Конспект открытого логопедического занятия в 4 классе «Фразеологизмы»
Оценка 5

Конспект открытого логопедического занятия в 4 классе «Фразеологизмы»

Оценка 5
docx
28.06.2021
Конспект открытого логопедического занятия в 4 классе «Фразеологизмы»
урок 5.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:[email protected]

 

 

Конспект открытого логопедического занятия в 4 классе

«Фразеологизмы»

 

Разработала занятие

учитель-логопед

Ахмедова Назибат Аликулиевна

Цель: формирование у учащихся представления о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи урока:

1.    коррекционно-образовательные:

- познакомить с понятием «фразеологизмы»;

- отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

2.    коррекционно-развивающие: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

- обогащать пассивный и активный словарь учащихся фразеологизмами;

- формировать умение определять лексическое значение фразеологизмов, использовать их в речи;

- развивать буквенный синтез слов, внимание, логическое мышление; навык работы со словарями, подбирать синонимы и антонимы к фразеологизмам;

- формировать универсальные учебные действия (УУД):

регулятивные (самостоятельное принятие и сохранение цели занятия и постановка учебных задач, планирование предстоящей работы, оценка и самооценка);

познавательные (поиск и выделение информации, анализ и синтез, обобщение);

коммуникативные (способность строить понятные для собеседника высказывания и  аргументировать свою точку зрения, умение слушать собеседника, взаимопомощь);

  личностные  -формирование интереса к новому.

3.    воспитательные: воспитывать интерес к логопедическим занятиям через использование нестандартных заданий и приёмов, любовь к родному языку, его красоте и многозначности, интерес, внимание к слову.

Тип занятия: урок – путешествие.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Оборудование урока: рабочие тетради, раздаточный материал, фразеологический словарь, оценочные листы, презентация к занятию, компьютер.

 

Ход занятия

1.    Организационный момент

         Гимнастика для пальцев рук: «Ножницы», «Ёлочка», «Домик», «Колокольчик», «Петушок», «Цепочка».

         Дыхательная гимнастика «Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки»

         Запись числа

2. Работа по теме. Введение понятия «фразеологизм».

Игра «Назови одним словом»- Подумайте и кратко ответьте на вопрос: “О каком человеке говорят

         У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ)

         Он обведёт вокруг пальца кого-либо (ОБМАНЕТ)

         Он ходит по струнке перед кем-то (БОИТСЯ, ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ)

         Он перебивается с хлеба на воду (БЕДНЫЙ)

         Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО ЗНАЕТ)

         У него ветер в голове – (НЕНАДЁЖНЫЙ) человек

- Верно! Если бы мы разложили данные выражения на отдельные слова, то их смысл оказался бы совсем иным, то есть эти выражения имеют не буквальное, а переносное значение. Смысл этих выражений передают не отдельные слова, а всё целое выражение. И мы сегодня узнаем, как такие выражения называются.

- А для этого соберите это понятие из отдельных букв (на доске), ориентируясь на цифровой код:

hello_html_99f8a82.gif

- Сформулируйте тему нашего занятия.

- Чему будем учиться на занятии? С чем познакомимся? (познакомимся с понятием «фразеологизм», узнаем о фразеологизмах, чем они отличаются от других слов и словосочетаний, будем учиться использовать их в речи)

- Ребята, мы сегодня совершим увлекательное путешествие в удивительный мир фразеологизмов

Мы будем путешествовать на сказочном поезде, поэтому я раздала каждому из вас маршрутные листы, где вы в течение занятия будете выставлять себе баллы за каждый правильный ответ. Подпишите их.

- Я верю, что сегодня мы будем работать душа в душу, плечом к плечу, не покладая рук, будем шевелить мозгами.

- Что я сейчас использовала в речи? (фразеологизмы).

Итак, отправляемся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.

1. Станция «Теоретическая». (слайд 3).

«Фразеологизм»- это устойчивое сочетание слов. Фразеологизм иначе можно назвать “фразеологическим оборотом” или “крылатым выражением”. Фразеологизмы выражают не прямое, а переносное значение, его нельзя понимать буквально:

Клевать носом – здесь ни кто ничего не клюёт. Это выражение означает опускать   голову,   задремав   на мгновение (о сильном желании спать)
Чесать языки – никто не расчесывает язык, а просто болтает, много говорить, причем попусту говорит зря.

