Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 «Рождественский» г.Петровск Саратовская область
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по теме: «Обучение грамоте: звуки «с», «сь»
Развитие речи
Подготовил: воспитатель средней группы
МБДОУ д/с №17 «Рождественский»
Абрамова Наталья Дмитриевна
г. Петровск
2024 г.
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников со звуками С, сь.
Задачи:
- Формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки
- Формировать умение произносить слова с интонационным выделением звуков «с» и «сь»
-Развивать слуховое восприятие, фонематический слух
-Синхронизировать работу левого и правого полушария, тренировать межполушарные связи.
-Развивать внимание, память, мышление
-Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к окружающему миру
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Инновационные технологии: Виммельбух, нейроигры и упражнения, интелект-карта
Демонстрационный материал: магнитная доска, магниты, иллюстрация из книги Виммельбух – зоопарк, предметные картинки (слон, барсук, росомаха, лось, рысь, лиса, соболь, косуля, жираф, лев), картинки: большой синий братец и маленький зеленый братец, интеллект карта.
Раздаточный материал: карточки, фломастеры
Ход НОД
I. Вводная часть
Дети встают в круг
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"
Друзьям всем: "Привет!"
Дети присаживаются
- Ребята к нам в гости пришли два братца. Посмотрите на них.
Воспитатель вешает на доску две картинки большой синий братец и маленький зеленый братец
- Одинаковые они? Чем отличаются? (Ответы детей)
- Так мы их и назовем большой и маленький братец. Давайте с ними познакомимся поближе. У каждого братца есть имя большой братец – «с», а маленький – «сь».
- Поиграем с ними, в игру «Хлоп-Топ-Тук»: если я назову звук «с» - это какой братец? (большой), то вы хлопните, а если «сь» - это какой братец? (маленький) – то вы топните, а если услышите другой звук, то кулачками стукнете по коленкам. Готовы? Кто же из вас самый внимательный?
Проводится кинезиологическая игра «Хлоп-Топ-Тук», над большим братцем ставиться картинка «ладошки Хлоп», над маленьким братцем – «нога Топ», а рядом с ними – «кулачок Тук».
Воспитатель называет бессистемно звуки, а дети выполняют соответствующие действия (с, с, сь, сь, м, с, с, сь, б, с, сь)
- Молодцы, не перепутали звуки. И самых внимательных ребят братцы приглашают в зоопарк. Что вы знаете о зоопарке? (Ответы детей)
- Возьмем фотоаппараты, но где же они? (Ответы детей)
Кинезеологическое упражнение «фотоаппарат», дети делают пальцами рамку - прямоугольник. Согнуты мизинец, безымянный, средний пальцы, выпрямлены большие и указательные. К указательному пальцу левой руки приставляем большой палец правой руки. К большому пальцу левой - указательный правой. Начинаем крутить рамку в руках, меняя пальцы местами как бы фотографируем.
II. Основная часть
Дети встают в рассыпную
- Скажем волшебные слова: Повертелись, покрутились, в зоопарке очутились.
Дети подходят к магнитной доске (иллюстрация из книги Виммельбух – зоопарк и вокруг картинки животных)
- Посмотрите и сфотографируйте только тех животных, в названии которых спрятались звуки «с» и «сь», выделяя их голосом, а затем поставьте фотографию со звуком «с» около большого братца, со звуком «сь» около маленького братца.
Воспитатель дает образец: сссоболь, фотографирует и ставит картинку рядом с большим братцем; затем каждый ребенок выбирает картинку и ставит рядом с братцем. Дети составляют интеллект-карту
Дети садятся на стульчики
- А теперь Алиса назови всех животных со звуком «с»
- Никита назови животных со звуком «сь»
- Молодцы, помогли братцам сфотографировать животных.
Братцы любят играть в прятки и прятаться в словах.
Послушайте чистоговорки.
Су-су-су – мы увидели лису.
Повторите. Какой братец спрятался?
(аналогично проводится с другими чистоговорками)
Са-са-са – очень хитрая лиса.
Сы-сы-сы – рыжий хвостик у лисы.
Сю – сю – сю – веселимся мы вовсю!
Со-со-со – лопнуло колесо.
Физминутка
Чем можно надуть колесо? (насосом)
Встанем в круг, возьмемся за руки и покажем, как мы будем накачивать колесо.
- Вот какое у нас колесо, но оно лопнуло — ш-ш-ш
(воспитатель и дети подходят к середине круга и произносят звук ш).
- Давайте его накачаем большим насосом — с-с-с
(дети отходят назад, имитируют, что надувают мяч насосом, произносят: с-с-с).
- Мы так сильно накачали колесо, что оно лопнуло — ш-ш-ш
(дети произносят звук «ш», сходятся в середину круга).
- Теперь давайте накачаем колесо маленьким насосом — сь-сь-сь
(дети имитируют работу маленького насоса, произнося звук «сь», делают круг)».
Игра повторяется 2-3 раза
- Скажем волшебные слова: Повертелись, покрутились, и назад мы возвратились.
- Присаживайтесь за столы. Наши братцы спрятались в картинках.
Перед вами картинки, проведите линию от картинки, в котором спрятался звук «с» к большому братцу, а звук «сь» к маленькому братцу.
Назовите верхнюю картинку. (Ответы детей)
- Какой братец в ней спрятался? (Ответы детей)
- Проведите линию от картинки самолёт к большому братцу.
Назовите следующую картинку. (Ответы детей)
- Какой братец в ней спрятался? (Ответы детей)
- Проведите линию от картинки гусь к маленькому братцу.
Остальные картинки распределите самостоятельно.
Дети выполняют задание самостоятельно.
- Проверим? Обратите внимание большой братец «с» спрятался в картинках в синем квадрате, а маленький братец «сь» в картинках в зеленых квадратах. У всех так?
- Самир, в каких картинках спрятался звук «с»? (оса, самолет)
- Вова, в каких картинках спрятался звук «сь»? (гусь, велосипед)
- Молодцы хорошо играете в прятки. Выходите в круг.
Встают в круг берутся за руки.
- Поиграем в игру «Круг кружочек».
Дети идут по кругу, произносят слова: «Круг - кружочек повернись разочек, Раз-два-три, повернись, у кого в имени есть звук «с». Ребенок, в чьем имени спрятался братец должен назвать свое имя, сказать какой из братцев в его имени и повернуться кругом.
- У кого в фамилии есть братец?
- У кого в прическе спрятался братец? Какой звук спрятался в косссичках? Хвоссстике?
- У кого в обуви есть звук «с»? (ссандали)
- Не просто от вас спрятаться, вы очень внимательные!
III. Заключительная часть
Рефлексия.
- С какими звуками мы сегодня играли?
- Как различить этих братьев запомнили?
- Где они от вас прятались?
- Какого братца вам труднее было искать?
Вы можете поискать братцев у себя дома, на прогулке, в гостях, у нас в группе, а потом рассказать о них друг другу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.