Конспект организованной образовательной деятельности по формированию звуковой стороны речи на тему: «Звуки [О], буква О» с использованием элементов песочной терапии в подготовительной к школе логопедической группе.
Цель: Ознакомление со звуком [О] и буквой.
Задачи: Коррекционно-образова- тельные: познакомить со звуками [О], его артикуляционными и акустически- ми признаками, познакомить с буквой О, упражнять в определении позиции
звука в слове, упражнять в придумыва- ние предложений с заданным словом, в составлении схемы предложения, закреплять умение проводить слого- вой анализ слов, Коррекционно-раз- вивающие:
Развивать фонематическое слух, восприятие; психические процессы: память, внимание; общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное вни- мание. закреплять умение координи- ровать речь с движением
Коррекционно-воспитательные: воспитывать речевое внимание детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент (дети стоят вокруг стола с песочницей).
Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними. Посмотрите на стол, перед вами стоит загадочная коробка (коробка накрыта платком). Почему же она за- гадочная, всё очень просто, чтобы уз- нать, что в ней лежит надо отгадать за-
гадку. Слушайте внимательно!
Загадка: Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя.
Я сыпучий, желтый, несъедобный.
Догадались, кто же я? (Песок!)
Логопед: Правильно, перед вами песочница с песком (снимаем платок). Логопед: Скажите, а вы любите играть с песком? (Да!). Сегодня мы
с вами будем заниматься и играть с песком.
Логопед: Но прежде, чем мы начнём играть с ним, давай вспом- ним
Правила игры с песком: Нельзя брать песок в рот.
Нельзя бросать песок в глаза – можешь повредить глаза.
После игры с песком – помой руки!
Логопед: Молодцы! Все прави- ла запомнили!
Игра-упражнение «Здравствуй песок!»
Логопед: А теперь как вежли- вые люди давай поздороваемся с песком. Давай погладим песочек; а теперь опустим ладошки в него; возьмём в правый кулачок песок, высыпали; теперь в левый кулачок, высыпали; двумя кулачкам, высы- пали.. Скажите, песок какой (отве- ты детей: желтый, сухой, прохлад- ный …).
Давайте копнем поглубже, вдруг найдем там что-нибудь интересное? (Дети находят пазлы – элементы кар- тинок, которые затем собирают на столе).
Логопед: Ребята, что нарисова- но на картинке, которую вы собрали? (время года осень). Сейчас за окном осень. Скажите какая осень? (дети подбирают слова-признаки: золотая, дождливая, разноцветная…). Сейчас послушайте слово — осень, с какого звука оно начинается? (со звука О)
Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком О и буквой О.
2. Основная часть
Анализ артикуляции и характеристика звука (дети садятся за столы).
Логопед: Возьмите зеркала и по- смотрите, как мы произносим этот звук. Что происходит с губами? (губы в форме овала) Зубами? (разомкнуты) Языком? (спокойно лежит за нижними зубами) Есть ли во рту преграда? (воз- душная струя не встречает преграды.) Можем ли мы его спеть? (да)
Как мы называем звук, если воздух не встречает преграды? (гласный). Ка- ким цветом обозначаем гласный звук? (красным).
Работа над голосом.
Произнесите звук столько раз, сколько я хлопну в ладоши: хх, ххх, хххх.
Произнесите звук: беззвучно…, шепотом…, тихо…, громко…
Произнесите звук наоборот: если я громко, то вы тихо, если я тихо, Вы громко.
Развитие фонематического слуха (дети стоят вокруг стола с песочни- цей)
Игра «Прятки»
Логопед: Сейчас подойдем к песочнице и поиграем в прятки. Я буду произносить различные звуки, а вы когда услышите звук О, прячьте ладошки в песок. (А,У,О,И, О, А, О). А сей- час буду произносить слоги, вы прячь- те ладошки услышав слог с звуком О (АМ, ОП, УМ, ОМ).
Определи место звука О в слове.
Логопед: А сейчас закройте глаз (логопед закапывает в песок карточки). Перед вами в песке карточки, что на них нарисовано вам поможет узнать трубочка. Возьмите трубочки и с их помощью сдуйте песок с карточек. Затем назовите, что на них нарисо- вано (ослик, обруч, пальто, дом, мяч, волк, ведро, нож, автобус). Звук О мы слышим во всех этих словах? (нет, в слове мяч нет звука О).
Возьмите по две карточки. Я на- рисую на песке схемы для определения места звука в слове. Произнесите слово на своей карточке, определите место звука О слове и положите кар- точку к нужной схеме. (дети определя- ют место звука О и кладут его к нужной схеме).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.