 

Фразеологизмы возникли на основе наблюдений человека за природными явлениями (Много снега- много хлеба), за животными («Болтлив, как сорока»); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями («пусто, словно Мамай прошёл»); третьи вышли из песен, сказок, загадок ( «Да только воз и ныне там»).

- Для чего используют фразеологизмы в речи? Чем больше вы будете знать устойчивых выражений и использовать их, тем точнее и красочнее будет ваша речь.

- Давайте запишем определение в тетрадь. (Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов) (Слайд )

 

2. Станция « Историческая»

Многие фразеологизмы пришли к нам из прошлого. Обратимся к истории. Сегодня у нас некоторые ученики подготовили небольшой рассказ о некоторых фразеологизмах.

Фразеологизм Ахиллесова пята (Лапин Саша)

Знаменитому герою Ахиллу ещё в детстве было предсказано, что он может прожить долгую, но бесславную жизнь, или героически погибнуть у стен Трои. Его мать Фетида не хотела, чтобы её сын умер так рано, и она решила сделать его неуязвимым. Для этого она, когда он родился, окунула его в священные воды подземной реки Стикс. При этом она держала Ахилла за пятку. Теперь Ахилла не могло поразить оружие, но пятка, которой не коснулись волшебные воды Стикса, осталась уязвимой. Много лет спустя Ахилл отправился вместе с греками в поход против Трои. Во время одной из битв бог Аполлон (которого ранее оскорбил Ахилл) направил стрелу Париса прямо в пятку Ахилла. Рана, несмотря на то, что была небольшой, оказалась смертельной. Всякое слабое, уязвимое место человека называют ахиллесовой пятой .

«Яблоко раздора» (Басова Арина)

Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите. Из-за этого вспыхнула Троянская война.
Выражение яблоко раздора превратилось во фразеологизм, обозначающий причину ссоры, вражды.

Фразеологизм «Курам на смех» (Данилова Катя)

С незапамятных времен курица у людей была предметом шутливых насмешек. Она не летает, хотя имеет крылья, не вьет гнезда, боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа. Недаром говорят, что рак — не рыба, а курица — не птица. Отсюда и выражения: «курам на смех» (даже глупые куры и те смеются); «мокрая курица» (о человеке, имеющем жалкий вид); «нацарапал, как курица лапой» (о неразборчивом почерке); «куриная память» (о забывчивом человеке); «раскудахтался, как курица» (о болтливом человеке); «бродят, как куры» (о праздных зеваках, бестолково слоняющихся туда-сюда.

(Ребята, сделавшие доклад, ставят 1 балл в оценочный лист)

3. Станция «Фразеологический зверинец». 4 минуты.

- Не только дети, но и взрослые любят наблюдать за поведением животных. Животные очень бы удивились, если бы узнали, что фразеологизмы не обошли их стороной. Наверное, вы уже догадались, что наш поезд прибыл на станцию «Фразеологический зверинец». (Слайд 6.)

- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных. Я зачитываю вам начало фразеологизма, вы молча записываете через запятую концовку. У вас 2 минуты.

Голоден как… (волк)

Труслив как… (заяц)

Хитёр как … (лиса)

Надут как … (индюк)

Упрям как … (осёл)

Нем как … (рыба)

Грязный как…(свинья)

Колючий как … (ёж)

Взаимопроверка с помощью доски: волк, заяц, индюк, осёл, уж, сорока, рыба (по щелчку). За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Подсчитайте количество баллов и поставьте их в оценочные листы соседа.

4. станция «Фразеологическая разминка».

- Я вижу, что вы уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я буду называть словосочетания, а вы если услышите фразеологизм, то делаете приседания, а если это обычное выражение, то просто стоите:

         медвежья берлога

         вешать лапшу на уши

         медвежья услуга

         считать ворон

         заячий хвост

         волчий аппетит

         светлая блузка

         светлая голова

         золотые руки

         золотые зубы

         метр с кепкой

          

         - Ребята, в ногах правды нет, садитесь свои места. Продолжим наше путешествие.

