Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»
Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18 Телефоны: (88722) 69-15-15
Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com Электронный адрес:ege200651@yandex.ru
Конспект открытого логопедического занятия в 3 классе
«Твердые и мягкие согласные»
Разработала занятие
учитель-логопед
Ахмедова Назибат Аликулиевна
Цель: Формировать умение различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки.
-Формировать навык звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа структуры предложений.
-Развивать фонематический слух.
-Развивать грамматический строй речи путем практического усвоения категории Р.п. мн. ч. существительных.
-Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Цветы»
-Развивать память, воображение.
-Развивать временные и пространственные представления.
-Воспитывать чувство отзывчивости и взаимопомощи.
Оборудование: индивидуальные зеркала, звуковые замки, картинки с изображением Тома и Тима, фишки для звукового анализа слов, предметные картинки по теме «Цветы», карточки со слогами, карточки «Буквенного лото», смайлики для обозначения настроения.
Ход занятия.
Релаксационный момент Коррекция артикуляционной гимнастики и моторики. |
1.Орг. момент – Какое настроение? (показать соответствующий смайлик) Мы сегодня отправляемся с вами путешествие по стране Твердых и Мягких звуков
2 Артикуляционная гимнастика: 1. Чередование «улыбочка» - «хоботок». 2. «Лопаточка» - «иголочка». 3. Качели. 4. Лошадка. 5. Индюшата
3.Моторика Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы) Друг без друга им нельзя. Вот большой, а это средний, (разгибают из положения Безымянный и последний «кулак» названные пальцы) Наш мизинчик-малышок. Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили, (хлопают в ладоши) Будем их соединять соединяют большой палец И движенье выполнять. с остальными по порядку) Мы рога козе покажем И рога оленя даже. Мы про зайку не забудем – Ушками водить мы будем. Чтобы четко говорить, (соединяют пальцы) Будем с пальцами дружить |
||||||||||
Дифференциация твердых и мягких согласных.
|
2.Коррекционное упражнение Идем по лесу – наклонились, прошли под низкими ветками деревьев, раздвигаем ветки, перепрыгиваем через лужу, перешагиваем через высокую мокрую траву. Вот и подошли к двум замкам: Синему и Зеленому. Какие звуки живут в Синем замке? А в Зеленом? Нас встречают два брата, которые работают садовниками. Я буду «кидать» вам звуки их имени, а вы обозначайте их фишками. Одного брата зовут [т, о, м]. Он высокий, худой и такой же твердый, как и звук [т], с которого начинается его имя. Второго брата зовут [т,, и, м]. Он маленький, пухленький и такой же мягкий, как и звук [т,], с которого начинается его имя. Догадались, кто из братьев Том, а кто Тим?
|
||||||||||
Обогащение словарного запаса |
3.Словарная работа со словом «корзина». - что это слово обозначает?
Вставить пропущенные буквы. Что мы можем положить в корзину В нем разные слова, но некоторые буквы потерялись, слова бегали, вертелись и на части разлетелись, 1 2 3 4 5 помоги слова собрать. Вставьте в слова букву А или Я. Слова: м...лина, м…ч, м…шина, д….ча, ут...та, шл...па, соб...ка, земл…, тр…ва. - Подчеркните мягкую согласную – зеленым. После, каких согласных мы пишем букву я, после мягких. А после, каких согласных пишем букву А.
|
||||||||||
Развитие фонематического слуха. |
4. Д.И. Феи попросили садовников украсить замки цветами. Логопед выставляет на доску картинки, дети называют цветы (роза, ромашка, пион, ландыш, гвоздика, тюльпан, колокольчик). Какой вопрос зададим к картинкам? (что это?) К доске выходит по два ребенка. Один из них играет роль Тома, другой – Тима. Шапочку какого цвета ты себе выберешь? Какие цветы срежет Том, а какие Тим? Дети «срезают» цветы, начиная с фразы: «Я срезаю …». Объясняют свой выбор. Размещают картинки в кармашки замков. Затем передают шапочки другим детям.
|
||||||||||
Речь с движением. |
5. Физ. Мин
|
||||||||||
Развитие фонематического восприятия
Соотнесение звука и буквы. |
6. Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами. Тим и Том любят играть в лото. Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.
Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук, Том, Тим. Запишите имена братьев в тетрадь. С какой буквы запишем? Почему? Какой звук обозначает буква Т в слове Том, а какой звук в слове Тим? Нарисуйте под ними кружочки соответствующего цвета.
|
||||||||||
|
7 Итог. Тому и Тиму было очень приятно с вами познакомиться, ведь вы помогли им справиться с трудностями. Если вы приходите на помощь людям, то и они всегда придут на помощь вам! Какие звуки мы различали вместе с Томом и Тимом? Какие звуки может обозначать буква Т (М, К, Д и т.д.)? Тим и Том довольны вами. А у вас какое настроение? (смайлики) |
Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.
Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»
Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18 Телефоны: (88722) 69-15-15
Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com Электронный адрес:ege200651@yandex.ru
Отзыв коллег на открытое занятие
учителя-логопеда
Ахмедовой Назибат Аликулиевны
«Твердые и мягкие согласные»
3 класс
При планировании занятия, Назибат Аликулиевна учитывала возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей (материал занятия соответствует возрасту учащихся).
С целью предупреждения утомляемости в структуру занятия включены разнообразные задания, которые соответствует теме занятия. Для повышения работоспособности и заинтересованности в течение всего занятия создавала положительную мотивацию.
Занятие началось с организационного момента, который позволил настроить учеников на рабочую обстановку в течение всего занятия.
Реализация поставленных задач решалась через выполнение следующих упражнений:
Была проведена артикуляционная гимнастика для выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем. Пальчиковая гимнастика была проведена с целью воздействия на биологически активные точки по системе су джок, стимулирования речевых зон коры головного мозга. Тема занятия была сформулирована после того, когда было выполнено первое задание: нужно было найти границы слов.
Задачей данного этапа занятия было развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Физкультминутка связана с темой занятия, основными задачами которой было следующее:
(Игра в мяч)
На данном этапе занятия поставлены велась работа по:
· развитию фонематического восприятия и фонематических представлений;
· уточнению и расширению лексического запаса;
развитию слухового внимания и зрительной памяти;
· овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, знакомство с многозначными словами.
Базой для формирования предложений различных синтаксических конструкций является закономерность в установлении необходимых связей слов в словосочетаниях (т.е. умение устанавливать связь между формой и значением), поэтому задачами данного этого этапа занятия были:
На заключительном этапе был проведен опрос по теме занятия, в котором дети четко давали ответ на поставленные вопросы:
1. Какие согласные учились различать на слух?
2. С какой парой букв работали на занятии?
3. Какая гласная буква обозначает мягкость согласного на письме?
4. Какая гласная буква обозначает твердость согласного на письме?
Методы и приемы, используемые на основных этапах занятия, соответствовали целям.
Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.
Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»
Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18 Телефоны: (88722) 69-15-15
Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com Электронный адрес:ege200651@yandex.ru
Отзыв родителей на открытое занятие
учителя-логопеда
Ахмедовой Назибат Аликулиевны
«Твердые и мягкие согласные»
3 класс
Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, настроение проверялось выбором смайликов, поощрение( сюрпризные моменты – конверт с раскрасками) правильно выполненных действий формировало у детей уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Использование разнообразных методов и приёмов работы соответствовало задачам каждой структурной части занятия. Присутствовала постоянная смена видов деятельности, что способствовало повышению работоспособности ребёнка и активизации внимания. Эмоциональный фон во время занятия был положительный. На занятии мною был использован разнообразный наглядный и дидактический материал. Считаю, что поставленные задачи на занятии были реализованы. Но данная работа по дифференциации свистящих и шипящих звуков требует дальнейшего продолжения. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, полной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.
Родители учащихся 3 класса
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.