Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме «Гражданская война в России»
Цели урока:
· Образовательная: сосредоточить внимание учащихся на вопросах гражданской войны; выяснить причины поляризации общественных сил, раскрыть основные этапы, итоги и историческое значение Гражданской войны.
· Развивающая: развивать умение работать с фактическим материалом, документами. Развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации. Развивать умения учащихся делать выводы.
· Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания трагическим событиям Отечественной истории, раскрыть трагедию всего населения России.
Задачи:
· Формировать у учащихся представление о Гражданской войне в истории России.
· Развивать навыки самостоятельной работы, формулирование задач, определение путей их решения, умение анализировать и делать выводы.
· Воспитывать чувство справедливости и нравственности, помочь учащимся выработать собственную позицию по отношению к событиям того времени.
· Оборудование: учебник, презентация, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты времен Гражданской войны.
Ход урока:
1. Орг.момент
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы с Вами еще раз перелистаем страницы нашего
прошлого. Более 80 лет
назад кончилась гражданская война, но все эти годы она продолжалась между
историками в толковании ими того времени – времени драматических и трагических
потрясений в России.
Гражданская война в России – это особая страница
нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил,
социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны
стали раскол общества на «своих» и «чужих». Независимо от того, кто победил,
главной жертвой Гражданской войны был народ.
2.Проверка домашнего задания:
1. Дата второго съезда Советов: 26 октября 1917 года.
2. Какие вопросы предложил решить Ленин на 2 съезде Советов?/о мире, о земле, о власти/.
3. Что означал Декрет о мире? /Выход России из войны, призыв к воюющим странам к миру без аннексий и контрибуций. Аннексия – насильственный захват территории другого государства.Контрибуция – платежи, налагаемые странами победителями на побежденные в войне страны./
4. В чем состоял декрет о земле? /Землю конфисковали безвозмездно у помещиков и распределили между крестьянами безвозмездно/
5. Почему Ленин пошел на это?
6. Что провозгласил Декрет о власти? /Власть повсеместно переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов./
7. Что это за документ «Декларация прав народов России»? /В ней были определены положения, определявшие национальную политику Советской власти: равенство, суверенность, право на самоопределение, отмена национальных и религиозных ограничений, свободное развитие национальных меньшинств/
8. Кто и когда принял этот документ? /2 ноября 1917 года, Советское правительство/
9. Какие еще важные решения были приняты советским правительством? /ликвидировано сословное деление общества, уравнены в правах женщины и мужчины, церковь отделена от государства, образован РКСМ/.
10. Какие вопросы должно было решить Учредительное собрание? /утвердить принятые советской властью документы/
11. Оно сделало это? /нет/
12. Какова судьба Учредительного собрания? /В ночь с 6 на 7 января 1918 г. ВЦИК принял решение о роспуске Учредительного собрания/
13. Какой орган продолжал оставаться высшим органом народной власти?
/Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов/
14. Когда была принята первая Конституция России? /в 1918 году/
15. Высший орган власти по Конституции: Всероссийский съезд Советов.
16. А в промежутках между съездами: ВЦИК. /Высший законодательной, распорядительный и контрлирующий орган советской власти с 1918 по 1937 год/
17. Исполнительная власть: СНК. /название высшего органа исполнительной и распорядительной власти с 1918 по 1946 г./
Решить тест: восстановить соответствие:
Аннексия |
резкая смена общественного строя |
Контрибуция |
постановление верховной власти, имеющее силу закона |
Революция |
захват территории чужого государства |
Декрет |
платежи побежденного государства в пользу государства-победителя |
3. Актуализация знаний
Учитель. В конце октября 1917 большевики захватили власть. Началась новая страница истории нашей страны. Сегодня наша задача расширить знания о трагической истории России в период Гражданской войны в 1917 – 1922 годах; сделать вывод о виновниках этой трагедии, ее героях и жертвах; закрепить знания об основных этапах войны; раскрыть итоги и историческое значение Гражданской войны.
ü Основные понятия
Гражданская война – это вооруженная, организованная борьба за власть между гражданами одного государства, их объединениями и группировками.
Интервенция – это насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.
Террор – форма политического запугивания, устрашения с использованием жестоких методов.
