Конспект открытого урока литературного чтения по произведению К. Г. Паустовского «Стальное колечко» в 3 классе
Оценка 4.6

Конспект открытого урока литературного чтения по произведению К. Г. Паустовского «Стальное колечко» в 3 классе

Оценка 4.6
doc
05.05.2021
Конспект открытого урока литературного чтения по произведению К. Г. Паустовского «Стальное колечко» в 3 классе
урок 1.doc

Конспект открытого урока литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Стальное колечко» в 3 классе, проведенного учителем начальных классов МКОУ «Куйсунская СОШ»                                                Сагидовой Зоей Оружевной

Цели урока:

- формировать у обучающихся активную читательскую позицию, формировать собственное суждение и высказывание по теме.

- формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников

- создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

- учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

Дидактическая цель:   обучение младших школьников деловому общению.

Формирование УУД:

Предметные: формировать умение  работать с дополнительной литературой.

Личностные УУД:  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.

Метапредметные:

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

  Педагогические технологии:  проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, дискуссия.

 

 

  Методы обучения:

·        создание проблемной ситуации;

·        поисковый;

·        наглядно-иллюстративный;

·        словесный.

         Средства обучения:

·  хрестоматия

·  мультимедиа проектор

·  наглядные пособия

 

Формы организации учебной деятельности:

1.                 Фронтальная.

2.                 Индивидуальная.

3.                 Парная.

Оборудование для урока: учебник – хрестоматия Н.А.Чураковой «Литературное чтение» для 3 класса, портрет писателя, текст произведения, словарь пословиц и поговорок, компьютер, проектор.

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

Речевая разминка. Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.

- Прочитайте, что записано на доске?

- Докажите, что это скороговорка.

- Прочитайте с разной интонацией:

- с удивлением

- с восхищением

- с грустью

- прочитайте с ускорением.

- Скажите скороговорку быстро. Кто попробует сказать скороговорку?

 

2. Актуализация знаний. Формулировка темы урока.

Слайд №2.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран.

- Прочитайте слова на экране: “Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.
К. Г. Паустовский

- Кто их автор?

- Какие рассказы Паустовского вы уже прочитали?

Слайды № 3 – 4. Биография К.Г.Паустовского. (Во время ВОВ Паустовский на южном фронте, он работает в армейских газетах в качестве военного корреспондента, пишет очерки, короткие зарисовки и рассказы.)

- К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)

- В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)

- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?

·                     Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.

·                     Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

Слайды № 5-11. Кроссворд. Проверка знания жанров произведений и художественных приёмов. Дети формулируют тему урока: произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко»

3. Целеполагание. Выявление проблемы.

- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения.

- Что для этого нужно?

(Ответы детей: хорошо знать содержание произведения, быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком, понять точку зрения автора).

4. Совместное исследование и решение проблемы.

- Дома вы были в роли читателей.

- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем?

- Проверим. Ответьте на мои вопросы.

1. Где жила Варюшка с дедом?

2. Как звали деда?

3. Куда Варюшка пошла за махоркой?

4. Кто такой Сидор?

5. С кем Варюшка встретилась в Переборах?

6. Какой подарок она получила?

7. Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?

8. Знаете ли вы, какие события происходили в стране в это время.

- Как принимал участие в военных событиях Паустовский?

- В тексте встретилось много слов, значение которых не всем известно.

- Понятно ли вам было дома значение слов? (выясняем значения слов с помощью толкового словаря)

- Для того чтобы ответить на наш главный вопрос - это рассказ или сказка, мы будем работать с текстом. Мы научимся читать правильно слова, узнаем значение непонятных слов.

- Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа.

- Как называется начало в рассказе? (вступление)

- Как называется начало в сказке? (зачин)

Слайд № 12. Прослушивание аудиофрагмента сказки «Стальное колечко»

 - Послушаем начало «Стального колечка» и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно  так начинается?

Слайды № 13 – 16. Пересказ эпизодов по картинкам.

Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами.

Она могла выглядеть так, как вы видите на слайде?

Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (со слов “ На платформе сидели два бойца…”)

Прочитаем эту часть текста по ролям.

- Что вы можете сказать о поступке Варюшки в этом сюжете? А бойцов?

