Конспект НОД по ручному труду в старшей группе «Путешествие ниточки»
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 16 «Ивушка»
г. Евпатория
Якубова Диана Шамирановна
Цель: Познакомить детей с историей возникновения нитей, со свойствами разных по фактуре нитей, готовых изделий из нитей.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения нити, способах ее изготовления.
2.Развивать мелкую моторику, глазомер, мыслительную активность детей.
3. Обогащать активный словарь, развивать активную речь детей.
4.Воспитывать интерес к истории, изобразительному искусству, сопереживание, любознательность.
Материал и оборудование. Разные виды нитей, вата, готовые изделия, крючок, спицы, иголка, веретено, посылка, видео- презентация, иллюстрации.
Ход занятия:
Организационная часть.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детский сад, почтальон принес не обычную посылку, интересно, что же там такое и кто ее прислал? Хотите посмотреть? (открывает посылку, достает письмо).
Здесь есть письмо, оно от профессора Чудакова Гения Евгеньевича и его друзей Фиксиков! Сейчас мы все узнаем! (читает письмо):
«Здравствуйте мои маленькие друзья! Я давно наблюдаю за вами и знаю, что вы очень любознательные и активные, любите заниматься и узнавать много нового и интересного.
Хотите отправиться в увлекательное путешествие, в далекое прошлое и узнать, как к нам попала нить? А мои друзья Фиксики нам в этом помогут».
Звучит музыка из мультфильма « Фиксики». Воспитатель достает из посылки и показывает иллюстрацию первобытного человека, одетого в шкуры.
Воспитатель: Сегодня мало кто задумывается о том, когда нитки появились на свет.
Давно, до изобретения пряжи и ткани одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий животных.
Наши предки - первобытные люди – прокалывали шкуры острыми обтесанными камнями, острыми костями крупных рыб или большими шипами, а затем продевали через эти отверстия сухожилия.
(Воспитатель достает следующую иллюстрацию)
Затем люди стали шить при помощи тонких и прочных стеблей растений.
А вскоре из волокон листьев банана и агавы, льняных стеблей и других частей растений. Так со временем нитки совершенствовались, и, в конце концов, они стали получаться тонкими, гладкими и прочными.
Для ткачества использовали различное сырьё: лён, шерсть, коноплю которые в ручную обрабатывали в каждом крестьянском доме. Это была очень трудоёмкая работа. Летом выращивали лён, коноплю, а зимой из них ткали. Девушки, собираясь вместе, свивали нити на ручных прялках. На деревянных станках начинали ткать холсты.
- Кто может сказать, что люди шили из холста? (Одежду).
-Правильно, из холста шили одежду, бельё, изготавливали предметы для украшения домашнего быта: полотенца, скатерти, занавески. Из тканого полотна шили рубахи, передники, верхнюю летнюю одежду. (Показ картинок тканых изделий).
Нитками для шитья в привычном для нас виде возникли вместе с изобретением ленточной машины и ткацкого станка. Эти нововведения появились в Средневековье, благодаря чему человек смог изготавливать более тонкую пряжу. К этому времени относится и появление мысли, что шить необходимо из тех же нитей, из которых была изготовлена ткань.
Физкультминутка.
Игла, иголка, шей быстрей |
(Дети имитируют движение руки с иглой при шитье) |
Мы шьем одежду для друзей |
(Хлопают в ладоши) |
Матрешку, мишку, куклу Ладу |
(Выполняют упражнения. Считаем пальчики) |
Оденем в новые наряды! |
(Приседают и встают с легкими поворотами право – лево) |
Воспитатель: С древних времён и до настоящих дней швейные нитки - важнейший материал, который находит применение в различных сферах деятельности.
Например, с помощью капроновых ниток шьют не только одежду и обувь, но и используют их в медицине, полиграфии и других отраслях. Качество ниток постоянно совершенствуется, применяются инновационные технологии, которые гарантируют прочность и соответствие стандартам качества.
Нитки бывают разные. Шерстяные нитки, нитки мулине, нитки швейные
(Воспитатель достает из посылки разные виды ниток, показывает, дает детям для исследования)
1.Шерстяные нитки. Из шерстяных ниток можно связать носки, варежки и т.д. Варежки связаны из шерсти, значит они…шерстяные.
2. Нитки мулине. Нитки вышивальные из хлопка. Можно вышить скатерти, узоры.
3.Нитки швейные.
Швейные нитки бывают разные:
•толстые и тонкие;
•различных цветов.
Швейными нитками можно шить, пришивать пуговицы, зашивать дыры.
Дидактическая игра «Узнай на ощупь» (дети достают из посылки один вид ниток, говорят их название и из чего они сделаны)
Воспитатель: Какое увлекательное путешествие у нас получилось! Спасибо Вам Профессор и Фиксики, нам очень понравилось, мы узнали много нового и интересного!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.