Конспект открытого логопедического занятия в 1 классе «Автоматизация и дифференциация звуков [р] - [р’] в тексте»
Оценка 4.9

Конспект открытого логопедического занятия в 1 классе «Автоматизация и дифференциация звуков [р] - [р’] в тексте»

Оценка 4.9
docx
28.06.2021
Конспект открытого логопедического занятия в 1 классе «Автоматизация и дифференциация звуков [р] - [р’] в тексте»
урок 1.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:ege200651@yandex.ru

 

 

Конспект открытого логопедического занятия в 1 классе

«Автоматизация и дифференциация звуков [р] - [р’] в тексте»

 

Разработала занятие

учитель-логопед

Ахмедова Назибат Аликулиевна

 

Цель: продолжать коррекционную работу по автоматизации и дифференциации звуков [р] - [р’]   в тексте с использованием компьютерной презентации Microsoft Office Power Point.

Задачи:

- автоматизировать и дифференцировать звуки [р] - [р’] в тексте;

- совершенствовать навык чтения;

- развивать фонематическое восприятие: умение правильно воспроизводить слоговые ряды,

- развивать навыки фонематического анализа: определять наличие заданного звука в словах;

- развивать мелкую и общую моторику, кратковременную и долговременную память, логическое мышление, слуховое внимание;

- развивать речевое дыхание (удлинённый выдох);

- развивать коммуникативные навыки;

- обогащать словарь признаков;

- воспитывать внимание к собственной речи, стремление овладеть навыками правильного звукопроизношения звуков;

- воспитывать самостоятельность при работе с компьютером;

- воспитывать интерес к явлениям природы.

Оборудование: карточки-льдинки с напечатанными словами, снежки (клубки ниток), компьютер, презентация для работы с тексом.

 

Ход занятия.

IОрганизационный момент.

1) Приветствие гостей.

- Сегодня у нас на занятии гости, давай поприветствуем их.

 2) Ритуал приветствия.

Логопед и учащийся поочередно соприкасаются одноименными пальцами (от большого до мизинца).

- Желаю тебе удачи во всём и везде,

  Желаю тебе успехов на занятии.

   3) Введение в тему занятия, формулирование задач.

-Сегодня мы продолжим работу над правильным произношением звуков [р] - [р’] в тексте и умением их различать. А посвящено наше занятие будет… А чтобы узнать, отгадай загадку:

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)

- Так какому времени года посвящено наше занятие?

II. 1) Дыхательная гимнастика.

- Представим, что мы вышли на улицу. Давай слепим снежок. Стоит такой мороз, что снег в руках скрипит,  вот так: «С-с-с» (вдох, на выдохе произносится звук [с]). Повтори.

     2) Игра «В снежки»

- Снежки слепили, теперь поиграем.  Я буду произносить слоги и кидать тебе снежок. Ты, поймав снежок, повтори их.

Ра-ря, ро-рё, ру-рю, ры-ри, рэ-ре, ра-ря-ря, рё-ро-рё, ру-рю-ру, ры-ри-ри, ро-рю-ре, ра-ря-ри.

    3) Самомассаж лица и аурикулотерапия.

- «Возвращаемся» с прогулки  в кабинет, садимся за парту. Спину держим прямо.  Руки от снега замёрзли, надо немного согреться. Повторяй за мной движения.

Руки растираем (потереть ладони)

И разогреваем, (хлопки в ладоши)

И лицо теплом своим нежно умываем. (провести по лицу сверху вниз)

Пальчики сгребают все плохие мысли. (граблеобраными движениями провести от середины лба к вискам)

Ушки растираем сверху вниз мы быстро. (растереть ушные раковины по краю сверху вниз)

Их вперед сгибаем, (сгибать ушные раковины вперёд)

Тянем вниз за мочки. (оттягивать ушные раковины вниз за мочки)

А потом руками растираем  щёчки. (легко похлопать по щекам ладошками)

    4) Игра ««Собери из льдинок узор».

