Конспект НОД по развитию речи для детей̆ среднего дошкольного возраста «Путешествие с Карлсоном».
Образовательные задачи
Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда».
Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие задачи
Развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую моторику, ориентацию в пространстве.
Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.
Воспитательные задачи
Воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать посуду в чистоте.
Формировать желание помочь Карлосону, попавшему в беду.
Словарная работа: тарелка, вилка, ложка, чашка, блюдце, кастрюля, сковородка, чайник, стакан; мыть, вытирать, разбивать, пить, есть, жарить, кипятить; круглая, маленькая, большая, красная, желтая, зеленая, синяя; тарелочка, кастрюлька, блюдечко, ложечка, вилочка, кружечка, самовар.
Форма проведения — игровая обучающая ситуация.
Материалы и оборудование: картинка-загадка стрелки, конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним, картинки с изображениями посуды, «дерево с посудой», макет шкафа для посуды, самовар на небольшом табурете-подставке с салфетками, плоскостное изображение тарелок с кашей, магазин-витрина с предметами посуды.
Ход
Дети стоят в кругу.
Педагог. Постарается Андрюша,
Меня увидит Ксюша,
Ушки слышат у Алёшки,
У Лиды, Димы тоже,
Сонечка со мной играет,
Катя знания закрепляет.
Поднимите руки выше,
Кто имен своих не слышал.
Дети, чьи имена не прозвучали в стихотворении, поднимают руки и по очереди называют свои имена, а также свои пожелания к будущей деятельности.
Педагог. Запоминает наша голова Важные поступки и умные слова.
Дети гладят себя по голове.
Слушаем внимательно...
Подносят руки к ушам.
Смотрим обязательно.
Подносят руки к глазам.
Взрослых не перебиваем...
Грозят указательным пальцем.
Знаний много получаем.
Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.
Педагог. Ребята, хотите отправиться в путешествие?
Дети. Хотим!
Педагог. Тогда в путь! Ой, ребята, посмотрите ,на нашем пути чудо-дерево растет, Чудо-чудо-чудное, Расчудесное! Не листочки на нем, Не цветочки на нем, А ложечки да чашки, Поварешки на нем!
Дети, а что еще вы видите на этом чудесном дереве? Дети перечисляют предметы посуды.
Педагог. Как вы назовете, одним словом все эти предметы?
Дети. Посуда.
Педагог. Мы сегодня отправимся с вами в удивительное путешествие по стране, которой нет ни на одной карте. Это Страна Посуды. Нас ждут неожиданные встречи, интересные задания, игры- приключения. (Обнимает детей, ласково приговаривая) Я ребяток собираю, в путь-дорожку приглашаю. Будьте внимательны, не отставайте, но и не бегите вперед. В незнакомом месте лучше держаться всем вместе.
Педагог. В таком нелегком путешествии нам придется много говорить, поэтому наш язычок должен хорошо работать .Давайте вспомним загадку о самоваре и хором её проговорим.
Дети (хором). Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела. Пейте чай, вода вскипела!
Педагог. Давайте еще раз посмотрим на дерево. Вот вилочка висит. Послушайте, как я называю: вилочка. А вот ложечка. Как я называю?
Дети. Ласково.
Педагог. Попробуйте вы назвать ласково посуду.
Игра «Назови ласково»
Дети выбирают любой предмет посуды и называют его ласково: тарелочка, ложечка, кастрюлечка, блюдечко, вилочка, кружечка и т.д.
Педагог. Молодцы, ребятки! Быстро и дружно вы справились с моим заданием! А теперь мы отправляемся дальше. Здесь нас ждет новая игра. Посмотрите на экран и скажите, какой предмет здесь лишний.
Игра «Что лишнее?»
Ребенок называет лишний предмет и объясняет свой выбор, например: «Яблоко лишнее, это фрукт. А все остальное — посуда».
Педагог. Продолжим наше путешествие.
Под музыку входит Карлсон(грустный)
Педагог. Дети, вы узнали, кто это?
Дети. Это Карлсон.
Карлсон. Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают на приветствие.)
Педагог. Карлсон, почему ты такой грустный?
Карлсон. Малыш обещал меня угостить вареньем. Я собрал всю посуду что есть у меня в доме, прилетел к Малышу, но он отказался наливать варенье в мою посуду. А почему, я не знаю. Может вы, ребята, поможете?
Дети. Посуда у тебя грязная.
Карлсон.(плачет). Что же мне теперь делать?
Педагог. Ребята, подскажите Карлсону, как надо ухаживать за посудой.
Дети. Посуду надо мыть, чистить, вытирать, не бить, беречь, сушить.
Карлсон.Теперь мне понятно, как за ней ухаживать
Карлосон «моет» посуду.
Карлсон.Как здорово. Теперь моя посуда чистая, я так вам благодарен, мне так весело стало, что хочется потанцевать.
Физминута. Танец – зарядка.
Карлсон. Спасибо, ребята, за помощь. А может, что-нибудь еще ребята знают о посуде?
Педагог. Да.А теперь ребята загадают тебе загадки о посуде. (садятся)
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)
Сделаны они из стекла, предназначены для чая, сока, молока. (Стаканы.)
На огне я стою, еду вкусную варю. (Кастрюля.)
Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник.)
Педагог. Молодец! Все загадки отгадал! А теперь поиграй с нами.
Игра «Склей разбитую посуду».
- Некоторая посуда разбилась. Соберите разбитую посуду и расскажите, что вы склеили. Давайте разобьемся на 3 команды.
Дети получают конверты с разрезанными на 6 частей картинками с изображением посуды.
Карлсон хвалит детей.
Педагог приглашает Карлсона в путешествие. Наше путешествие продолжается.
Карлсон. Ребята, Подскажите, а где можно купить посуду?
Ответы детей.
Педагог. Дети, давайте. Познакомим Карлсона с магазином. Для этого мы пройдем дальше
Дети идут дальше. Подходят к «витрине».
Игра «Магазин посуды»
Дети выступают в роли покупателей, а педагог — в роли продавца.
Педагог. Для того чтобы продавец понял, что вы хотите купить, нужно рассказать о любом предмете посуды, не называя его.
Карлсон. Можно, я первый куплю? Она белая, круглая. На ней нарисованы цветочки. Из нее едят суп. Что я хочу купить, дети?
Дети. Тарелку!
Педагог. Молодец, Карлсон! Ты правильно составил загадку И ребята молодцы — отгадали ее. И мне, продавцу было понятно, что ты хотел купить.
Педагог подает Карлсону тарелку, она кладет ее в сумку. Аналогично составляют загадки все дети.
Педагог. Дорогие ребята, наше путешествие закончилось, и нам нужно отправляться домой. Вам понравилось путешествие? А что вам понравилось?
Ответы детей.
Карлсон. Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Вы молодцы, замечательно справились с заданиями, были внимательными, помогли мне, научили пользоваться и ухаживать за посудой.
Педагог. Карлосон, а я тебя хочу угостить твоим любимым вареньем. (Педагог дает Карлсону банку с вареньем).
Карлосон благодарит за подарок и приглашает детей пить чай.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.