Конспект НОД «В мире запахов»
Оценка 5

Конспект НОД «В мире запахов»

Оценка 5
docx
22.03.2024
Конспект НОД «В мире запахов»
4-5.docx

Тема: «В мире запахов»

Возрастная группа детей: 4-5

Задачи.

Обучающие задачи: формируем представления детей о здоровом образе жизни, культурных и нравственных ценностей.

Развивающие задачи: развиваем познавательные способности детей через все виды сенсорной стимуляции: вестибулярной, проприоцептивной, тактильной, обонятельной, вкусовой, зрительной, слуховой.

Воспитывающие задачи: воспитываем  навыки планирования и самоорганизации деятельности, поддерживать потребность детей в здоровом образе жизни.

Коррекционные задачи: способствуем формированию скорости и качества ориентировочной реакции для поддержания необходимого уровня непроизвольного совместно разделенного и произвольного внимания на основе создания «эффекта неожиданности» и повышения эмоциональной значимости введения объекта или создания ситуации.

Словарная работа: ароматный, пахучий; чувствовать, нюхать, вдыхать, цветы, клумба, природа.

Оборудование: парашют «здоровья», корзина для фруктов, лимоны, апельсины, грейпфруты, киви, клеёнка, фольгированный строительный материал, раздаточные подносы, стаканы, трубочки для питья, сенсорный поднос, чек-листы, фломастеры, влажные салфетки, полотенце.

Демонстративный материал: «Цветы на поляне», цветочная поляна

Раздаточный материал: коллекция аромапалочек, саше с ароматами, картинки с изображением овощей, фруктов, цветов

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий с изображением весенней поляны.

Индивидуальная работа: активизировать диалогическую речь, привлечь к работе малоактивных детей

Организация детей на НОД: Сюрпризный момент, ритуал приветствия

Основная часть – игра «Часть – целое», опыт, беседа, ходьба по дорожке, чек-листы.

Заключительная часть – рефлексия.

Ход занятия.

1. Организационная часть. Сюрпризный момент. Появление главных героев – Медуницы и Торопыжки.

Воспитатель:

«Ребята, поздоровайтесь с нашими любимыми героями».

Дети здороваются.

Воспитатель: «Ребята, а вы чувствуете, какой в зале аромат? А что такое аромат? 

Дети отвечают.

Воспитатель: Скажите, а аромат может быть только от духов или от чего - то еще?

Дети отвечают.

Воспитатель: Сегодня я хочу вам предложить провести исследование, в результате которого, мы узнаем ароматы фруктов и в каких случаях аромат более сильный. Вы хотите? Тогда мы сейчас с вами пройдем на круг и узнаем первый аромат – аромат лимона».

2. Приветственный круг с катанием фрукта между ладонями со словами

«По кругу, по кругу наш мячик (лимончик) бежит, по кругу, по кругу бежит и спешит….». (Ритуал начала занятия (идентичен ритуалу конца занятия). Ритуал остается неизменным, независимо от этапа занятия, но специфичен для каждого специалиста. Снимает тревожность, отрабатывается понимание инструкций, предлогов, слуховое внимание, расширяет объем слухового восприятия).

Основная часть.

Воспитатель: «Дети, а сейчас вы почувствовали аромат? Какой аромат вы почувствовали?».

 «Часть-целое».

Воспитатель: «На столах нас ждут фрукты целые и разрезанные. Давайте теперь почувствуем аромат фруктов в разрезанном виде и сравним, какой аромат сильнее от целого фрукта или от половинки». 

Дети понюхали и определили силу аромата.

Медуница и Торопыжка тоже принимают участие в игре.

Воспитатель: «Вы заметили, что аромат в разрезанных фруктах был сильней? А почему, как вы думаете?» 

Дети отвечают.

Воспитатель:  «А теперь мы с вами поиграем в игру: «Часть - целое».

(У детей на подносах лежат половинки фруктов, по показу педагогом целого фрукта, дети должны узнать у кого такой же фрукт в разрезе.

Дети кладут половинку фрукта ко второй половинке на поднос. Получаем целый фрукт. Отрабатываем словосочетание «У меня такой же», понятие часть – целое. Развивает слуховое внимание, зрительное восприятие, восприятие инструкций и соотнесение их со своими действиями).

Приготовление сока.

Воспитатель: «Что можно сделать из фруктов и почувствовать не только аромат, но и вкус фруктов? 

Дети отвечают.

Медуница: Мне понравилась ваша идея приготовить сок. Давайте мы с вами выдавим сок из фруктов, и выясним, какие вкусы и ароматы будут у этих соков».

Дети выдавливают из фруктов сок руками в ёмкость. 

