Конспект открытого урока
«Конструктивное и декоративное начало
в изобразительном искусстве»
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: Показать взаимосвязь геометрии и изобразительного искусства, конструктивного начала; создать эскиз чайного сервиза.
Задачи:
— Образовательные: Развитие воображения; добиться от учащихся изображения оригинального эскиза изделия.
— Развивающие: Способствовать развитию творческой и познавательной активности; развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.
— Воспитательные: Воспитывать любовь к искусству; воспитывать интерес к природе, умение находить красоту, гармонию, прекрасное в пейзаже; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.
УУД:
— Личностные УУД: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои интересы и цели; оценивают личность художника, его творческую позицию, личностный характер создания и восприятия произведений искусства; осознают творческий характер зрительского восприятия, целостность мира и многообразие взглядов на него.
— Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке.
— Познавательные УУД: учатся сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи, анализировать и обобщать; определять понятия точка зрения, линейная перспектива, картинная плоскость, горизонт и его высота, осуществлять поиск ответа на поставленный вопрос с помощью эксперимента, самостоятельно искать способы завершения учебной задачи; уметь на практике усваивать понятие точка схода, изображать глубину в картине, применять на практике знание правил линейной и воздушной перспективы.
— Коммуникативные УУД: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы
Оборудование:
1. Для учителя: презентация по теме урока, иллюстративный материал на доске.
2. Для учащихся: тетрадь для записей, альбом, цветные карандаши
Ход занятия:
Этап урока с указанием минут |
Содержание учебного материала, деятельность учителя |
Примечания. Деятельность учащихся |
1. Орг. момент (1 мин) |
— Здравствуйте, садитесь. Проверим готовность к уроку. У вас на столах должны лежать альбом, простой карандаш и цветные карандаши. |
Организация рабочего места. |
2. Сообщение темы, задач урока. Изучение нового материала. (5 мин) |
— Сегодня мы изучим новую тему — «Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве». Сегодня мы поговорим о связи геометрии и изобразительного искусства. И, конечно, вы выполните интересное задание — создадите собственный эскиз чайного сервиза. — Как вы думаете, как же связано изобразительное искусство с геометрией? — В окружающем нас мире существует множество материальных предметов разных форм и размеров: жилые дома, детали машин, книги, украшения, игрушки и т. д. Замечали ли вы, что в основе многих предметов лежат геометрические фигуры? — Это действительно так. Все предметы, объекты, и даже человека можно условно представить как сочетание различных геометрических тел. Эту особенность используют художники при рисовании. Именно поэтому изучение рисования начинается с того, что начинающие художники учатся рисовать геометрические фигуры — куб, цилиндр, конус, шар. — Только после этих основ начинающий художник может приступать к следующему этапу — попробовать нарисовать натюрморт. Каждый предмет — вазу, кувшин — он должен представить в виде нескольких геометрических тел. — В истории искусства известны художники, которые в своем творчестве полностью перешли на изображение геометрических фигур. Так, в 20 веке российский художник Казимир Северинович Малевич создал особое направление в искусстве — супрематизм. Структура мироздания в супрематизме выражается в простых геометрических формах: прямой линии, прямоугольнике, круге, квадрате на светлом фоне, знаменующем бесконечность пространства. Сам Казимир Малевич называл супрематизм высшим искусством. — У геометрических фигур есть важное свойство — симметрия. Кто знает, что это такое? — Симметрия — это соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от середины, центра. — А что такое ось симметрии? Ось симметрии – это линия, делящая изображение на одинаковые половинки. — Сейчас я попрошу одного из вас выполнить небольшое задание — изобразить на доске цилиндр, используя уже готовую ось симметрии. — Как я сказала в начале урока, вашей задачей сегодня будет выполнение эскиза чайного сервиза. Как же геометрические тела помогут нам в этом? — Посмотрите на слайды и скажите, из каких геометрических тел состоят эти предметы? |
Предположения учащихся.
Ответы учащихся.
Учащийся стоит цилиндр на доске.
