Конспект НОД по речевому развитию для детей среднего возраста "Звуковая культура речи. Звуки "З", "ЗЬ"
Оценка 4.8

Конспект НОД по речевому развитию для детей среднего возраста "Звуковая культура речи. Звуки "З", "ЗЬ"

Оценка 4.8
docx
23.04.2020
Конспект НОД по речевому развитию для детей среднего возраста "Звуковая культура речи. Звуки "З", "ЗЬ"
НОД по развитию речи в средней группе.docx

Конспект НОД  в средней группе по развитию речи

Тема: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ»

Цель: Познакомить со звуком «З», «ЗЬ», научить его произносить, находить слова в которых есть звук «З», «ЗЬ». Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам.

Задачи:

- упражнять детей в произношении изолированного звука «З»словах и слогах);

- учить произносить звук «З» твердо и мягко;

- различать слова со звуками «З» и «ЗЬ»;

- развивать  речь детей, фонематический слух;

- закреплять умение работать по схемам;

- закреплять умение проговаривать чистоговорки;

- закреплять умение пользоваться вежливыми словами;

- воспитывать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материал и оборудование: полянка с цветами, грибами, бабочками, картинки 2-ух комаров (большой и маленький), картинки 2 домов, карточки, с звуками «З», «ЗЬ» (зонт, замок, ваза, таз, кукуруза, корзина, зеркало, зебра, зефир, газета), рабочие тетради по Е.В. Колесниковой,  цветные карандаши.

Предварительная работа: разучивание речевки для приветствия, физминутка «Лес».

 

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, к вам на занятие сегодня пришли взрослые, поприветствуйте их, пожалуйста!

 Приветствие.

Воспитатель и дети: (встают в круг)

- Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся!

– ДОБРОЕ УТРО взрослые и ребята!  (Подойти к полянке)

1.     Вводная часть

Воспитатель:  - Посмотрите,  мы с вами очутились на чудесной полянке. Как много разных звуков живет здесь: «ш-ш-ш»- шумит ветер, «ж-ж-ж»- жужжат жучки, «р-р-р» - рычат разные животные.

Воспитатель: - Ребята, я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите  о каком насекомом  в ней идёт речь :

Не зверь, не птица —

Нос, как спица.

Летит — пищит,

Сядет — молчит.                                                                                                                

Разрешенья не спросит,                                                                                                    

Подлетит - и укусит! (Комар)

-Ой, смотрите так вот же он, к нам летит!

Вдруг откуда – то летит,

Наш дружок комарик,

Что-то он совсем молчит

Маленький товарищ.

Показать картинку – Комар маленький.

Воспитатель: - Ребята, присаживайтесь на стульчики.

2.     Основная часть.

     Воспитатель: - Наступила осень, стало холодно, и комарик простудил горлышко. Все насекомые попрятались, а комарик не может найти свою маму, не может её позвать.

Воспитатель: - Как вы думаете, мы сможем помочь комарику? (позвать маму)

Воспитатель: - Послушайте,  какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з» - его песня громкая, твердая, а маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь».

Прежде чем позвать маму комарика,  нам надо сделать гимнастику для губ и языка.

Проводится артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Трубочка».

- Когда мы произносим звук «з» - губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них.

Поэтому мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой, как хоботок комара.

 (поочередно произносится звук «З» и звук «ЗЬ», затем «Хоботок»).

Воспитатель:  - Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить (положите руку на горло и пропойте песенку комара).

Воспитатель: - Ребята, скажите, похожи песни маленького и большого  комарика? А чем отличаются?

Воспитатель:  - Давайте еще раз споем песенки комариков.  (поочередно произносится звук «З» и звук «ЗЬ»)

Воспитатель: – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам. (Показывается картинка большого комара). Она благодарит вас, ребята, за помощь и  предлагает поиграть.

