Конспект открытого урока
Класс: 6
Предмет: изобразительное искусство
Тема: «Каллиграфия - вид изобразительного искусства»
Цель: Познакомить детей с одним из направлений изобразительного искусства - каллиграфией, показать им возможность овладения этим искусством.
Задачи (планируемые результаты):
Личностные:
· получить представления о каллиграфии как роли искусства в жизни человека;
Предметные:
· научиться применять основные средства художественной выразительности - каллиграфии;
Метапредметные:
Регулятивные
· самостоятельно выполнять художественно-творческую работу по написанию каллиграфических элементов;
· планировать свои действия при создании работы;
· следовать при выполнении работы инструкциям учителя и алгоритмам;
Познавательные
· использовать знаково-символические средства в творческих работах;
Коммуникативные
· высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;
Оборудование: презентация,
План урока
I. Мотивационно-целевой
1. Приветствие
2. Мотивация
II. Деятельностно-операционный
1. Открытие нового знания (рассказ, беседа)
2. Физкультминутка (стихотворная)
3. Практическая работа №1 (написание каллиграфических элементов)
III.Рефлексивно-оценочный
1. Подведение итогов урока (беседа, вопрос-ответ)
2. Рефлексия
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Анализ, методические рекомендации |
I. Мотивационно-целевой |
|||
1. Приветствие
Актуализация знаний
2.Мотивация |
Звучит музыка (Учат в школе) - Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Марина Владимировна, сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.
Давайте вспомним: Какие виды изобразительного искусства вы уже знаете? (Живопись, скульптура, архитектура, графика, дизайн) А сегодня мы с вами познакомимся с еще одним видом изобразительного искусства, а узнать что это за вид искусства вам помогут загадки, отгадки на которые лежат у меня вот этом ларце…. Слайд 1. 1. В белом поле синие Протянулись линии, А по ним друзья идут, Друг друга за руки ведут. (Буквы в тетради) Слайд 2. 2. Подарил его поэту Гусь сегодня на рассвете. Целый день не отдыхая Пишет стих поэт вздыхая. (Острое перо) Слайд 3. 3.
Какая водица - Посмотрите на эти предметы, подумайте и скажите о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? Слайд 4. - Сегодня на уроке, мы отправимся в увлекательное путешествие в страну «Каллиграфию» и познакомимся с видом одноименного изобразительного искусства.
- Какими предметами из моего ларца вы умеете пользоваться? - А хотите научиться писать острым пером и чернилами? - А что вы знаете о каллиграфии? |
Приветствуют учителя
Отгадывают загадки.
Ответы детей. |
|
II. Деятельностно-операционный |
|||
1.Открытие нового знания
2.Физкультминутка 3.Практическая работа №1
4.Практическая работа №2 |
Слайд 5. Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одно из направлений изобразительного искусства. Слайд 6. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Слайд 7. Современная каллиграфия довольно разнообразна — от бытовых надписей на открытках, выполненных вручную, - до высокого искусства, в котором написанный рукой знак не всегда выглядит как чёткая буква.
Слайд 8. Первые упоминания об искусстве красивого письма появились за долго до н.э. в Китае. Слайд 9. Здесь к каллиграфии относились со всей серьезностью, называя ее «первой среди художеств», а заодно предъявляли высокие требования к мастерам письма. Слайд 10. Культура Китая отличается вниманием к мельчайшим деталям. Страна является родиной бумаги, поэтому неудивительно, что именно в Китае каллиграфия не только возникла, но и получила широкое распространение. Но это вовсе не означает, что только Поднебесная обладает монополией на каллиграфию. Этот вид искусства возникал независимо друг от друга почти во всех культурах на протяжении всей истории человечества.
Слайд 11. Сегодня можно говорить сразу о нескольких ветвях развития каллиграфии как искусства: · Слайд 12. Восточноазиатская. К ней относится китайский стиль искусного письма. В китайские иероглифы закладывались глубокие философские смыслы, а искусство ставилось на один уровень с поэзией, литературой и считалось утонченной формой живописи. Из Китая каллиграфия распространился на соседние страны: Вьетнам, Корею, Японию, Монголию и другие.