— В основе предметов сервиза будут лежать геометрические тела. |
3. Практическая работа (29 мин) |
— Ваше задание на сегодня — создать свой эскиз чайного сервиза из 2-3 предметов, объединенных по форме, цвету, общему дизайну. Представьте себя дизайнерами и подумайте, какая форма предметов сервиза была бы и удобной, и красивой. Помните, что в основе предметов чайного сервиза будут лежать геометрические тела — шар, цилиндр, конус. — В зависимости от своей задумки определитесь с расположением листа (вертикально/горизонтально). — Но для начала, давайте обсудим критерии, по которым будут оцениваться ваши работы (композиция, построение, законченность, аккуратность...) (учащиеся записывают критерии на доске) |
Выполнение практической работы. |
4. Анализ рисунков (3 мин) |
Совместный анализ иллюстраций учащихся у доски. Выявление характерных ошибок, положительных моментов, соответствие критериям оценки. |
Анализ работ одноклассников. |
5. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание. (2 мин) |
— О чем мы сегодня говорили на уроке? — Что нового вы узнали? — Что больше всего вам запомнилось? — Как связано изобразительное искусство и геометрия? — Что такое симметрия? Что такое ось симметрии? — Что лежит в основе практически всех предметов? — Какое направление основал Казимир Малевич? — В чем заключается суть супрематизма? — Понравилось ли вам рисовать эскиз чайного сервиза? |
Ответы учащихся |
|
Так как это урок изучения нового материала, дала много новой терминологии, поэтому домашнее задание не спрашивала. На уроке применила следующие методы обучения:
- словесный (беседа, познавательный рассказ, развёрнутое объяснение,
диалог педагога с учащимися, инструкция к выполнению работы, вопросы,
обсуждения, описание);
- наглядный (демонстрация натуральных объектов, их объёмное и
плоскостное изображение, образец рисунка, инструкционные карты, выполнения рисунка.
В процессе рисования проведена работа по уточнению представлений учащихся о геометрических фигурах (квадрат, треугольник).
Учащиеся упражнялись в умении соотносить формы деталей своего рисунка с образцом. Было уделено внимание всестороннему анализу и изучению натуры. Учащиеся сравнивали и устанавливали сходство и различие между натурой и изображаемым объектом. В процессе обучения рисования с натуры развивались навыки как мысленной, так и практической пространственной ориентировки.
Коррекционная направленность урока предполагала работу по укреплению
моторики руки (обводка карандаша по шаблону, составление из
наборов кубиков различных материалов и плоских геометрических фигур).
Важную роль в освоение детьми изобразительных графических умений
сыграло раскрашивание. Учащиеся хорошо владеют используемым на уроке
изобразительным материалом, которым является карандаш (простой и
цветные). Достаточно прослеживалась словарная работа: дано значение слова
«конструктор», раскрыто понятие «рисование с натуры». На данном уроке
использовалось средство развития речи учащихся, где они усваивали
слова, обозначающие:
- названия предметов, связанных с изображением;
- признаки предмета или его частей (по цвету, по форме);
В ходе работы, учащиеся овладевали различными приемами изобразительного искусства, развивали обще учебные и специальные умения. Важный этап урока - это стадия творчества, самостоятельная работа (завершение своего шедевра). Это задание носило творческий характер, так как ребята в рисунке передавали свое настроение. В процессе творчества, учащиеся отдавали накопленные ранее опыт и знания и через эту самоотдачу развивались.
Тон учителя доброжелательный, спокойный. Поведение учителя способствовало межличностному общению детей. Она предоставляет творческую свободу, развивает креативность, что важно в изо. Дети были, весь урок, организованы и дисциплинированы. Соблюдались гигиенические требования к уроку, провела физкультминутку, что снизило утомляемость учеников на уроке. Урок проходил в чистом и проветриваемом помещении. У каждого ученика на парте было все необходимое.
. Преподаватель вовлёк всех учащихся в работу, и дети активно начали работать, показывая хорошие знания по основам построения пропорции и симметрии. Учитель применял разные способы организации внимания на всех этапах урока, например: обращение к учащимся с призывом быть внимательными при помощи использования интересной информации, проводил активизацию деятельности с помощью вопросов для самостоятельной умственной деятельности.
Учитель часто задавал вопросы, как изо связано с геометрией? На уроке использовались ситуации и приемы, при помощи которых развиваются различные виды памяти: моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная.
Активизация мыслительной деятельности школьников. Учитель объяснял при помощи применения объяснительно-иллюстративных методов, беседы с классом. Широко использовались наглядные средства. Удалось активизировать самостоятельное творческое мышление учеников благодаря созданию проблемной ситуации на уроке.
Преподаватель во время учебного занятия получает информацию о степени усвоения обучающимися изучаемой темы за счет предложенных заданий . В свою очередь обучающиеся получают задания исследовательского характера, направленные на развитие логического мышления. Урок проведен на высоком уровне, и я рада, что присутствовала и получила частичку бесценного опыта от нашего педагога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.