Проводится дидактическая игра «Прятки со звуком»

Воспитатель: - Звуки «З» и «ЗЬ» спрятались в словах.  Я вам буду их называть, а вы, если услышите звук «З»- топайте ногами, а если услышите звук «ЗЬ» -хлопайте в ладоши.  Вставайте на ножки возле стульев.

Слова: зонт, зуб, зима, завод, зелень, земля, зяблик, зернышко, вокзал.

Воспитатель: - Молодцы, какие вы внимательные! Но чтобы двигаться дальше, нам необходимо немного передохнуть.

Проводится физминутка «Лес».

Только в лес мы зашли –

Появились комары.

Хлоп – комар над головой,  (хлопок над головой)

Хлоп – у ног комар другой. (наклониться – хлопок у ног)

Дальше дружно мы шагаем (ходьба на месте)

И медведя мы встречаем.

Руки за шею все кладем (руки за шею)

И в вразвалочку идем. (имитируют походку медведя)

Хлоп – комар над головой, (хлопок над головой)

Хлоп – у ног комар другой. (наклониться – хлопок у ног)

Только в поле мы зашли – (ходьба на месте)

Улетели комары!

Воспитатель: - Ну что, разогнали мы всех комариков? Никого не покусали? Тогда отправимся дальше!

Воспитатель: - А что это у нас лежит на столах? Давайте подойдем к столам и посмотрим.

(На столах у детей разложены: 2 домика (большого и маленького комарика) и карточки с  изображением предметов, в названии которых присутствует звук «З» или «ЗЬ»).

Проводится дидактическая игра «Домик для звуков». (положить картинки большого и маленького комарика к домикам!!!)

Воспитатель: - Перед вами лежат карточки с изображением разных предметов. Комарики перепутали эти предметы и не знают, в каком домике живут. Поможем им?

У нас есть два домика – большого и маленького комариков.  Предметы,  в названии которых есть звук «з» - живут в домике большого комара, а в названии которых есть звук «зь» - в домике маленького комара. Вам надо будет взять карточку, громко, четко произнести название предмета, так чтобы мы слышали какой же звук в слове «з» или «зь» и отнести его в нужный домик.  (Стараться спросить каждого ребенка).

(По ходу обсуждения слов, обозначается,  к какой слоговой схеме относится слово 1, 2, 3, 4) – если ребенок затрудняется в ответе, предложить посчитать слоги в лове с помощью хлопков. – Быстро обсудить!!!

Слова: «З» - зонт, замок, ваза, таз, кукуруза.

«ЗЬ» - корзина, зеркало, зебра, зефир, газета.

Воспитатель: - Молодцы, вы отлично справились, и все предметы оказались на своих местах.

Воспитатель: - А сейчас присаживайтесь за столы. Будем работать в рабочих тетрадях. с.20 (сначала – №2, №4, а потом №3)

Выполняется задание  - проговаривание чистоговорки «Коза»

Воспитатель: - Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».

Скажите, а в слове коза есть звук З? Ответы детей. (Да)

Воспитатель: - Какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)

Зе-зе-зе, зе-зе-зе –

Дали травку мы козе,

За-за-за, за-за-за –

Съела травку всю коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу –

Мы погладили козу,

За-за-за, за-за-за –

Уходи домой, коза!    (повторяется 2 раза)

 

3.     Заключительная часть.

Рефлексия.

Воспитатель: - Нашим комарикам пора улетать. Давайте скажем им спасибо и попрощаемся с ними.

- Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

 

Воспитатель:

-  С кем мы повстречались на полянке?

- А какой звук мы сегодня учились произносить? (З-ЗЬ)

- А что понравилось больше всего?

Воспитатель: - Ребята, наше занятие закончено. Скажите взрослым «До свиданья», задвиньте за собой стульчики и тихонько пройдите с Л.И. в спальню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ занятия: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ».

Дата проведения: 18.11.2019 г.

Тема: Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ».

Возрастная группа: средняя, 4-5 лет.

Предмет: развитие речи в детском саду.