         5. станция «Словарная».

         - Пятая станция на нашем маршруте - «Словарная» (слайд 15).

         - Что вы будете делать, если не знаете значения какого-то фразеологизма? (обратимся к фразеологическому словарю)

         - Как вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься? (работать со словарями). Существуют разные фразеологические словари. У нас в школе есть …

         - Давайте вспомним алгоритм работы со словарем.

         1. Открыть содержание или оглавление книги.

         2. Найти первую букву выражения.

         3. Открыть нужную страницу.

         4. Прочитать значение фразеологизма.

         1) На карточке записаны фразеологизмы, нужно найти в словаре их значение, записать его. Работать будете в парах.

         После дождичка в четверг - неизвестно когда или вообще никогда.

         Мотать на ус – запоминать то, что может потом понадобиться, пригодиться.

         Кот наплакал – очень мало, совсем чуть-чуть.

         Тёртый калач – очень опытный человек, который не даст себя обмануть и всегда найдёт выход из трудного положения.

         Остаться у разбитого корыта – остаться ни с чем.

         Мартышкин труд – бессмысленный, безрезультатный и напрасный труд.

         - Давайте проверим, всё ли верно.

         Оцените свою работу: если у вас все верно – ставите по 2 балла

         6 станция «Фразеологические загадки».

         Правило в игре такое, в каждой загадке 3 подсказки, если вы отгадываете - получаете 1 балл, также вы можете заработать дополнительный балл за помощь другу. И так начнем.

          

         Не цветы, а вянут.

         Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают.

         Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные (уши)

         Он в голове у легкомысленного,  несерьезного человека

         Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез;

         На него бросают слова и деньги те,  кто их не ценит. (ветер)

          

         Его вешают, приходя в уныние.

         Его задирают, зазнаваясь.    

         Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело

          

         ОНИ не зайцы, а разбегаются.
ОНИ не цыплята, а вылупляются.
В НИХ пускают пыль, создавая ложное или лучшее впечатление о себе.
ОНИ могут слипаться, разгораться и быть на мокром месте.

          

         Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.

         Её набирают в рот, когда молчат.

         Ей нельзя разлучить неразлучных друзей.

         В неё прячут концы несчастные люди, иногда выходят из неё сухими. (вода)

          

         Его проглатывают, упорно не желая говорить.

         Он хорошо подвешен у человека,  который говорит легко и бойко.

         За него тянут или дергают,  заставляя высказаться.

         Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)

          

         7. станция «Синонимы».

         - Мы на станции «Синонимы».

         Давайте вспомним, какие слова называются синонимами

         К фразеологизму в левом столбике подберите синоним из правого.

         Ни свет, ни заря Мастер на все руки

         Капля в море В двух шагах

         Рукой подать Кот наплакал

         Золотые руки Вместе с петухами

          

         8. станция « Редактирование предложений».
Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами.
Учитель выслушивает предложения учащихся, редактирует, обращает внимание на правильное словоупотребление и согласование слов фразеологического оборота.

         Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

         Кирилл целый день бездельничал.

         Мы догадывались, что Вася нас обманывает.
Первого сентября Уля проснулась очень рано.

         До школьного стадиона очень близко.

         Слова для справок: рукой подать, хлопать ушами, бить баклуши, чуть свет, морочить голову

         Наш волшебный поезд возвращается в школу. Чтобы проверить как вы усвоили фразеологизмы, вы должны выполнить следующее задание.

         9. станция « Школьная ».
В стихотворении спрятались крылатые слова, найдите их и подчеркните.

         Глеб у доски повесил нос.

         Краснеет до корней волос

         Он в этот час как говорится

         Готов сквозь землю провалиться

         О чём же думал он вчера?

         Когда баклуши бил с утра?

          

         Итог занятия. Рефлексия.

         - О чем мы сегодня говорили на занятии?

         - Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

         - Сосчитайте баллы. Кто работал лучше всех?

         - Какое задание вам понравилось больше всего?

         - В каком задании вы испытали затруднения?

         - Оцените свою работу: кто работал в поте лица? А кто - тяп-ляп?

        


 

 

 

 

 

Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.

Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:[email protected]

 

Отзыв коллег на открытое занятие

учителя-логопеда

Ахмедовой Назибат Аликулиевны

«Фразеологизмы», 4 класс

 

К началу занятия Назибат Аликулиевной были подготовлены оборудование, наглядный и дидактический материал.

Обучение строилось как увлекательная проблемно-игровая деятельность. Путешествуя по станциям, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

Занятие началось с шуточного стихотворения. Учащиеся, прослушав его, определили тему и задачи урока, вспомнили, что называется фразеологизмами, для чего они служат и где, в случае затруднения, найти объяснение значений устойчивых словосочетаний. После этого, учащиеся продемонстрировали свои рисунки, выполненные дома, с записью фразеологизмов и их значений. Затем приступили к заданию Замени одним словом. Учащиеся подбирали синонимы к фразеологизмам, обращались к толковому словарю для прочтения и запоминания смысла новых фразеологизмов. Далее выбирали из скобок нужные слова, чтобы получились устойчивые словосочетания, а также вспоминали фразеологизмы по картинкам. Следующее задание учащиеся выполнили индивидуально, но для оценивания обменялись листочками. По инструкции педагога ученики приступили к взаимооценке. С целью закрепления полученных знаний была проведена групповая работа по соединению карточек: фразеологизмы и их значения, а для поддержания интереса к языку и занятию в целом на конец урока был предложен кроссворд на данную тематику. Все задания были интересны и доступны, что и проявлялось в высокой речевой активности учащихся. На непосредственно-образовательной деятельности соблюдался главный принцип деятельного подхода – принцип психологической комфортности. Переход от одной части к другой осуществлялся четко и последовательно. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчи­нены заданной теме и целям занятия.
Результаты занятия позволяют сказать, что на уроке повторили ранее полученные знания, приобрели новые, научились пользоваться фразеологическим словарём. В результате цель занятия достигнута, задачи решены.

 

 

Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.

Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:[email protected]

 

Отзыв родителей на открытое занятие

учителя-логопеда

Ахмедовой Назибат Аликулиевны

«Фразеологизмы», 4 класс

Занятие началось с приветствия детьми педагога.
Объясняют значение устойчивых выражений в прочитанном педагогом стихотворении.
Вспоминают, что такое фразеологизмы, для чего нужны фразеологизмы и, в случае затруднения, где найти значения устойчивых словосочетаний.
Дети выходят к доске, показывают свои рисунки, называют фразеологизм и его значение.
Учащиеся подбирают синонимы к фразеологизмам. Обращаются к толковому словарю для прочтения и запоминания смысла новых фразеологизмов.
Дети выполняют упражнения на развитие общей моторики и внимания.
Учащиеся выполняют совместную работу на карточках и объясняют значение устойчивых словосочетаний, вспоминают фразеологизмы и объясняют их значение, выполняют задание индивидуально на карточках, с последующей взаимопроверкой,находят и соединяют карточки с фразеологизмами и их значениями, заканчивают сравнение и вписывают в кроссворд нужное слово.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость. В занятие была также включена физкультминутка, которая отражала тематику занятия. Длительность занятия составила 40 минут.

Занятие соответствовало тематическому планированию курса «Курс развития устной и письменной речи» в 4 классе. Различные виды заданий способствовали поддержанию интереса и активизации мыслительной деятельности обучающихся.

На всех этапах занятия Назибат Аликулиевна старалась контролировать произношение, словарный запас и грамматический строй речи каждого ребенка, систематически выявлять ошибки и трудности, оказывать своевременную помощь в разных формах – подсказки, наводящие вопросы. Практиковала групповые ответы - они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Занятие  было   насыщенным,  проделан  большой  объем работы, коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме.

 

Родители 4 класса


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Работа по теме. Введение понятия «фразеологизм»

Работа по теме. Введение понятия «фразеологизм»

Давайте запишем определение в тетрадь

Давайте запишем определение в тетрадь

Хитёр как … (лиса) Надут как … (индюк)

Хитёр как … (лиса) Надут как … (индюк)

Давайте проверим, всё ли верно

Давайте проверим, всё ли верно

Кирилл целый день бездельничал

Кирилл целый день бездельничал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2021