Работа с сенсорным материалом позволяет решить следующие задачи: уточнение объекта актуальной мотивации (объект – фрукт, мотивация – выпить сок, развитие понимания речи (дави, пей, сортировка сенсорного материала по сенсорному или когнитивному признаку (цвет, вкус, форма, коммуникация со сверстником/взрослым, формирование языковых прототипов.

Питьё тематической активизирующей жидкости (сок). Решаем задачу дифференциации носового и ротового выдоха, генерализация грамматической категории «пью воду, пью сок».

Дети выпивают приготовленный сок через соломинку для того, чтобы активизировалось большее количество мышечных ощущений внутри тела, что так же будет способствовать повышению эмоционального тонуса).

Угощают Медуницу и Торопыжку соком.

Воспитатель проводит беседу: «Какой сок по цвету? Из чего у детей сок, из лимона? Значит он какой? (к примеру лимонный). Какой вкус у этих соков? Какую пользу приносит свежевыжатый сок? (он богат витаминами, необходимые для нашего организма). Что понравилось в этой деятельности? Что делали, чтобы получился сок?».

Дети отвечают.

Торопыжка предлагает свою игру.

Съедобная Сенсорная дорожка из цитрусовых.

Торопыжка: «Перед нами дорожка из фруктов, она полна разнообразными ароматами. Фрукты уже не в целом виде и не половинки, а в виде долек и колец. А давайте вместе узнаем, какие там ароматы скрываются? Когда мы с вами пойдем по ароматной дорожке, вы постарайтесь запомнить, какие ощущения у вас были».

(Дорожка выкладывается в соответствии с тематикой занятия. В стволе головного мозга находятся центры обоняния и вкуса, которые имеют «обширные ассоциативные способности» и стимулируют эмоции. При грубом органическом поражении головного мозга мы порой можем воздействовать только с обонянием и вкусом, поскольку они попадают в мозг напрямую через лимбическую систему, часть которой являются отделы лобной и височных долей, что позволяет воздействовать на эмоциональную сферу, следовательно на мотивацию и активность в широком смысле этого слова, включая речевую активность. Если требуется научить ребенка сортировке, сортируйте то, что имеет запах; если требуется научить узнавать на ощупь, узнавайте то, что имеет запах; если требуется сделать логомассаж, делайте его ароматным средством; если требуется артикуляционная гимнастика, используйте для нее вкусовые и обонятельные стимулы. Наша сенсорная дорожка выложена в соответствии с темой дня в чередовании долька – кожура с целью познания и сравнения тактильных ощущений: жесткий – мягкий, холодный – теплый, гладкий – шершавый, сухой – мокрый. Соблюдается визуальная ритмизация как основа слогового ритма).

Воспитатель: «Дети, что вы чувствовали, когда шли по дорожке? Какой силы были ароматы фруктов на дорожке? Как вы думаете, почему? 

Дети отвечают.

Воспитатель: А еще что вы почувствовали ножками?» 

Дети отвечают.

«А теперь я пройду и попробую ощутить все то, что вы сказали».

Чек – листы.

Воспитатель: «Вот мы с вами и узнали ароматы фруктов в целом виде, в разрезе, в соке, прочувствовали смесь ароматов на дорожке при ходьбе. Теперь вы знаете, какой аромат у каждого фрукта. Я предлагаю вам по запаху и внешнему виду узнать фрукт, взяв дольку с сенсорного подноса и положить ее к изображенному на картинке фрукту. Фломастером поставить галочку, чтобы отметить выполненную работу. (Визуализация результатов).

(Детям раздаются индивидуально чек – листы с изображением фруктов. Необходимо подобрать натуральный предмет (фрукт) к изображению, положить рядом с изображением и отметить завершение задания галочкой на листе. Задание выполняется на развитие абстрагирования и обобщения, в том числе, основано на модели сравнительных признаков, заключающейся в образовании концептов, концептуальных структур и всей концептуальной системы в сознании. Модель сравнительных признаков предполагает, что та или иная семантическая категория представлена в памяти в виде набора атрибутов, причем некоторые из них существенны для определения категории, а некоторые нет. В этом и заключается операция абстрагирования. Механизм абстракции возможен при условии развития более простой когнитивной операции – обобщения).

Воспитатель: «Вот мы с вами и узнали, какие ароматы имеют разные фрукты. Что вам понравилось больше всего? Чему вы сегодня научились? А вы сможете этими умениями и знаниями воспользоваться без меня? Где вы сможете применить эти знания? 

Дети отвечают.

Воспитатель:  «Спасибо вам за приятное исследование, мне с вами было очень интересно. Предлагаю закончить наше исследование, вернувшись на наш круг».

Заключительная часть.

Прощальный круг вместе Медуницей и Торопыжкой с фруктами. (Идентичен началу занятия).

