МКОУ «Унцукульская СОШ№2» МО «Унцукульский район»
Конспект открытого урока 5 классе
по теме
«Царство Грибы»
Разработала урок
учитель биологии
Гаджиева С.А.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных
Развивающие:
выделение существенных особенностей представителей царства Грибы.
Воспитывающие:
вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.
Технологии:
элементы технологии проблемного диалога, ИКТ.
Результаты:
Предметные:
формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Метапредметные:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой
(текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные:
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
видеофрагменты «Царство грибы», «Что общего у грибов с растениями и животными», «Строение грибов», «Питание Грибов», «Съедобные и ядовитые грибы», интерактивная игра «Собери грибы в лукошко»
Ход урока.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Радуюсь утру, радуюсь дню
Здравствуйте дети – я вам говорю.
С доброго слова начнём мы урок
К знаниям новым всегда будь готов!
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Открываем тетради и записываем сегодняшнюю дату.
Актуализация знаний:
На прошлом уроке мы знакомились с представителями царства Бактерий. Проведем письменный опрос. Приложение 1. (тест), Приложение 2 (ключ)
Взаимопроверка и выставление баллов за задание. Обсуждение результатов.
Мотивация
Игра – загадка.
Сначала
я задам вопрос,
А ты затем над ним всерьез
Подумай и одно из двух
"Да" или "Нет" – ответь нам вслух.
Коль ты находчив, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам –
Играй и все увидишь сам.
– Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый? (Нет.)
– А рассекая гладь пруда, умеют плавать гуси? (Да.)
– А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (Да.)
– А крокодил собрать букет из белых лилий может? (Нет.)
– Верблюд способен – дай ответ – идти 3 дня без пищи? (Да.)
– Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (Да.)
– В конце спросить пришла пора: тебе понравилась игра?
Молодцы ребята! Я вижу вы многое знаете о жизни животных.
Мы продолжаем путешествовать по царствам природы.Сегодня мы познакомимся с не менее интересными, древними и очень распространенными организмами.
Отгадайте загадку.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы?
Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (Грибы).
Записываем тему урока в тетрадь.
А что вы знаете о грибах?
По цепочке дети делятся своими знаниями.
Как вы считаете, ваши знания полные? А хотелось бы вам узнать о грибах больше? Что именно?
(Составляем задачи урока по наводящим вопросам педагога).
Записываем на доске.
Строение грибов.
Питание грибов.
Как размножаются грибы?
Какие грибы съедобные, а какие ядовитые?
Вот на эти вопросы мы с вами и постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.
Изучение нового материала. Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе. Видеофрагмент «Царство Грибы»
А кто скажет, грибы — это растения или животные? Выслушиваем предположения учащихся.
Давайте выделим признаки грибов и определим, к какому царству они принадлежат.
Работа в группах. Одна подгруппа выделяет признаки растений, вторая - животных. Каждая группа определяет выступающего. Видеофрагмент «Что общего у грибов с растениями и животными?».Записываем в тетрадь признаки и делаем вывод, что грибы не принадлежат ни к царству растений, ни животных. (остановить растения же готовят сами органические вещества)
Признаки грибов (Заготовка на доске)
как растения
· имеют прочные клеточные стенки
· постоянно растут верхушечной частью
· неподвижны
как животные
· не имеют хлорофилла
· являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.
· в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину
А есть ли признаки, свойственные только грибам? (после изучения строения гриба)
свои особенности
· тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями -гифами)
Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.
(продолжение видефрагмента)
Грибы занимают особое положение в системе органического мира и объединяются в отдельное царство.
Наука о грибах называется микология (от греческого микес – «гриб», логос – «учение»).
Видеофрагмент «Строение грибов»,
«Питание грибов», «Размножение грибов»
Французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников. «Ведьмины круги»
Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ»
В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)
Соберем с тобой их сами.
Раз - грибок, два – грибок, (приседание)
Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)
Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)
Побежим скорей домой! (бег на месте)
Необходимо четко знать какие грибы съедобные, а какие ядовитые.
Съедобные и ядовитые грибы. Видеофрагменты.
Интерактивная игра «Соберем грибы в лукошко»
1. А какие еще правила надо знать при сборе грибов? Давайте попробуем сформулировать основные правила сбора грибов.( работа с учебником с.65-66)
Правило 1. Нельзя сбивать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся животные.
Правило 2. Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные вещества.
Правило 3. Незнакомый гриб лучше не брать!
Правило 4. Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных веществ, ими можно отравиться.
«Собери грибы в лукошко» интерактивная игра.
Закрепление. Тесты на экране
Рефлексия учебной деятельности. Мы много узнали и научились на уроке, как вы считаете, решили ли мы поставленные задачи? Рассуждения учащихся и вывод.
«Лесенка успеха»
– нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
Примите исходное положение.
1.Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)__________
2.Сегодня на уроке я научился (лась) (чему)_________
3. Мне было бы интересно еще узнать_______________
4. Урок дал мне для жизни _______________________
Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать.
Домашнее задание: параграф 12.
Творческое задание: оформить книжку-малышку с загадками о грибах.
Приложение 1
Тестовая работа по теме «Бактерии»
Вариант 1
Выберите один правильный ответ.
1. Одноклеточные организмы объединены в царство:
1) грибов 3) растений
2) бактерий 4) животных
2. Оформленное ядро отсутствует в клетке:
1) грибов 3) бактерий
2) растений 4) животных
3. Жгутик бактерий представляет собой органоид для:
1) передвижения
2) запасания белка
3) размножения
4) перенесения неблагоприятных условий
4. Споры бактерий служат для:
1) питания 3) размножения
2) дыхания 4) перенесения неблагоприятных условий
Верны ли следующие утверждения?