- Посмотри, у меня есть льдинки. Предлагаю  составить из них узор. Я буду читать стихотворение Татьяны  Керстен, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь слово со звуком [р] или [р’]. За правильное выполнение я буду давать тебе карточку-льдинку.

(На каждый хлопок учащемуся даётся карточка с написанным словом)

Т. Керстен

Белокрылые метели

Завывают в феврале.

Звери сильно похудели

В тесной норке и дупле.

Мы поможем им немножко:

Хлеб в кормушку принесём.

По заснеженным дорожкам

В задремавший лес придём.

- Сколько у тебя льдинок?  Посчитай. (9). Переверни льдинки. Смотри, на них написаны слова. Читай  и выкладывай два узора. Один из льдинок, на которых написаны слова со  звуком [р], другой из льдинок, на которых написаны слова со звуком  [р’].

[р] – белокрылые, в феврале, в норке, в кормушку, по дорожкам.

[р’] – звери, принесём, задремавший, придем.

- Какие красивые узоры у тебя получились. Молодец!

    5)  Гимнастика для глаз.

- Сделаем гимнастику для глаз «Снежок». Сними очки.  Произносим слова гимнастики вместе, чётко проговаривай звуки [р] - [р’].

Ловко со снежком играем,

Все движенья повторяем.

Вверху снежок я подержу,

На него я погляжу.

Снежок я ниже опускаю,

Его взором провожаю.

Вправо, влево провожу,

Глазами я за ним слежу.

Глаза спокойно закрываю,

Отдыхаю, отдыхаю.

Вновь глаза я открываю,

Моргаю, моргаю,

Моргаю, моргаю.

Снежок на место убираю.

    6) Работа с текстом (на компьютере).

- А я героя рассказа тебе представляю. Это девочка Рита. Прочитай текст, и мы узнаем, что она увидела утром. Пролистывай слайды самостоятельно удобным для тебя способом: клавишей «вниз» или мышкой.

Рита про-сну-лась утром и по-смот-ре-ла в окно. Она увидела чудесную картину. Мороз раз-ри-со-вал стёкла при-чуд-ли-вы-ми узорами. В воздухе медленно кружились лёгкие снежинки. Земля была покрыта белым ковром. Снег на крышах, на крылечке, на дороге, на деревьях. Берёзка покрыта кру-жев-ной бахромой из снега. Кусты о-ку-та-ны се-реб-ря-ным инеем. На солнце снег иск-рил-ся. Крас-но-гру-ды-е снегири лакомились рябиной. Шустрые синички дружной стайкой летали около кор-муш-ки.  Как красиво зимой!

- Что же Рита увидела утром?

- Подумай, как можно озаглавить текст.

- Как ты понимаешь  словосочетание «причудливые узоры»? (странные, необычные, похожи на какое-то чудо).

- Как ещё можно описать узоры на стекле? Какие они? (морозные,  ажурные, кружевные,  нарядные, красивые)

Наводящие вопросы:

Узоры на стекле появляются, когда на улице сильный мороз. Значит узоры какие?

Ещё они похожи на плетение из тонких-тонких  ниточек, т.е. на ажур, кружево. Значит они какие?

Стекло, украшенное узорами, выглядит нарядно, красиво. Значит узоры какие?

- Вот какой волшебник мороз, создаёт такое чудо!

III. Итог занятия. Оценка деятельности учащегося.

- А теперь подведём итог. Чему было посвящено занятие?

- Над какими звуками работали?

- Какое задание больше всего понравилось?

- Сегодня ты хорошо потрудилась, была внимательной, следила за собственным произношением. Молодец! Старайся правильно произносить эти звуки дома и на уроках. Наше занятие закончилось. До свидания!

 

 

 

Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.

Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:ege200651@yandex.ru

 

Отзыв коллег на открытое занятие

учителя-логопеда

Ахмедовой Назибат Аликулиевны

«Автоматизация и дифференциация звуков [р] - [р’] в тексте»

1 класс

     Занятие проводилось с учениками 1 класса. Данное мероприятие  занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционно- развивающей работы.

