Конспект открытого логопедического занятия в 3 классе «Твердые и мягкие согласные»
Оценка 4.8

Конспект открытого логопедического занятия в 3 классе «Твердые и мягкие согласные»

Оценка 4.8
docx
28.06.2021
Конспект открытого логопедического занятия в 3 классе «Твердые и мягкие согласные»
урок 7.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:ege200651@yandex.ru

 

 

Конспект открытого логопедического занятия в 3 классе

«Твердые и мягкие согласные»

 

Разработала занятие

учитель-логопед

Ахмедова Назибат Аликулиевна

 

Цель: Формировать умение различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки.

-Формировать навык звукового и слогового анализа  и синтеза слов, анализа структуры предложений.

-Развивать фонематический слух.

-Развивать грамматический строй речи путем практического усвоения категории Р.п. мн. ч. существительных.

-Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Цветы»

-Развивать память, воображение.

-Развивать временные и пространственные представления.

-Воспитывать чувство отзывчивости и взаимопомощи.

 Оборудование: индивидуальные зеркала, звуковые замки, картинки с изображением Тома и Тима, фишки для звукового анализа слов, предметные картинки по теме «Цветы», карточки со слогами,  карточки «Буквенного лото», смайлики для обозначения настроения.

Ход занятия.

Релаксационный момент

Коррекция артикуляционной гимнастики и моторики.

1.Орг. момент – Какое настроение? (показать соответствующий смайлик)

Мы сегодня отправляемся с вами путешествие по стране Твердых и Мягких звуков

 

 

2 Артикуляционная гимнастика:

1. Чередование «улыбочка» - «хоботок».

 2. «Лопаточка» - «иголочка».

3. Качели.

4. Лошадка.

5. Индюшата

 

 

3.Моторика

Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)

Друг без друга им нельзя.

Вот большой, а это средний, (разгибают из положения   

Безымянный и последний     «кулак» названные пальцы)

Наш мизинчик-малышок.

Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, (хлопают в ладоши)

Будем их соединять                соединяют большой палец

И движенье выполнять.          с остальными по порядку)

Мы рога козе покажем

И рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем –

 Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить,           (соединяют пальцы)

Будем с пальцами дружить

 

Дифференциация твердых и мягких согласных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.Коррекционное упражнение

Идем по лесу – наклонились, прошли под низкими ветками деревьев, раздвигаем ветки, перепрыгиваем через лужу, перешагиваем через высокую мокрую траву.

 Вот и подошли к двум замкам: Синему и Зеленому. Какие звуки живут в Синем замке? А в Зеленом?

Нас встречают два брата, которые работают садовниками. Я буду «кидать» вам звуки их имени, а вы обозначайте их фишками. Одного брата зовут [т, о, м]. Он высокий, худой и такой же твердый, как и звук [т], с которого начинается его имя.

Второго брата зовут [т,, и, м]. Он маленький, пухленький и такой же мягкий, как и звук [т,], с которого начинается его имя.

Догадались, кто из братьев Том, а кто Тим?

 

Обогащение словарного запаса

3.Словарная работа со словом «корзина».  - что это слово обозначает?

 

Вставить пропущенные буквы. Что мы можем положить в корзину

В нем разные слова, но некоторые буквы потерялись, слова бегали, вертелись и на части разлетелись, 1 2 3 4 5 помоги слова собрать. Вставьте в слова букву А или Я. Слова:

м...лина,

м…ч,

м…шина,

д….ча,

ут...та,

шл...па,

соб...ка,

земл…,

тр…ва.

- Подчеркните мягкую согласную – зеленым. После, каких согласных мы пишем букву я, после мягких. А после, каких согласных пишем букву А.

 

Развитие фонематического слуха.

4. Д.И. Феи попросили садовников украсить замки цветами.

Логопед выставляет на доску картинки, дети называют цветы (роза, ромашка, пион, ландыш, гвоздика, тюльпан, колокольчик). Какой вопрос зададим к картинкам? (что это?)

К доске выходит по два ребенка. Один из них играет роль Тома, другой – Тима. Шапочку какого цвета ты себе выберешь?

Какие цветы срежет Том, а какие Тим? Дети «срезают» цветы, начиная с фразы: «Я срезаю …». Объясняют свой выбор. Размещают картинки в кармашки замков. Затем передают шапочки другим детям.

 

 

Речь с движением.

5.  Физ. Мин

Ветер северный подул – с-с-с…

Все слоги в слове сдул.

Полетели, закружились

И на парту опустились.

Друг за дружкой их собрали-

Слова строчкой побежали…

Посчитаем их опять –

Раз, два, три, четыре, пять.

Ох, устали их писать,

Лучше будем танцевать.

Руки вверх, наклоны из стороны в сторону

Трясут кистями рук.

Кружатся

Приседают на ковер.

Встают «паровозиком»

Побежали по ковру

Загибают пальцы обеих рук, начиная с мизинца

Потрясти кисти рук – расслабление.