А. Самородная сера и природный газ образовались в результате деятельности бактерий.
Б. Болезнетворные бактерии поражают только тело человека и не встречаются в организме растений и животных.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) неверны оба суждения
Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.
Строение бактериальной клетки
Части бактериальной клетки |
Значение частей клетки |
Жгутик |
|
Нуклеиновая кислота |
|
Оболочка |
|
Словарик: А. Служит для передвижения. Б. Защищает содержимое клетки.
В. Содержит наследственную информацию.
Бактерии.
Вариант 2.
Выберите один правильный ответ.
1. Самые древние обитатели нашей планеты – это:
1) грибы 3) бактерии
2) растения 4) животные
2. Наследственный материал клетки расположен непосредственно в цитоплазме у:
1) грибов 3) бактерий
2) растений 4) животных
3. Бактериальную клетку от окружающей среды отделяет:
1) цитоплазма 3) ядерная оболочка
2) жгутик 4) наружная мембрана
4. Бактериальные клетки размножаются:
1) спорами 3) участками цитоплазмы
2) жгутиками 4) делением клетки
Верны ли следующие утверждения?
А. Бактериальные клетки могут иметь различную форму.
Б. Кефир получают, используя бактерии брожения.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) неверны оба суждения
Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.
Жизнедеятельность бактериальной клетки
Процесс жизнедеятельности бактерий |
Как осуществляется |
Передвижение |
|
Перенесение неблагоприятных условий |
|
Размножение |
|
Словарик: А. Путём деления надвое. Б. С помощью жгутика. В. В виде спор.
Приложение 2.
Ключ для проверки теста.
Вариант 1.
Выберите один правильный ответ.
1-2, 2 – 3, 3 – 1, 4 - 4
Верны ли следующие утверждения?
1
Заполните таблицу
Жгутик – А, Нуклеиновая кислота – В, Оболочка – Б
Вариант 2.
Выберите один правильный ответ.
1- 3, 2 – 3, 3- 4, 4- 4
Верны ли следующие утверждения?
3
Заполните таблицу
Передвижение - Б, Перенесение неблагоприятных условий – В, размножение – А
Оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл.
8 баллов – «5»
6-7 баллов – «4»
4-5 баллов «3»
Менее 4 баллов «2»
Директор МКОУ «УСОШ№2» Алиев А.Г.
Заместитель директора по УВР Магомедова М.Г.
МКОУ «Унцукульская СОШ№2» МО «Унцукульский район»
Отзыв коллег
на открытый урок по биологии
«Царство Грибов» в 5б классе,
учителя биологии МКОУ «УСОШ№2»
Гаджиевой Сиядат Абдулаевны
На уроке был реализован современный подход к обучению, отражающий логику развёртывания нового учебного материала и логику формирования УУД. В начале урока учителем грамотно было проведено мотивирование учащихся к учебной деятельности, в результате чего дети с учителем определили цель и задачи.
В процессе урока осуществлялись такие учебные действия, как целеполагание, мотивация учащихся, постановка проблемного вопроса.
На уроке использовалась мультимедиасистема и материал электронного приложения по биологии, что повысило интерес учащихся к учебной и поисковой деятельности.
Различные типы заданий формировали следующие универсальные учебные действия:
● личностные (определение степени соответствия собственных действий поставленной цели, результатов деятельности: задачи урока, высказывают оценочные суждения),
● регулятивные (самостоятельные обнаружение и формирование учебной проблемы, определение цели учебной деятельности, предположений, планирование достижения целей и учет средств достижения),
● познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение логического рассуждения, включающее установление причинно – следственных связей, поиск и выделение необходимой информации в учебном материале),
● коммуникативные (умение работать в группах, учитывая разные мнения, формулировать собственное, задавать вопросы, контролировать действия партнера, владеть диалогической формой речи).
Использование здоровьесберегающих компонентов (динамическая пауза, чередование поз во время урока) позволяло учителю снимать напряжение на определенных этапах урока, но не ослаблять при этом активность детей, а также вызывать у ребят положительные эмоции перед следующим этапом урока. Метапредметный подход урока позволил использовать индивидуальные, возрастные и психологические возможности учащихся.
В течение всего урока отрабатывались навыки учебной самостоятельности, а также организована совместная деятельность учителя и учеников. В конце урока учителем грамотно была организована образовательная рефлексия.
Директор МКОУ «УСОШ№2» Алиев А.Г.
Заместитель директора по УВР Магомедова М.Г
МКОУ «Унцукульская СОШ№2» МО «Унцукульский район»
Отзыв родителей
на открытый урок по биологии
«Царство Грибов» в 5б классе,
учителя биологии МКОУ «УСОШ№2»
Гаджиевой Сиядат Абдулаевны
Мы впервые посетили урок Гаджиева С.А., так как наши дети только в этом году попали к ней. Нам было интересно, как на одном уроке можно совместить темы двух совершенно разных уроков. Но Сиядат Абдулаевна на уроке показала, что это не только возможно, но и полезно при изучении некоторых тем. Каждый из них дополнял другого.
Наблюдать урок было интересно.
Работа проходила в группах. Каждая группа выполняла свое задание, защищая ответ у доски. Задания на уроке были разнообразными и интересными, ребята проявили себя творчески.
Тема по географии была для ребят на уроке новой, но с помощью знаний по предмету биология, учащиеся справились с заданиями по географии на отлично.
Нам понравилось и то, что учащиеся участвуют в дебатах: каждый высказывал свое мнение, отстаивая его. Учитывалось мнение каждого участника группы. Это говорит о том, что на уроках педагогов всегда присутствует воспитательный аспект: не смотря на то, что работа проходила в группах, в классе не создавалось лишнего шума, присутствовала рабочая непринужденная обстановка.
Родители учеников 5б класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.