Приложение
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, музыкотерапии, художественного слова
(средняя группа)
Тема: «В стране насекомых»
Цель: сформировать обобщенное понятие «насекомые».
Задачи:
Ø расширять и закреплять знания детей о насекомых;
Ø вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;
Ø развивать зрительную и слуховую память;
Ø развивать связную речь;
Ø развивать образность речи;
Ø продолжаем развивать умение отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;
Ø развивать общую моторику, координацию.
Ø воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
Ø продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас детей по теме (муравьиная кислота).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин по теме; чтение энциклопедической литературы; заучивание стихов о насекомых; отгадывание загадок о насекомых; просмотр мультфильмов.
Демонстрационный материал: предметные картинки насекомые (бабочка, муха, пчела, кузнечик, муравей, паук, божья коровка, стрекоза и т. д.); разрезная картинка божьей коровки; дидактическая игра «Четвертый лишний»; «Летает, прыгает, ходит».
Ход НОД:
Организационный момент.
(Дети входят в группу под звуки природы (поют птицы, насекомые жужжат и стрекочут)
(Садятся на палас)
Воспитатель: -
Весна пришла, всех разбудила
От зимней спячки, холодов.
Душа проснулась и раскрылась
Весну встречать весь мир готов!
Воспитатель: - Ребята, а вы рады приходу весны?(ответы детей). А кто еще в природе радуется весне? С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые. А как вы думаете, кто из насекомых первым просыпается?
(Рассуждения и ответы детей)
Воспитатель: - По научному календарю первыми просыпаются бабочки- веснянки, а вот по народным наблюдениям – мухи. А в какой сказке встречается муха?
(Предполагаемые ответы детей: - Муха-Цокотуха)
Воспитатель: - Правильно. А кто написал эту сказку? ( К.И. Чуковский).
(Рассмотреть муху, части ее тела. Вред или пользу приносит? Чем питается?)
- А давайте вспомним, кто приходил к мухе в гости. Сейчас я вам буду говорить фразы из сказки, а вы продолжите.
- Приходила к мухе бабушка (пчела)
Мухе – Цокотухе (меду принесла)
Воспитатель: - Посмотрите на пчелу. Как вы думаете, это полезное насекомое или нет? Чем питается пчела?
(Предполагаемые ответы детей: - Питается нектаром цветов).
А где живут пчелы? (улей). Есть пчелы домашние, они живут в ульях, которые им делает человек. А есть пчёлы дикие и живут они, как вы думаете где? (в лесу) И домик они себе делают в дупле на дереве. А где пчелы берут мед?
(Рассуждения и ответы детей)
А какие еще насекомые похожи на пчелу? Шмель и оса.
Воспитатель: - Молодцы! А какая это красавица приходила к мухе? (Бабочка)А какие части тела есть у бабочки?Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов). На нашей планете огромное количество разнообразных бабочек. Они очень красивые и им не нравится, когда их ловят и трогают, после этого они сильно болеют и даже погибают.
Воспитатель: - А мы сейчас с вами тоже превратимся в бабочек и полетаем.
Физкультурная минутка «Бабочка»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте)
Задень, за два и за месяц. (Шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела. (Машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком)
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый - лишний»
Картинки с насекомыми и птицей, с насекомыми и цветами, с птицами и насекомым, с зимующими птицами и перелетной.
- Дети, скажите, пожалуйста, смогли бы насекомые прожить без цветов? А цветы без насекомых? А птицы без насекомых? А насекомые без птиц?
Послушайте загадку:
Жук жужжит, присев на ножки
Спинка круглая, как ложка
Два крыла в горошек
И летать, он может. (Божья коровка)
Воспитатель предлагает детям собрать божью коровку из частей на паласе или за столом. Дети собирают и называют, из каких частей состоит она. (голова, спинка с крылышками, на которых чёрные пятна, шесть ног.). Посмотрите и сосчитайте, сколько точек на ее крылышках (семь). Такую бабочку называют семиточечная.
Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю). А почему её так назвали, божья коровка? Она что, даёт молоко? Просто во время опасности эти бабочки выделяют оранжевый сок и тем самым отпугивают своих врагов. А ещё их яркий красный цвет также отпугивает птиц и других насекомых.
Дети проходят на свои места
Воспитатель читает стихотворение.
- Чистота- здоровье леса, все зависит от него.
Муравей – хозяин леса, защитим давай его.
Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него? Как вы думаете, какую пользу приносит муравей?
(Предполагаемые ответы детей: - Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми).
Ещё их называют санитарами леса, потому что они очищают лес. А кому еще помогают муравьи? (Предполагаемые ответы детей: - птицам дроздам)
А как? Они чистят им перышки своей кислотой. Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях?
(Предполагаемые ответы детей: - муравьиную)
А как называют их дом?
(Предполагаемые ответы детей: - муравейник)
- Давайте вспомним, кто спас муху? (комарик) Рассматривают комара. Чем питается, какую пользу приносят или вред, и кто из них самки или самцы кусаются?
-А от кого спас комарик муху? (от паука) Рассмотреть паука. Что отличает его от других насекомых?
(Предполагаемые ответы детей: - восемь ног и восемь глаз)
Какую пользу приносит? Рассказ воспитателя о разнообразии пауков.
А какие еще насекомые приходили к мухе? (дети называют насекомых, воспитатель показывает картинки - таракан, блоха, кузнечик, стрекоза и т.д.)
Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего?
(Предполагаемые ответы детей: - Голова, грудь, брюшко, шесть ног)
По каким признакам можно определить, что это насекомое?
(Предполагаемые ответы детей: - У насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко)
У некоторых есть крылья, а есть еще и такие, которые умеют плавать и держаться на воде - это жук – плавунец и водомерка. Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки.
Дидактическая игра «Летает, прыгает, ходит»
Правила поведения при встрече с насекомыми:
Ø Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить ,куда попало.
Ø Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
Ø Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
Ø Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.
Ø Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.
Насекомые - это часть природы, а ее надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.
Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей).
А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали. И на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот такие раскраски-бабочки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.