Выполняют танцевальные движения.

Развитие фонематического восприятия

 

 

 

 Соотнесение звука и буквы.

6. Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами.

Тим и Том  любят играть в лото. Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.

 Л

С

М

Р

Т

Л

С

М

Р

Т

 Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук, Том, Тим.

Запишите имена братьев в тетрадь. С какой буквы запишем? Почему?

Какой звук обозначает буква Т  в слове Том, а какой звук в слове Тим? Нарисуйте под ними кружочки соответствующего цвета.

 

 

7 Итог. Тому и Тиму было очень приятно с вами познакомиться, ведь вы помогли им справиться с трудностями. Если вы приходите на помощь людям, то и они всегда придут на помощь вам!

Какие звуки мы различали вместе с  Томом и Тимом? Какие звуки может обозначать буква Т (М, К, Д и т.д.)?

Тим и Том довольны вами. А у вас какое настроение? (смайлики)

 

 

 

 

 

 

Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.

Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:ege200651@yandex.ru

 

Отзыв коллег на открытое занятие

учителя-логопеда

Ахмедовой Назибат Аликулиевны

«Твердые и мягкие согласные»

3 класс

При планировании занятия, Назибат Аликулиевна учитывала возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей (материал занятия соответствует возрасту учащихся).

С целью предупреждения утомляемости в структуру занятия включены разнообразные задания, которые соответствует теме занятия. Для повышения работоспособности и заинтересованности в течение всего занятия создавала положительную мотивацию.

Занятие началось с организационного момента, который позволил настроить учеников на рабочую обстановку в течение всего занятия.

Реализация поставленных задач решалась через выполнение следующих упражнений:

Была проведена артикуляционная гимнастика для выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем. Пальчиковая гимнастика была проведена с целью воздействия на биологически активные точки по системе су джок, стимулирования речевых зон коры головного мозга. Тема занятия была сформулирована после того, когда было выполнено первое задание: нужно было найти границы слов.

Задачей данного этапа занятия было развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Физкультминутка связана с темой занятия, основными задачами которой было следующее:

(Игра в мяч)

  • снятие усталости и напряжения;
  • внесение эмоционального заряда;
  • совершенствование общей моторики;
  • выработка четких координированных движений взаимосвязанных с речью.
  • Произношение звуков в словах.

На данном этапе занятия поставлены велась работа по:

·         развитию фонематического восприятия и фонематических представлений;

·         уточнению и расширению лексического запаса;

развитию слухового внимания и зрительной памяти;

·         овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, знакомство с многозначными словами.

  • Работа над словосочетанием.

Базой для формирования предложений различных синтаксических конструкций является закономерность в установлении необходимых связей слов в словосочетаниях (т.е. умение устанавливать связь между формой и значением), поэтому задачами данного этого этапа занятия были:

  • установление лексико-грамматических отношений между членами словосочетания;
  • актуализация накопленного словаря;
  • умение передавать суть выполняемых упражнений:
  • сохранение последовательности производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.
  • Заключительный этап

На заключительном этапе был проведен опрос по теме занятия, в котором дети четко давали ответ на поставленные вопросы:

1.     Какие согласные учились различать на слух?

2.     С какой парой букв работали на занятии?

3.     Какая гласная буква обозначает мягкость согласного на письме?

4.     Какая гласная буква обозначает твердость согласного на письме?

Методы и приемы, используемые на основных этапах занятия, соответствовали целям.

 

 

 

 

 

 

Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.

Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:ege200651@yandex.ru

 

Отзыв родителей на открытое занятие

учителя-логопеда

Ахмедовой Назибат Аликулиевны

«Твердые и мягкие согласные»

3 класс

Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, настроение проверялось выбором смайликов, поощрение( сюрпризные моменты – конверт с раскрасками) правильно выполненных действий формировало у детей уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия.  Использование разнообразных методов и приёмов работы соответствовало задачам каждой структурной части занятия. Присутствовала постоянная смена видов деятельности, что способствовало повышению работоспособности ребёнка и активизации внимания. Эмоциональный фон во время занятия был положительный. На занятии мною был использован разнообразный наглядный и дидактический материал. Считаю, что поставленные задачи на занятии были реализованы. Но данная работа по дифференциации свистящих и шипящих звуков требует дальнейшего продолжения. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, полной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.

 

 

 

 

Родители учащихся 3 класса


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Вот большой, а это средний, (разгибают из положения

Вот большой, а это средний, (разгибают из положения

Подчеркните мягкую согласную – зеленым

Подчеркните мягкую согласную – зеленым

Развитие фонематического восприятия

Развитие фонематического восприятия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Базой для формирования предложений различных синтаксических конструкций является закономерность в установлении необходимых связей слов в словосочетаниях (т

Базой для формирования предложений различных синтаксических конструкций является закономерность в установлении необходимых связей слов в словосочетаниях (т

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2021