Конспект ООД "Заповедные места Нижегородской области"
Оценка 4.9

Конспект ООД "Заповедные места Нижегородской области"

Оценка 4.9
docx
09.07.2023
Конспект ООД "Заповедные места Нижегородской области"
конс. оод заповедные места ниж. обл..docx

Конспект ООД "Путешествие по заповедным местам Нижегородской области

Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.

Задачи:

-воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу,  бережное отношение к ней.

-развивать у познавательный интерес, экологическое мышление,умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

-познакомить воспитанников с заповедниками, расположенными на территории Нижегородской области;
-способствовать формированию представлений о растительном и животном мире заповедников;

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Воспитатель: Сегодня ч приглашаю Вас совершить путешествие по заповедным местам родного края, а начать его мне хотелось бы с небольшого рассказа, который вам нужно внимательно послушать и ответить на вопросы.

Чтение рассказа Н. Сладкова «Друг или враг»

Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.
Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг?
«Ружья нет! — решает рябчик.— Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».
«На охотника не похож,— думает белка.— Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь».
«Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».
«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!»
«Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»
«Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну».
Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!
И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…

 

Воспитатель: Ребята, по каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники)
- А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)
Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.
- Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений. 
- Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие? (Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении).
- Для этого в нашей стране созданы заповедники. 
- Давайте вспомним, что такое заповедники? (Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Это охраняемые человеком участки суши или водного пространства). 
- Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников? (Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека). Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают. 
- Кто-нибудь из вас знает, как называется профессия людей, которые работают в заповедниках? (Охотовед).
- А чем именно он занимается? (Охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, подкармливает животных и птиц)
Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут.

Воспитатель:  Ребята, какие заповедники России вы знаете? (Баргузинский, Астраханский, Кивач, Столбы, Башкирский, Приокско-Террасный, Уссурийский, Кроноцкий, Чёрные Земли, Алтайский)

 Основная часть.

Воспитатель: Как называется область в которой мы живём? (Нижегородская область).

И на территории нашей области тоже есть заповедники. 
Сегодня с одним из них мы с вами познакомимся.
Рассказ о заповеднике.

    Государственный природный заповедник «Керженский» расположен в 70 км. от Нижнего Новгорода, на территории Семеновского, Борского и Воскресенского районов. Керженский заповедник – царство сосновых лесов и болот.й край - часть низменного Нижегородского Заволжья, царство сосновых лесов и боГосударственный заповедник был создан в 1993 г. в целях сохранения в естественном состоянии биологического разнообразия природных комплексов южной тайги.

Воспитатель: Итак, давайте с вами совершим небольшое импровизированное путешествие с помощью презентации, которую я для вас подготовила, и увидим животных, птиц, рыб и насекомых, обитающих в заповеднике.

    На территории заповедника можно встретить довольно редких, внесенных в Красную книгу России видов животных. Здесь обитают более 150 видов птиц, около 40 видов млекопитающих. Наблюдать за ними довольно сложно, поскольку животные видят и слышат людей гораздо раньше. Но иногда любопытствующая белка или ласка, подобравшись поближе, чтобы узнать о причинах неожиданного беспокойства, дадут о себе знать. На лесных речках можно увидеть бобровые плотины и «кормовые столики» ондатры, а если быть предельно осторожным и незаметным, удастся понаблюдать и за самими животными. (демонстрация слайда)

   Кого только нет в пестром птичьем разнообразии заповедника: кряква, чирок-трескунок, бекас, кулик-черныш, кукушка, певчий дрозд, зяблик, зарянка, пеночки весничка и теньковка, обыкновенная овсянка, лесной конек, белая трясогузка и другие. По весне токуют глухари и тетерева. (демонстрация слайдов)

    Среди обитателей заповедника: бурый медведь, лось, рысь, куница, барсук. Встречается редкий осторожный хищник из семейства куньих – выдра. (демонстрация слайдов)

    Порхают с цветка на цветок изумительно красивые бабочки аполлон и подалирий, занесенные в Красную книгу.России.Среди «краснокнижных» растений можно увидеть, кувшинка малая,пыльцеголовник красный, гриб ежевик коралловидный, лишайник лобарию легочную и других представителей флоры. (демонстрация слайдов).

    На небольшой территории заповедника собрано более 600 из 1300 видов растений, произрастающих в области. Вся территория заповедника преимущественно покрыта сосновыми лесами.

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещает-ся» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)
Воспитатель: В заповеднике «Керженский» сохранился такой вид редкого животного, которое обитает возле водоёмов, как речной бобр. Бобр занесён в особую книгу под названием Красная книга. 
- Ребята, давайте вспомним, что это за книга? (Это книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды птиц, животных и растений. Она является предупреждением для всех людей, что эти животные и растения могут исчезнуть. А красный свет книги бьёт тревогу и напоминает людям об опасности.)

Воспитатель: Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, богатство нашей Родины, которым мы должны гордиться.
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? 
(Конечно же, надо охранять разную природу в любом месте, где бы ты не находился: будь то у себя в родном краю или по дороге в отпуск, когда ты останавливаешься на отдых у края леса. Везде, где находится человек, он должен бережно относится к окружающей тебя природе).

Воспитатель: Давайте, ребята с вами сегодня придумаем и нарисуем специальные предупреждающие знаки о том, чего нельзя делать в лесу, у реки, в горах, у озера, на лугах и степях. А потом каждый пояснит свой знак.

(Обсуждение рисунков)

  Рефлексия.

- Ребята, с каким заповедником нашей области мы с вами сегодня познакомились?

- Какие виды растений и животных есть в этом заповеднике?
- Какие знаки вы сегодня нарисовали и что они означают?
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?


 

Конспект ООД "Путешествие по заповедным местам

Конспект ООД "Путешествие по заповедным местам

Давайте вспомним, что такое заповедники? (

Давайте вспомним, что такое заповедники? (

Разжигать костры в лесу (запрещается) •

Разжигать костры в лесу (запрещается) •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2023