Конспект НОД в старшей группе с использованием здоровье сберегающих технологий на тему: «Лук и чеснок против простуды»
Цель: Показать значимость лука и чеснока для здоровья человека, способы его использования.
Задачи:
Образовательные: Способствовать углублению и обобщению имеющихся
представлений у детей о профилактике простудных заболеваний. Закреплять знания детей об условиях необходимые для роста растений. Закрепить знания о здоровом образе жизни.
Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес к
лекарственным растениям, уточнить представление о пользе овощей для
здоровья.
Развивать память, связную речь, умение делать выводы, анализировать, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.
Воспитательные: Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью. Воспитывать умение трудиться.
Коррекционные: Продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, мультимедийное сопровождение.
Предварительная работа. Рассматривание серии картин по теме: «Лекарственные растения». Чтение стихов, поговорок, загадывание загадок, беседа о полезных свойствах лука и чеснока. Беседа о правилах во время болезни, соблюдении гигиены, профилактике заболеваемости.
Материалы и оборудование: Кукла Маша. Лук репчатый, чеснок. Земля, емкость, вода, ложечки. Картинки лука, чеснока, зеленого лука, капельки. Бумажные носовые платки, маска противовирусная. Презентация. Корзина. Доска для резки. Блюдце.
Словарь. Целебные, долька, зубок, вирус.
Организационный момент.
Воспитатель. - Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в д/с?
- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.
- Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки!
- Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!
Ход занятия.
1.Вводная часть. (Мотивационно-побудительный этап)
Перед занятием наведение порядка в игровых уголках и в уголке доктора все раскидано на кроватке лежит Маша.
Воспитатель. Здравствуй, Маша! В гости к нам решила заглянуть?
Маша. Здравствуйте ребята! Доброго здоровьица. (кашляет)
Воспитатель. Не уж-то простыла?
Маша. Ой, и чихает, и кашляет. Ап – чхи!
2. Основная часть.
Воспитатель. Еще и к нам в гости больная пришла! Ой, ребята, что делать? Как-нам-то не заболеть? Как нужно себя обезопасить от вирусов?
Ответы детей. (надо лечиться и выполнять правила больного).
Маша. Какие такие правила?
Воспитатель. Ребята, давайте расскажем нашей Машеньке, что нужно делать, если человек заболел.
Вопросы воспитателя.
1 Где должен находиться больной во время болезни? Ответы детей (соблюдать постельный режим)
2 Какие правила гигиены должен соблюдать больной? Ответы детей (пользоваться отдельной посудой и предметами личной гигиены).
Маша опять громко чихает.
3 Ребята, что может случиться, если Маша будет так чихать на нас?
Ответы детей (заразит окружающих).
Что нужно дать Маше чтоб она нас не заразила?
Воспитатель. Дает маску на лицо Маше.
4 Какими предметами личной гигиены нужно пользоваться во время болезни? Ответы детей (носовым платком).
5 Что нужно делать, чтобы не болеть?
Ответы детей (закаляться, употреблять в пищу много витаминов, одеваться по погоде)
Дети. Дают Маше бумажные платочки.
Воспитатель. В период массовых заболеваний простудой лучшее лекарство от простуды какое? вы узнаете, ребята, если отгадаете загадки:
Сарафан
не сарафан,
платьице не платьице,
А как станешь раздевать,
досыта наплачешься.(лук)
Луку я родной братишка
Я не нравлюсь ребятишкам
Только как же я полезен
Тот не знает и болезней
Кто со мной ребята дружит
Ешь меня и врач не нужен! (чеснок)
Воспитатель. Показывает головку чеснока и лук репчатый.
Воспитатель.
«Ешьте, милые, чеснок,
Заготавливайте впрок,
Чтоб всегда он в доме был
И здоровье нам дарил.
Чтоб лечил нас и бодрил,
Придавая больше сил.
И от хворей всех берег
Наш надежный друг чеснок.
Лук стал сердитым от обиды:
– Во мне сплошные фитонциды.
Да, иногда я раздражаю, —
сказал он, слёзы вытирая. —
Когда людей сразит недуг,
все вспоминают: – Где же лук?
Я выгоняю хворь и боль,
Средь овощей и я не ноль.
Воспитатель. Кто силу и ловкость свою проверить хочет?