- Предмет – колечко – простое или волшебное?

 - Посмотрите на правую ладонь.

- Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

- Называем палец и соответствующее чудо.

·                     Средний - здоровье

·                     безымянный - большущая радость

·                     указательный - увидишь весь мир

- Про какой палец забыл сказать боец?

- И что произошло дальше? (своими словами)

- Зачитайте, почему Варюшка заплакала?

- Так какая же Варюшка? Что вы о ней скажете?

Слайд № 17. Посмотрите на слайд и скажите, кто изображён на картинке?

- Что вы о нём узнали?

- Может ли Сидор быть таким? Посмотрите на слайд.

- Как вы думаете,  это сказочный персонаж или нет?

- О чём Сидор известил, прыгая по оконцу и стуча клювом в стекло?

(О весне.)

- В каждом своём произведении Паустовский освещал тему, близкую его сердцу.

- Какая это тема? (природы)

- Найдите и прочитайте строчки, в которых описывается, какой Варюшка
увидела весну.

- Что за приёмы использует автор? (Олицетворение.)

- А оно свойственно рассказу или сказке?

- Заполним модель.

- Где ещё в тексте весна показана как живая? Найдите и зачитайте этот отрывок. Звуковой фрагмент из мультфильма).

- Посмотрите как художник – иллюстратор показал весну.

Динамическая пауза «Весенняя капель»: учащиеся повторяют движения вслед за учителем.

Солнце стало пригревать,

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони!

 

Слайд № 19. Рассказ по опорным словам.

Следующие события вам предстоит восстановить по словам – действиям.

Каждая пара получает карточку с такими словами. Работаете совместно, составляете рассказ по словам.

Для ответа выбираете того, кто будет представлять вашу пару.

Заслушаем 1-2 рассказа.

·                     нашла

·                     начала отгребать

·                     блеснул

·                     вскрикнула

·                     присела

·                     не заржавело

·                     схватила

·                     надела

·                     побежала

1.                 На какой палец надела Варюшка колечко?

2.                 Как это характеризует девочку?

3.                 Что она увидела, когда прибежала домой?

- Значит, колечко волшебное?

- Как думала Варя?

- А что сказал дед?

- А для себя Варюшка что выбрала: большую радость или повидать свет?

- Найдите в тексте и прочитайте эти строки.

- А почему она не захотела повидать белый свет?

- Перечитать заключительные слова сказки.

Это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке?

5. Обобщение.

- Подведём итог нашей работы.

- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?

- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)

- Ребята, а всё таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)

Вывод:  Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

 Слайд № 20. Пословицы. Работа со словарём.

1.                 Прочитайте пословицы.

2.                 Подходят ли они к произведению.

3.                 К какой части произведения мы можем отнести эти пословицы?

·                     Верить верь, но проверь.

·                     Добрая надежда человека никогда не покидает.

·                     Слезами горю не поможешь.

Слайд № 21. Тест.

- Ответьте на вопросы, которые вы видите на слайде.

Слайд № 22. Ответы.

- А теперь проверьте правильность своих ответов.

Слайд № 23.

5. Рефлексия.

- Подведём итог нашей работы.

- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?

- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)

- Ребята, а всё таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)

- Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

Продолжите фразы, которые вы прочитаете на слайде.

6. Домашнее задание.

К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.

Использованы ресурсы:

http://viki.rdf.ru/item/1352/download

[email protected]

paustovskiy.niv.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект открытого урока литературного чтения по произведению

Конспект открытого урока литературного чтения по произведению

Методы обучения : · создание проблемной ситуации; · поисковый; · наглядно-иллюстративный; · словесный

Методы обучения : · создание проблемной ситуации; · поисковый; · наглядно-иллюстративный; · словесный

Актуализация знаний. Формулировка темы урока

Актуализация знаний. Формулировка темы урока

Где жила Варюшка с дедом? 2.

Где жила Варюшка с дедом? 2.

Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка? -

Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка? -

А потом быстрей, быстрей Побежали ручейки,

А потом быстрей, быстрей Побежали ручейки,

Подведём итог нашей работы. -

Подведём итог нашей работы. -

Стальное колечко” как сказку.

Стальное колечко” как сказку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2021