После чего дети прощаются с Медуницей и Торопыжкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика сенсорного развития детей 4-5 лет

Под сенсорными понимаются способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют фундамент умственного развития ребенка. В основе развития сенсорных способностей лежит освоение детьми сенсорных эталонов. То есть общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов (цвета, формы, величины). К сенсорным эталонам, которыми овладевают дошкольники, относятся цвета (семь цветов спектра, формы (пять геометрических фигур, величины (градации и параметров величины). Диагностика сенсорных способностей позволяет определить готовность ребенка к учебному году. Здесь предложены несколько методик для выявления уровня развития представлений об эталонах формы, цвета, величины.

Для выполнения заданий ребенку потребуется простой карандаш. Во время выполнения заданий не помогайте ему, не делайте замечаний. По окончании обязательно похвалите ребенка.

Методика 1

Рассмотри предметы, изображенные на картинке. А теперь рассмотри фигуры. Соедини линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож.

Оценка:3 балла – ребенок правильно соединил все 9 предметов с геометрическими фигурами. 2 балла – ребенок допустил 1 – 2 ошибки (не соединил какой-то предмет с геометрической фигурой или соединил неверно). 1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки.

Методика 2

Рассмотри картинку. Назови все геометрические фигуры и скажи, какого они цвета

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – ребенок ошибся при названии прямоугольника и овала

1 балл – ребенок ошибся при названии и других фигур.

Методика 3

Вырезаем, перемешиваем. Покажи елочку которая самая высокая и поставь ее первой, теперь покажи елочку которая по ниже и поставь рядом с высокой, далее еще ниже, еще ниже, самая низкая. Оценка: 3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки; 2 балла – ребенок допустил две ошибки; 1 балл – ребенок сделал более одной ошибки

Методика 4

Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той елочкой, которая выше всех. Теперь поставь галочку рядом с той елочкой, которая ниже всех.

Оценка: 3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки; 2 балла – ребенок допустил одну ошибку; 1 балл – ребенок сделал более одной ошибки

Методика 5

Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той ленточкой, которая шире всех. Теперь поставь галочку рядом с той ленточкой, которая уже всех.

Оценка:

3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки

2 балла – ребенок допустил одну ошибку

1 балл – ребенок сделал более одной ошибки

Методика 6

Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той змейкой, которая длиннее всех. Теперь поставь галочку рядом с той змейкой, которая короче всех.

Оценка:

3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки

2 балла – ребенок допустил одну ошибку

1 балл – ребенок сделал более одной ошибки.

Методика 7

Рассмотри картинку. Назови, какими цветами раскрашена радуга.

3балла – ребенок не сделал ни одной ошибки. 2балла – ребенок допустил две ошибки. 1 бал – ребенок сделал более двух ошибок.

Методика 8

Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с тем мальчиком который толще, теперь поставь крестик рядом с мальчиком который тоньше.

3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки,2 балла – ребенок допустил одну ошибку,1 балл – ребенок сделал более одной ошибки.

Интерпретация результатов диагностики сенсорных способностей : Общий результат более 22 баллов – ребенок имеет представление об эталонах формы и может соотнести эталон с реальными предметами. Различает форму окружающих предметов, знает названия геометрических форм. Знает основные цвета и имеет четкие представления о параметрах величины (высоте, ширине, длине) и градации предметов по этим параметрам (высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий). Может назвать эти параметры в окружающих предметах.

Общий результат 17 – 22 баллов – ребенок имеет представление не обо всех эталонах формы и недостаточно владеет действиями соотнесения эталонов с реальными предметами. Он иногда не различает предметы схожие по форме (например, круглые и овальные, квадратные и прямоугольные, может не знать некоторые названия. Иногда путает некоторые основные цвета. Имеет нечеткие представления о параметрах величины и затрудняется при сравнении предметов по величине.

Общий результат менее 17 баллов – ребенок слабо владеет действиями соотнесения эталонов формы и величины с реальными предметами. Не знает многих названий геометрических форм, не различает их в окружающем мире. Величину обозначает только словами «большой – маленький». Часто путает названия основных цветов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: «В мире запахов» Возрастная группа детей : 4-5

Тема: «В мире запахов» Возрастная группа детей : 4-5

Дети отвечают. Воспитатель:

Дети отвечают. Воспитатель:

Питьё тематической активизирующей жидкости (сок)

Питьё тематической активизирующей жидкости (сок)

Воспитатель: «Вот мы с вами и узнали ароматы фруктов в целом виде, в разрезе, в соке, прочувствовали смесь ароматов на дорожке при ходьбе

Воспитатель: «Вот мы с вами и узнали ароматы фруктов в целом виде, в разрезе, в соке, прочувствовали смесь ароматов на дорожке при ходьбе

Диагностика сенсорного развития детей 4-5 лет

Диагностика сенсорного развития детей 4-5 лет

Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той ленточкой, которая шире всех

Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той ленточкой, которая шире всех

Конспект НОД «В мире запахов»

Конспект НОД «В мире запахов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024