Особого внимания заслуживает византийская ветвь развития каллиграфии: с распространением христианства письменное исполнение библейских текстов становилось все более распространенным и приравнивалось к изобразительному искусству.
В России затейливыми орнаментами из букв украшали Евангелие, писались законы, важные рукописные документы. Знаменитый готический стиль просуществовал почти 10 столетий, до самой эпохи Возрождения. · Слайд 15. Современные виды каллиграфии. В современном изобразительном искусстве за последние столетия каллиграфия не только не потеряла свою актуальность, но даже получила широкое распространение в мире цифровых технологий.
Изначально каллиграфия относилась к рукописному искусству, то есть выполнялась полностью вручную, буквы и тексты наносились на пергамент, ткань, шелк кистью или пером, а в арсенале древнего художника встречались даже птичьи перья и тростниковые палочки.
С появлением рекламы и возникновением цифровой среды каллиграфия обрела второе дыхание. Можно говорить о двух направлениях:
Ручное изображение. Дорогая и уникальная вещь. Это украшения интерьера, ручное оформление обложек уникальных книг, персональные подарки. Арт-объекты в городской среде.
Цифровое изображение. Получило распространение с развитием рекламы и торговых марок (брендов). Используется как элемент фирменного стиля, визиток, печатной продукции и др. Современный музей каллиграфии существует и в России он был открыт в г. Москве, 2008 году, - это первый в России музей искусства письма. Сейчас в селе Орехово (Видеосюжет) время 2.55
- Давайте вспомним, что вы узнали о каллиграфии как виде изобразительного искусства? (ГЛОБУС ФЛАЖКИ)
- А прежде чем приступить к очень интересной работе предлагаю размяться и выполнить упражнения на внимательность: - Ребята, мы с вами сегодня попробуем себя в роли каллиграфов. - У вас на столах лежат карточки с упражнениями, это – каллиграфическая фигурка на которой мы отработаем простейшие элементы каллиграфии. - Бумагу мы используем более плотную, чем наши школьные тетради. Почему? - Также нам понадобится острое перо (показываю как берем) и чернила (как обмакиваем в чернила). ТБ
- Садимся правильно (объясняю)
Помните, что каллиграфия это искусство красивого письма, поэтому ваши элементы должны быть аккуратными, красивыми, изящными. Спешку в каллиграфии не приветствуют. Начинаем работать. (Объясняю индивидуально каждому)
- Закончили работу, поднимите карточку вверх, покажите мне, что у вас получилось. - Повернитесь покажите одноклассникам. - Вы все молодцы, но особенно хорошо у вас получились элементы….
- Итак, с упражнением вы справились на «отлично». - Хочу вам сказать, ребята, русская каллиграфия очень красивая, буквы будто волшебные, и, как правило, украшены различными вензелями. ВЕ́НЗЕЛЬ – это буквы, связанные в общий рисунок.
Сейчас мы с вами выполним в интересной изобразительной технике букву на ваших заготовках для закладок.
У вас на столах лежат заготовки, на них размечены буквы, а вот образцы как мы будем оформлять нашу работу. На своих листочках постарайтесь как можно точнее и аккуратнее заполнить поля на которых изображена буква.
Начинаем работать. |
Слушают учителя
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют движения физкультминутки
Выполняют практическую работу
|
|
III. Рефлексивно-оценочный |
|||
1.Подведение итогов урока
2.Рефлексия |
Ребята, наш урок подошел к концу. На ваших закладках с обратной стороны вопросы по нашему занятию давайте ответим.
- Чему мы сегодня с вами учились? - С каким видом изобразительного искусства познакомились? - Что такое каллиграфия? - В какой стране зародилось это искусство? - Может ли эти навык владения пером пригодиться вам на других уроках? На каких? - Как вы думаете, пригодится ли каллиграфия в повседневной жизни? Где? (Показать свои работы) - Итогом нашего урока сегодня стали красивые буквы, предлагаю открыть небольшой музей каллиграфии вашего класса, сначала первый ряд выйдет покажет свои работы, затем второй, третий. (Показать свои работы) |
Отвечают на вопросы
|
|
Руководитель:_______________________ Отметка:____________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.