки выставляются на доску. – Давайте поможем Незнайке определить , кто здесь лишний? (кошка).
Правильно – курица, цыплёнок, петух, гусь – это домашние птицы, а кошка – домашнее животное.
Элементы нейрогимнастики. Координация движений.
Игра: «Помощники»
Логопед: -Ребята, помогите Незнайке найти нужные предлоги чтобы рассказать стихи про домашних птиц.
Куры жёлтой детворе ищут зёрна (на земле);
Показал индюк индюшке много зёрнышек (в кормушке);
Завтра солнце выйдет снова!- прокричал петух (с забора);
Утятам будет спать тепло, их спрячет утка (под крылом);
Идут утята весело гуськом на дальний пруд (за червяком);
Игра: «Найди отличия»
У человека руки, а у птицы – крылья; у человека ноги, у птицы- лапы, у человека рот, а у птицы – клюв; кожа – перья; ногти – когти.
Игра : «Сели -встали» ( на развитие слухового внимания).
Логопед даёт команду слушать только его голос и выполнять те инструкции, которые он произносит, при этом делает движения другие.
«Сели!» ( логопед встал); «встали!» ( логопед сел); «руки в стороны!» (логопед вперёд) и т.д.
Составление описательного рассказа при помощи интеллект-карты:
4 этап – рефлексивно-оценочный.
Логопед: - Вы действительно сегодня молодцы, помогли Незнайке столько нового узнать о домашних птицах. Смотрите как он рад, в знак благодарности он вам дарит памятные медальки и своё фото.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.