Конспект ООД "Путешествие по заповедным местам Нижегородской области
Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.
Задачи:
-воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
-развивать у познавательный интерес, экологическое мышление,умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
-познакомить воспитанников с
заповедниками, расположенными на территории Нижегородской области;
-способствовать формированию
представлений о растительном и животном мире заповедников;
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Воспитатель: Сегодня ч приглашаю Вас совершить путешествие по заповедным местам родного края, а начать его мне хотелось бы с небольшого рассказа, который вам нужно внимательно послушать и ответить на вопросы.
Чтение рассказа Н. Сладкова «Друг или враг»
Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто
вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.
Но со всех сторон невидимо следят
за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг?
«Ружья нет! — решает рябчик.— Но,
может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».
«На охотника не похож,— думает
белка.— Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь».
«Покажись ему, а он еще, по
незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».
«Ну я-то с ногами, всем видно,
что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост
отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!»
«Пусть себе идет — я и глазом не
моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на
лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом,
что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»
«Нужен глаз да глаз! Чуть
зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не
прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну».
Идет человек удивляется, почему
никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся
– ведь я им ничего плохого не делаю!
И верно не делает. Но и хорошего
тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано.
Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела –
друг. А чему же им еще верить? Не словам же…
Воспитатель: Ребята, по каким делам
узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет
муравейники)
- А по каким делам узнают врагов
леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)
Растения и животные всегда были
для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа
отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую
среду.
- Мы с вами знаем, как прекрасна
и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении
людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие,
исчезающие виды птиц, животных и растений.
- Ребята, как вы думаете, что
значит исчезающие? (Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень
мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении).
- Для этого в нашей стране
созданы заповедники.
- Давайте вспомним, что такое
заповедники? (Заповедники - это особое место, где растения и
животные оберегаются и охраняются. Это охраняемые человеком участки суши или
водного пространства).
- Ребята, а как вы думаете, какая
главная задача заповедников? (Главная задача заповедников - сохранить
и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые
исчезают по вине человека). Заповедную территорию не только охраняют, но и
изучают.
- Кто-нибудь из вас знает, как
называется профессия людей, которые работают в заповедниках? (Охотовед).
- А чем именно он занимается?
(Охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, подкармливает
животных и птиц)
Заповедники охраняются
государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья
живут рядом и спокойно растут.
Воспитатель: Ребята, какие заповедники России вы знаете? (Баргузинский, Астраханский, Кивач, Столбы, Башкирский, Приокско-Террасный, Уссурийский, Кроноцкий, Чёрные Земли, Алтайский)
Основная часть.
Воспитатель: Как называется область в которой мы живём? (Нижегородская область).
И на территории нашей области тоже есть
заповедники.
Сегодня с одним из них мы с вами
познакомимся.
Рассказ о заповеднике.
Государственный природный заповедник «Керженский» расположен в 70 км. от Нижнего Новгорода, на территории Семеновского, Борского и Воскресенского районов. Керженский заповедник – царство сосновых лесов и болот.й край - часть низменного Нижегородского Заволжья, царство сосновых лесов и боГосударственный заповедник был создан в 1993 г. в целях сохранения в естественном состоянии биологического разнообразия природных комплексов южной тайги.
Воспитатель: Итак, давайте с вами совершим небольшое импровизированное путешествие с помощью презентации, которую я для вас подготовила, и увидим животных, птиц, рыб и насекомых, обитающих в заповеднике.
На территории заповедника можно встретить довольно редких, внесенных в Красную книгу России видов животных. Здесь обитают более 150 видов птиц, около 40 видов млекопитающих. Наблюдать за ними довольно сложно, поскольку животные видят и слышат людей гораздо раньше. Но иногда любопытствующая белка или ласка, подобравшись поближе, чтобы узнать о причинах неожиданного беспокойства, дадут о себе знать. На лесных речках можно увидеть бобровые плотины и «кормовые столики» ондатры, а если быть предельно осторожным и незаметным, удастся понаблюдать и за самими животными. (демонстрация слайда)
Кого только нет в пестром птичьем разнообразии заповедника: кряква, чирок-трескунок, бекас, кулик-черныш, кукушка, певчий дрозд, зяблик, зарянка, пеночки весничка и теньковка, обыкновенная овсянка, лесной конек, белая трясогузка и другие. По весне токуют глухари и тетерева. (демонстрация слайдов)
Среди обитателей заповедника: бурый медведь, лось, рысь, куница, барсук. Встречается редкий осторожный хищник из семейства куньих – выдра. (демонстрация слайдов)
Порхают с цветка на цветок изумительно красивые бабочки аполлон и подалирий, занесенные в Красную книгу.России.Среди «краснокнижных» растений можно увидеть, кувшинка малая,пыльцеголовник красный, гриб ежевик коралловидный, лишайник лобарию легочную и других представителей флоры. (демонстрация слайдов).
На небольшой территории заповедника собрано более 600 из 1300 видов растений, произрастающих в области. Вся территория заповедника преимущественно покрыта сосновыми лесами.
Воспитатель: А теперь давайте с
вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним
правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать
«запрещает-ся» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу
(запрещается)
• Беречь лес от пожара
(разрешается)
• Собрать муссов в яму и закопать
(разрешается)
• Рвать букеты цветов
(запрещается)
• Ходить только по тропинкам
(разрешается)
• Ломать деревья и ветки
(запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву
и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу
(запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара
(разрешается)
• Кричать и включать громкую
музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда
(запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых
(запрещается)
• Разорять муравейники
(запрещается)
• Разрушать грибницы
(запрещается)
Воспитатель: В заповеднике «Керженский»
сохранился такой вид редкого животного, которое обитает возле водоёмов, как
речной бобр. Бобр занесён в особую книгу под названием Красная книга.
- Ребята, давайте вспомним, что
это за книга? (Это книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды птиц,
животных и растений. Она является предупреждением для всех людей, что эти
животные и растения могут исчезнуть. А красный свет книги бьёт тревогу и
напоминает людям об опасности.)
Воспитатель: Заповедники - это
островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство,
богатство нашей Родины, которым мы должны гордиться.
- Ребята, как вы думаете, только
ли в заповедниках надо беречь природу?
(Конечно же, надо охранять разную
природу в любом месте, где бы ты не находился: будь то у себя в родном краю или
по дороге в отпуск, когда ты останавливаешься на отдых у края леса. Везде, где
находится человек, он должен бережно относится к окружающей тебя природе).
Воспитатель: Давайте, ребята с вами сегодня придумаем и нарисуем специальные предупреждающие знаки о том, чего нельзя делать в лесу, у реки, в горах, у озера, на лугах и степях. А потом каждый пояснит свой знак.
(Обсуждение рисунков)
Рефлексия.
- Ребята, с каким заповедником нашей области мы с вами сегодня познакомились?
- Какие виды растений и животных есть в этом
заповеднике?
- Какие знаки вы сегодня
нарисовали и что они означают?
- Что вам больше всего
понравилось в нашем путешествии?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.