ИГРА-РАЗДЕНЬ ЧЕСНОК. (двое желающих разбирают головку чеснока на зубчики и чистят каждый зубчик от чешуи)
Воспитатель А сейчас давайте рассмотрим головку чеснока.
Из чего она состоит? А как называется долька?
Ответы детей (зубок).
Воспитатель. Каким цветом зубок? Сколько зубков в головке чеснока? (Дети считают).
Воспитатель. Давайте теперь рассмотрим лук.
Чистит только верхнюю часть, видим, что лук цельный. Разделяет лук на чешуйки. Лук состоит из чешуек. Когда чистишь лук, то можно заплакать от запаха лука, лук выделяет вещества, которые раздражают наши глаза и нос и могут потечь слезы. Вы заметили отличия в строении лука и чеснока? В чем они?
Ответы детей. (Чеснок состоит из зубков, а лук из чешуек).
Маша. Ребята, как же их есть-то! Они же горькие и не вкусные! А когда чистишь-так слезу ручьем текут. Не буду я есть его, это гадость!
Воспитатель. Что ты Маша, лук и чеснок очень полезные для здоровья, в
этих овощах большое количество витамина С. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле, ангине, насморке. Оба эти овоща служат нам и лекарством, и пищей.
Физкультминутка.
В огороде поутру погляди на грядку: - наклоны вперед - назад
Лук зеленый на ветру делает зарядку. - потягивание вверх;
На зарядку встали вряд репа и редиска, - ходьба на месте;
Там листочки вверх глядят, - поднять руки вверх, помахать
Здесь – пригнулись низко. - присесть
Воспитатель. Ребята, а в вашем доме есть лук, чеснок? И как его используют ваши домашние? (Ответы детей)
Воспитатель. Есть очень много различных рецептов на основе лука и чеснока. Предлагаю помочь Маше воспользоваться народными средствами и вылечиться в домашних условиях. Согласны?
Воспитатель. Чеснок и лук полезны и взрослым, и детям. И про них говорят: «Кто с чесноком и луком в дружбе, тот с болезнями в ссоре». (Повторите поговорку)
Воспитатель. Давайте, с вами вместе понюхаем разрезанную дольку чеснока, как он пахнет. А теперь понюхаем лук. Запах отличается? Какой запах вам больше понравился?
Воспитатель. Предлагаю чихающей Маше тоже понюхать дольку чеснока и луковицу.
Маша. (Нюхает). Да я уже и кашлять-то почти перестала и чувствую себя намного лучше. Надышалась вашим луком и чесноком, полезного много узнала. И чего это я к вам раньше не пришла. А теперь каждый день есть буду, и на терке тереть, и с супом вприкуску, и сок луковый выжму. О как!
Воспитатель. А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы получить зелёный лук? Ответы детей. (его надо прорастить).
Воспитатель. Что необходимо для роста растений? (земля, вода, свет, тепло). А у нас всё это с вами есть.
Воспитатель. Раздаёт по одной луковице. Посмотрите на луковицу у неё есть донце и верхушка. Мы сейчас с вами будем сажать лук донцем вниз в лунку. (Показ посадки)
Воспитатель. Прежде чем начать работу, нужно подготовить наши ручки, давайте поиграем.
Пальчиковая гимнастика:
Мы сажаем огород
Лук чеснок на нём растёт
И петрушка, и горох (загибаем пальцы)
Огород у нас не плох (хлопки ладонями)
Перец, тыква кабачок
Лег на грядку на бочок
Помидоры, огурцы.
Мы ребята молодцы.
Воспитатель. А теперь преступаем к посадке нашего лука. Не забываем о правилах поведения за столом.
Практическая часть.
Воспитатель следит за процессом посадки лука.
3. Заключительная часть. (Рефлексивно-коррегирующий этап).
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами познакомились с растениями чесноком и лук, познакомили с рецептами, Машу научили посадки луковиц.
Воспитатель. Ребята, давайте подарим головку чеснока и лука Маше и пожелаем ей скорейшего выздоровления.
Дети отдают корзиночку с головками чеснока и лука, прощаются с ней. Маша прощается и уходит.
Итог. Что нового вы узнали? Чем занимались на занятии?
Рефлексия. Понравилось вам или нет? (капельки радостные и грустные)
Кому было сложно?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.