Для проведения занятия был изготовлен дидактический материал лэп-бук «Сундучок-звуковичок», подобраны коррекционно - развивающие игры.

Поставленные цели и задачи соответствуют содержанию занятия.  Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах.  Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности первоклассников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии была использована презентация, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно - образовательному процессу.

Цель занятия  доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (презентация), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика «Наш весёлый язычок». Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием использовалась пальчиковая гимнастика «Космос».  Для закрепления произношения звуков  в конце  слов и обучения детей образовывать прилагательные в роде и  числе, использовалась игра «Я тоже», для закрепления звука Р в предложении и  назывании предлогов использовалась презентационная  д/и «Стеллаж».

На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала  динамика занятия, презентация  со звуковым сопровождением, игра «Исправь предложения», с заданным звуком. По окончании занятия использовалась рефлексия  «Фотография звёздного неба», где дети должны были, используя звёздочку, вспомнить этапы занятия.  

Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, полной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья

 

     

 

 

 

 

Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.

Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:ege200651@yandex.ru

 

Отзыв родителей на открытое занятие

учителя-логопеда

Ахмедовой Назибат Аликулиевны

«Автоматизация и дифференциация звуков [р] - [р’] в тексте»

1 класс

 

На занятии присутствовали наши дети, посещающие логопункт, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуком Р.

Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливали детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии    с возможностями учеников и задачами занятия.  Занятие длилось не более 25 минут

Весь дидактический материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными  особенностями детей, отличается своей инновацонностью и современностью, что помогало максимально привлечь и распределить внимание детей, заинтересовать их, достичь высоких результатов в работе.
Речевой материал соответствует  целям и задачам  занятия. 
На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы.  Учитывались следующие дидактические принципы: наглядности обучения, сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, дифференцированного и индивидуального подхода.  Все эти принципы были реализованы на занятии.

Активизации умственной деятельности ребенка способствовал выбранный удачный игровой прием, который пронизывает все моменты занятия и делает его единым целым, захватывает чувства, порождает желание справится с припятствиями.

    На занятии были использованы предметные картинки, настольно дидактические и интерактивные игры коррекционной направленности, упражнение на развитие звукового анализа слова. Речевой материал  был подобран с учетом возможностей учеников, уровнем его речевого развития, возрастными особенностями. Проводилась работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза,  обогащению активного словаря.  Развитию связной речи на материале лексической темы «Одежда», закреплению знаний детей о женской и мужской одежде. Особое внимание уделялось развитию основных психических процессов: усидчивости, зрительной памяти, логического и абстрактного мышления.

В ходе занятия учитель-логопед Назибат Аликулиевна особенно следила за четким проговариванием слов, предложений и связных текстов, тактично и доходчиво поправляла, просила повторить правильно.

На занятии ученики работали активно, проявляли заинтересованность, им очень нравился сам процесс они старались дать правильный ответ. Но при проведении упражнения по развитию фонематического слуха ученики испытывали затруднение по определению место нахождения звука «Р» в слове «Буратино». Учитель - логопед оказала помощь ученикам. И дети после объяснения справились с заданием. Все занятие проходило в теплой атмосфере сотрудничества. Оно было очень насыщенным, проделан большой объем работы, выполненные задания показали, что цели занятия были выполнены Результат был достигнут.

 

 

 

 

 

Родители 1 класса


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Сегодня мы продолжим работу над правильным произношением звуков [р] - [р’] в тексте и умением их различать

Сегодня мы продолжим работу над правильным произношением звуков [р] - [р’] в тексте и умением их различать

Сколько у тебя льдинок? Посчитай

Сколько у тебя льдинок? Посчитай

А теперь подведём итог. Чему было посвящено занятие? -

А теперь подведём итог. Чему было посвящено занятие? -

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Фотография звёздного неба», где дети должны были, используя звёздочку, вспомнить этапы занятия

Фотография звёздного неба», где дети должны были, используя звёздочку, вспомнить этапы занятия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

И дети после объяснения справились с заданием

И дети после объяснения справились с заданием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2021