Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
Тема. «Зимующие птицы родного края».
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
Образовательные:
Активизировать словарь по теме зимующие птицы,
Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным ответом,
Учить заучивать стихотворение с помощью мнемотаблиц.
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес к жизни зимующих птиц,
Развивать наблюдательность, познавательные способности - память, внимание, логическое мышление,
Развивать слуховое восприятие
Воспитательные:
Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.
Методические приемы:
Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова: морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая.
Наглядные – иллюстрации птиц, мнемотаблица, контуры «Птицы».
Практические – отгадывание загадок.
Предварительная работа: прогулки, наблюдения за птицами, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме, птицах; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.
Демонстрационный материал: мнемотаблица, презентация.
Раздаточный материал: листочки с контурами «Птицы», цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент
Воспитатель:
-Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?
-Какая погода зимой? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)
-Вам нравиться зима? Почему? (Кататься на горках, на санях, лепить снеговиков, играть в снежки)
- Давайте и мы слепим снежок.
Пальчиковая гимнастика: «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
(Загибать пальцы, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили
(Лепить, меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(Показать круг, сжать ладони вместе.)
И совсем-совсем не сладкий.
(Грозить пальчиком.)
Раз – подбросим. Два – поймаем.
(Подбрасывать и ловить «снежок».)
Три – уроним
(Ронять воображаемый снежок.)
И… сломаем.
(Топают ногами)
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, в зимнее время мы ведь не только играем, но и наблюдаем: за белкой, за прохожими, за деревьями, за птицами.
- О ком бы вы сегодня хотели вспомнить? Рассказать?
- Давайте сегодня вспомним о птицах, прилетающих в нашу кормушку.
В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой,
Назови его скорей,
Кто там скачет?
(Воробей)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей,
Прячется в морозных кронах,
А зовут её …
(Ворона)
Непоседа
пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока.)
Над жуком и короедом
Держит он всегда победу.
По деревьям тук да тук:
Кто для леса верный друг?
(Дятел)
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня …
(Синичка)
Птицы по деревьям скачут,
Веселятся и не плачут.
С красной грудкою один
И зовется он...
(Снегирь)
Эти птички с хохолком,
Очень яркие притом.
На рябину прилетели,
Птички эти…
(Свиристели)
Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный ...
(Клест)
Воспитатель: Молодцы! Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие)
Почему их называют зимующими? (потому, что они остаются зимовать, не бояться холода)
Воспитатель: Ребята, а чем птицы похожи? Что у них общего?
Дети: У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.
Воспитатель: Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?
Дети: Они отличаются размером, окраской, по-разному подают голос.
Воспитатель: Ребята, скажите, что могут делать птицы?
Дети: птицы могут летать, прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать яйца, высиживать, уничтожать вредных насекомых
Воспитатель: Нуждаются ли птицы зимой в нашей помощи? Почему?
Дети: Птицы очень нуждаются в нашей помощи, потому что под снегом трудно найти себе корм.
Воспитатель: Чем мы можем подкормить птиц зимой?
Дети: Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.
Дидактическая игра: «Назови ласково»
Воспитатель: Сейчас, я буду произносить слова, а вы произнесете это слово ласково.
Птица – птичка
Синица – синичка
Снегирь – снегирек
Кормушка – кормушечка
Воробей – воробышек
Музыкальная физкультминутка:
Воспитатель: Вокруг себя повернись и в птичку превратись.
Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы М. Пляцковского «Декабрьское»
Воспитатель: Ребята, предлагаю послушать стихотворение Михаила Пляцковского «Декабрьское». Я вам его прочту, вы внимательно послушайте, а потом при помощи мнемотаблицы расскажите его.
- А что такое мнемотаблица?
Дети: Картинки подсказки.
Воспитатель читает стихотворение.
В декабре метели пели,
Прилетели свиристели.
На рябине ночевали,
Всю её переклевали,
A за ними — снегири,
Тридцать три и тридцать три.
Дверь тихонько отвори —
Вот их сколько, посмотри!
Вечереет. На заре
Снова птицы во дворе.
Залетайте поскорей:
С вами зимы веселей!
- Вам понравилось стихотворение?
- Кто прилетел в декабре? (свиристели)
-Давайте вместе прочитаем это стихотворение, внимательно будем смотреть на таблицу.
-Сейчас прочитают только девочки стихотворение.
- Мальчики прочитают это стихотворение тихо.
Заслушиваем детей, запомнивших стихотворение.
Итог:
Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили?
Дети: Мы сегодня говорили о зимующих птицах.
Воспитатель: Давайте еще раз вспомним название зимующих птиц, не просто проговорим, а поиграем в игру «Раздели слово на слоги».
Сне-гирь, клест, во-ро-на, со-ро-ка, дя-тел, си-ни-ца, во-ро-бей, сви-ри-стель.
Воспитатель: Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело.
Звучит фонограмма «Песни птиц»
Игра «Дорисуй»
А сейчас я вам предлагаю раскрасить птиц, о которых мы говорили, вспоминали.
Рефлексия: Сегодня вы просто молодцы. Вспомнили о зимующих птицах, рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.