Приложение 9
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий,
художественного слова, театрализации, художественного слова
Тема: «Я люблю тебя, Россия!»
Цель и задачи:
Ø Познакомить детей с русской культурой.
Ø Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа.
Ø Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых событиях, культуре.
Ø Познакомить с традиционными русскими праздниками (Новый год, Пасха, Масленица, Крещение, Троица и другими) .
Ø Продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.
Ø Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм, пословицам, поговоркам
Ø Познакомить с разнообразием русских народных промыслов, воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству.
Ø Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.
Ø Воспитывать любовь к величайшим богатствам русской народной культуры – фольклору: сказкам, загадкам, пословицам, потешкам.
Ø Познакомить с разнообразием русских народных игрушек, знать характерные особенности разных промыслов, воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству.
Ø Познакомить с традициями и обычаями россиян, прививать любовь к традиционным праздникам.
Ø Воспитывать любовь к России, чувство гордости за свою страну, развивать интерес к историческому прошлому России
Материалы и оборудование: географическая карта, иллюстрации с изображением природы России, книги «Русские народные сказки», иллюстрации к сказкам, альбомы с иллюстрациями «Русские традиции», «Потешки», «Народные промыслы», изделия народно-прикладного искусства, хлебные изделия, овощи.
Ход НОД:
Дети входят под музыку «Мать – Россия моя» (слова С. Островского, музыка С. Куликова)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как необычно я одета. Кто знает, какой на мне костюм? Почему этот костюм называют русским?
-Да, его носили русские женщины. Они сами шили и с любовью украшали одежду для себя и для своей семьи.
Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: - Кто может показать на карте границы нашей страны?
(Вызванный ребенок проводит указкой по границам России)
Воспитатель: - Посмотрите на иллюстрации. Составьте маленький рассказ о природе России.
Примерный рассказ: Россия – страна очень большая и красивая. В огромных лесах России растет много ягод и грибов, живет много разных зверей и птиц. Через нашу страну протекает много рек. Одна из самых больших – Волга. Много в нашей стране и гор. В горах добывают полезный ископаемые: уголь, железо и другие металлы.
Воспитатель: - Да, наша Родина очень большая, красивая и богатая. Богата она не только лесами, полезными ископаемыми, животными, но и прекрасными людьми. Мы с вами много говорили о талантах русского народа. Что наш народ умеет очень хорошо делать?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Русские люди сочинили много очень хороших, интересных сказок, которые удивляют весь мир своей глубокой мудростью, чуткостью, добротой сердец.
Какие русские народные сказки вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: - О чем нам могут рассказать сказки?
(о жизни русского народа)
Воспитатель: - В чем смысл сказок?
(добро всегда побеждает зло)
Воспитатель: - Чем сказки отличаются от рассказов?
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
(работа с иллюстрациями)
Воспитатель: - Много разных потешек, поговорок, пословиц сложил великий русский народ. Как вы понимаете смысл пословиц:
Ø Долог день до вечера, если делать нечего.
Ø Труд человека кормит, а лень портит.
Ø Умелые руки не знают скуки.
Ø Землю красит солнце, а человека труд.
Ø Сделал дело – гуляй смело.
Игра «Кто больше знает потешек»
Воспитатель: - Наш народ сочинял красивые песни, хороводы.
Русский хоровод «На горе – то калина»
Входит коробейник (ребенок с коробом товаров) .
Коробейник: Покупайте товары! Стою на краю, все даром отдаю!
(Дети берут изделия народно-прикладного искусства)
Воспитатель: - Ребята, в далёкие времена, торговцы развозили товары по стране и люди покупали то, что им было нужно. Расскажите о том, что вы купили на ярмарке.
(Рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства: дымковских игрушках, хохломских изделиях, свистульках, кружевах, матрешках)
Воспитатель: - У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?
(Предположения детей)
Воспитатель: - Традиция – слово не русское, а латинское и в переводе оно означает передача, т. е. традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому. Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях отмечают дни рождения членов семьи, поздравляют женщин в день Восьмого марта и др.
Есть традиции всенародные: празднование Нового года, дня Победы, Масленицы с блинами и катанием на горках, празднование Пасхи, Троицы и многие другие. На всех праздниках люди всегда играли в русские народные игры.
Русская народная игра «Гори, гори ясно».
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Русская народная игра «Золотые ворота»
Золотые ворота,
Проходите детвора.
Я и сам пройду и ребят проведу.
А последнюю собачку я себе возьму.
Воспитатель: - А еще есть традиции связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране. Что выращивают в России?
Дети: овощи, пшеницу, рожь, фрукты.
Воспитатель: - В нашей стране очень много национальных блюд, которые готовят из муки, например: блины, каравай, расстегай.
(Помощник воспитателя вносит хлебные изделия, дети рассматривают и называют их)
Воспитатель: - А еще русские люди очень любят щи. Из чего варят щи?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, с давних времен дошла до нас традиция засаливать капусту, сейчас мы с вами будем «рубить» капусту.
Инсценировка «Мы капусту рубим»
Воспитатель: - У русского народа есть такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». Значит, что еще любят наши люди?
Дети: Кашу.
Физкультминутка «Кашка-малашка»
Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю,
другой рукой помешиваем)
Если добавить стакан молока. («Наливаем молоко»)
Сахар и соль мы щепоткой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы деткам даем. (Дающее движение рук)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить кувшин молока. («Держим кувшин двумя руками»)
Сахар и соль мы ложкой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы мамам даем. (Дающее движение рук)
(Низким голосом)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить ведро молока. («С трудом наливаем»)
Сахар и соль мы горстями кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы папам даем (дающее движение рук)
Воспитатель: - Из чего можно сварить кашу?
Дети: Из крупы.
(На столе баночки с крупами)
Воспитатель: - Назовите крупы.
Дидактическая игра: «Какая каша?»
(Из манки – манная, из пшена – пшенная)
Релаксация.
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о нашей стране и ее традициях.
Традиций у русского народа очень много. Дома поговорите с родителями, узнайте, какие русские традиции они помнят и соблюдают.
- Ребята, а сейчас мы с вами будем делать панно «Русский хоровод», которое разместим в уголок России. Мы – русские люди – с гордостью должны носить свое достойное имя!
(продуктивная деятельность детей)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.