ü Характеристика основных этапов и событий Гражданской войны. Основные этапы Гражданской войны:
1 этап - 25 октябрь 1917-май 1918 года - начало вооружённого гражданского противостояния под названием «Ограниченная война»;
2 этап - май 1918-октябрь 1918 года- начало полномасштабной Гражданской войны;
3 этап - ноябрь 1918-март 1919 года;
4 этап - апрель 1919-апрель1920 года;
5 этап - апрель-ноябрь 1920 года;
6этап- 1920-1922 год.
I этап: с 25 октября 1917 года по май 1918 года - начало вооруженного гражданского
противостояния под названием «Ограниченная война».
Основные события I этапа:
Локальные очаги боевых действий по территории России, особенно в районах,
населенных казаками. Формирование вооруженных сил белых и красных. Разгон
большевиками и белыми эсерами учредительного собрания. Выход России на основе
Брестского мира из I мировой войны. Начало иностранной интервенции.
II этап: май 1918-октябрь 1918 года - начало полномасштабной Гражданской войны.
Основные события II этапа:
В конце мая начался антисоветский мятеж Чехословацкого корпуса, который
перебрасывался эшелонами из Пензы во Владивосток для последующей морской
транспортировки в распоряжение Антанты. В короткий срок белочехи и белогвардейцы
захватили огромную территорию от Поволжья до Дальнего Востока, где создали
различные антибольшевистские правительства.
К концу лета 1918 года % территории Советской республики контролировалось
белогвардейцами и интервентами. Советская республика оказалась в кольце фронтов: вПрибалтике, Белоруссии, на Украине находились германские оккупационные войска, в Донской области действовали белоказачьи части генерала Краснова, на Северном Кавказе наступала Добровольческая армия генерала Деникина, в Закавказье находились войска Германии и Турции; на Севере, в Среднем Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке - белогвардейцы и интервенты.
Главным в 1918 году был Восточный фронт. Он функционировал с 13 июня 1918 года до 15 января 1920года. Командовали Восточным фронтом - Муравьев Н.А.; С.С. Каменев; М.М. Лебедев; Н.В. Фрунзе и И.И. Вацетис; А.А. Самойло. В.А. Ольдероге.
В сентябре - октябре 1918 года в результате наступления Красной Армии на Восточном фронте были освобождены Казань, Симбирск, Самара. В октябре было отражено 2-е наступление Краснова на Царицын на Южном фронте.
III этап: ноябрь 1918-март 1919 года.
В результате поражения Германии и её союзников в I мировой войне и ухода их войск с оккупированной территории усилилась интервенция стран Антанты против Советской России. В ноябре англо-французские военные корабли с войсками прибыли в Севастополь, Новороссийск и Одессу. В ноябре - декабре английские войска заняли Баку и Батуми.
18 ноября 1918 года при подготовке Антанты адмирал А.В. Колчак совершил переворот в Омске, разогнал местное правительство, установил военную диктатуру и был провозглашен белым движением Верховным правителем России и Верховным
главнокомандующим.
В конце 1918 - начале 1919 года после аннулирования Брестского мира. Красная Армия в связи с уходом германских войск заняла значительную часть Литвы и Эстонии, Белоруссию и Украину, где была установлена Советская власть. Но в Прибалтике она просуществовала всего несколько месяцев.
В январе 1919 года Южный фронт красных нанес поражение казакам генерала Краснова, который после этого установил соглашение с генералом Деникиным.
В марте 1919 г. на Восточном фронте перешли в наступление войска Колчака (свыше 300 тыс. человек). Колчаковцы захватили Уфу и двинулись к Волге, на Симбирск и Самару,Восточный фронт вторично стал главным для Советской республики.
IV этап: апрель 1919-апрель1920 года (этап решающих сражений Гражданской
войны).
В апреле 1919 года советские войска Южного крыла под командованием Фрунзе начали
контрнаступление против Колчака, в ходе которого были освобождены Бугуруслан,
Белебей и Уфа. Колчаковские войска оказались отброшенными сначала к Уралу, а затем
за Урал и окончательно разгромлены в начале 1920 года. Адмирал А.В. Колчак был взят в
плен и казнен.