Форма проведения: НОД.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Учебно-методический комплект: Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4—5 лет» на базе программы «От звука к букве». Автор Е.В. Колесникова.

На занятии присутствовало  ____  детей.

Цель: Познакомить со звуком «З», «ЗЬ», научить его произносить, находить слова в которых есть звук «З», «ЗЬ». Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам.

         Задачи:

 - упражнять детей в произношении изолированного звука «З»словах и слогах);

- учить произносить звук «З» твердо и мягко;

- различать слова со звуками «З» и «ЗЬ»;

- развивать  речь детей, фонематический слух;

- закреплять умение работать по схемам;

- продолжать учить отгадывать загадки;

- закреплять умение проговаривать чистоговорки;

- закреплять умение пользоваться вежливыми словами;

- воспитывать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

4. Структура НОД:

- приветствие (употребление вежливых слов)

- вводная часть (создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент, отгадывание загадки)

- основная часть – методические приемы (артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Трубочка», знакомство со звуком «З», «ЗЬ» дидактическая игра «Прятки со звуком» (хлопки и топы), физминутка «Лес», дидактическая игра «Домик для звуков» (работа с картинками), работа со слоговыми схемами, работа в тетрадях, проговаривание чистоговорки «Коза»)

- заключительная часть (употребление вежливых слов, подведение итога НОД )

 

Материал и оборудование: полянка с цветами, грибами, бабочками, картинки 2-ух комаров (большой и маленький), картинки 2 домов, карточки, с звуками «З», «ЗЬ» (зонт, замок, ваза, таз, кукуруза, корзина, зеркало, зебра, зефир, газета), рабочие тетради по Е.В. Колесниковой,  цветные карандаши.

Предварительная работа: разучивание речевки для приветствия, физминутки «Лес».

 

Материал, оборудование:

1.Демонстрационный материал: Обруч с листочками, экран, обручи, цветы.

 

Словарная работа: улей (домик для пчёл), нектар (сладкий сок выделяемый

цветком).

Методические приёмы: использование  ТСО,  дидактическая игра малой

подвижности "Пчёлы,   беседа.

Структура НОД:

1. Вводная часть (длительность 3мин)

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.

1. Упражнения на развитие речевого выдоха

Материал, оборудование:

1.Демонстрационный материал: Обруч с листочками, экран, обручи, цветы.

 

Словарная работа: улей (домик для пчёл), нектар (сладкий сок выделяемый

цветком).

Методические приёмы: использование  ТСО,  дидактическая игра малой

подвижности "Пчёлы,   беседа.

Структура НОД:

1. Вводная часть (длительность 3мин)

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.

1. Упражнения на развитие речевого выдоха

 

2.   основная часть (длит.15мин)

Методические приёмы


 

Конспект НОД в средней группе по развитию речи

Конспект НОД в средней группе по развитию речи

ДОБРОЕ УТРО взрослые и ребята! (Подойти к полянке) 1

ДОБРОЕ УТРО взрослые и ребята! (Подойти к полянке) 1

Воспитатель : – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам

Воспитатель : – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам

По ходу обсуждения слов, обозначается, к какой слоговой схеме относится слово 1, 2, 3, 4) – если ребенок затрудняется в ответе, предложить посчитать слоги в…

По ходу обсуждения слов, обозначается, к какой слоговой схеме относится слово 1, 2, 3, 4) – если ребенок затрудняется в ответе, предложить посчитать слоги в…

Самоанализ занятия: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ»

Самоанализ занятия: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ»

Материал и оборудование: полянка с цветами, грибами, бабочками, картинки 2-ух комаров (большой и маленький), картинки 2 домов, карточки, с звуками «З», «ЗЬ» ( зонт, замок,…

Материал и оборудование: полянка с цветами, грибами, бабочками, картинки 2-ух комаров (большой и маленький), картинки 2 домов, карточки, с звуками «З», «ЗЬ» ( зонт, замок,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020