В апреле - мае 1919 года на Западном фронте было отражено первое наступление
генерала Юденича на Петроград. На юге наступление Красной Армии против Деникина
продолжалось до апреля 1920 года. К концу 1919 года войска Антанты окончательно ушли
из России.
V этап: апрель-ноябрь 1920 года.
Это завершающий этап Гражданской войны как вооруженного противоборства красных и
белых. Особенностью этого этапа явилась советско-польская война.
В апреле 1920 года польские войска захватили Киев, но уже в мае он был освобожден
советскими войсками. Осенью 1920 года основные события развернулись на Южном
фронте. В ноябре войска Южного фронта прорвали укрепления белых на Перекопском
перешейке и взяли Крым. На преобладающей части территории России Гражданская
война завершилась, но еще продолжалась на окраинах.
VI этап: 1920-1922 год.
Красная Армия установила советскую власть в Закавказье и Средней Азии. На Дальнем
Востоке война продолжалась до октября 1922 года.
ü Основные причины Гражданской войны
Обострение социальных противоречий в Российском обществе.
Конфискация помещичьих земель.
Создание однопартийной политической системы.
Политика ведущих политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков).
Национализация промышленности.
Захват власти большевиками и стремление свергнутых классов восстановить свое господство.
ü События, явившиеся началом Гражданской войны (повод).
Февральская революция.
Октябрьский переворот.
Начало интервенции.
Участники.
«красные» «белые»
Опора:
рабочий класс офицерство
беднейшее крестьянство дворянство
буржуазия
чиновничество
Партии:
Большевики Черносотенцы,
Либералы
Социалисты
ü Итоги Гражданской войны
Сопротивление белой армии было подавлено, советская власть утвердилась на всей территории страны, в том числе и в большинстве национальных регионов, были созданы условия для укрепления диктатуры пролетариата и осуществления социалистических преобразований.
ü Вывод: Большевики победили в гражданской войне и сохранили государственность России. Причины победы большевиков:
· поддержка большей части населения;
· попытка «белого» движения реставрировать помещичье землевладение толкнула крестьян к большевикам;
· национальные окраины поддержали большевиков, поверив Декрету «О правах наций на самоопределение;
· массовая дисциплина в армии большевиков;
· у белого движения не было единства, не было единого управления, не было единого центра;
· поддержка большевиков международным пролетариатом: массовые выступления «Руки прочь от России».
· руководство европейских стран боялось недовольства в своих странах, война против Советской России не была популярной.
4. Закрепление материала, итоговое тестирование.
Вопрос 1
Выступление каких частей привело к эскалации Гражданской войны на большей части территории России?
А |
Добровольческой армии |
Б |
Армии А.Ф.Керенского и П.Н.Красного |
В |
Чехословацкого корпуса |
Г |
Армии адмирала Колчака |
Вопрос 2
Кто в 1919 году командовал белыми армиями на юге России?
А |
А.И.Деникин |
Б |
Н.Н.Юденич |
В |
А.В.Колчак |
Г |
Л.Г.Корнилов |
Вопрос 3
Что не служило причиной интервенции в Россию?
А |
Национализация частной собственности западных компаний |
Б |
Признание В.И.Лениным независимости Финляндии |
В |
Заключение Россией сепаратного Брестского мира |
Г |
Поддержка правительствами западных стран Белого движения |
Вопрос 4.
Какие меры были осуществлены политическим руководством большевиков для создания регулярной Красной армии?
А |
Массовая мобилизация рабочих и крестьян в армию |
Б |
Восстановлены воинские звания и ритуалы царской армии |
В |
Привлечены специалисты из числа царских офицеров |
Г |
Главнокомандующим назначен генерал А.А.Брусилов |
Вопрос 5.
Кто руководил наиболее известным анархо-крестьянским движением на Украине?
А |
А.С.Антонов |
Б |
М.В.Фрунзе |
В |
Гетман Скоропадский |
Г |
Н.И.Махно |
5. Домашнее задание: написать сочинение-эссе на тему: «Трагедия Гражданской войны1918 -1921 гг. в России учит нас...».
6. Рефлексия: Закончите предложения одним словом.
Сегодня я узнал ….
Мне было трудно ….
Теперь я могу ….
Меня удивило …
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.