Конспект открытого урока по физике в 8 классе: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания

  • docx
  • 24.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ур.1.docx

Конспект открытого урока по физике в 8 классе:

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания

Учитель:  Мирзаметов Палад Камалдинович

Цель: агрегатные состояния вещества, расположение, характер движения и взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях, кристаллические тела, плавление и отвердевание кристаллических тел, температура плавления, график плавления и отвердевания кристаллических тел (на примере льда)

Демонстрации.1.Модель кристаллической решетки .

                            2.Плавление и отвердевание кристаллических тел (на примере льда).

                            3.Образование кристаллов.

 

Этап

Время, мин

Приемы и методы

1.Постановка  задач урока. Вводная беседа.

2. Изучение нового материала.

 

 

 

 

3.Закрепление

материала

 

 

 

4.Физкультминутка

 

4.Проверка усвоения темы

 

 

 

 

4.Подведение итогов

1

 

15

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

1

 

3

 

 

 

 

 

1

Сообщение учителя

 

Фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент, групповая работа, индивидуальное задание

 

Групповое  решение качественных и графических задач, фронтальный опрос.

 

 

 

Тестирование

 

 

 

 

 

Выставление оценок, записи на доске и в дневниках

 

1.Организация класса

2.Изучение темы

I. Контрольные вопросы:

v Что называют агрегатным состоянием вещества?

v Для чего надо изучать переход вещества из одного агрегатного состояния в другое?

v Что называется плавлением?

v Что называется температурой плавления?

v Что называется отвердеванием или кристаллизацией?

II. Объяснение нового материала:

Постигая законы природы и используя, их в своей практической деятельности человек становится все более могущественным. Канули в вечность времена мистического страха перед природой. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ускорения научно  - технического прогресса.

         Природа милая, тебе одной я внемлю

         Ты подарила мне и небеса и землю,

         И их помощником я буду век за веком

         Лишь от того, что я родился человеком

Сегодня мы с вами будем постигать новые законы природы, новые понятия, которые позволят нам лучше узнать окружающий нас мир, а значит  и правильно их использовать на благо человека.

I.Агрегатные состояния вещества

Фронтальная беседа по вопросам:

v Что называется веществом?

v Что вы знаете о веществе?

Демонстрация:  модели кристаллических решеток

v Какие состояния вещества вам известны?

v Охарактеризуйте каждое состояние вещества.

v Объясните свойства вещества в твердом ,жидком, газообразном состояниях.

Вывод:  вещество может находиться в трех состояниях -жидком, твердом и газообразном, их называют агрегатными состояниями  вещества.

II.Для чего нужно изучать агрегатные состояния вещества

Удивительное вещество вода

 ( Сообщение учащегося)

         Вода обладает многими удивительными свойствами, резко отличающими ее от всех других жидкостей. И если бы вода вела себя как положено, то Земля стала бы просто неузнаваемой

         Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все, кроме, воды. При температуре от 0 до + 4 0С вода при охлаждении расширяется, при нагревании сжимается. При + 40с вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг\м3.При более низкой и более высокой температуре плотность воды несколько меньше. Благодаря этому осенью и зимой в глубоких водоемах конвекция происходит своеобразно. Вода, охлаждаясь сверху, опускается вниз, на дно только до тех пор, пока ее температура не снизится до + 40С. Тогда в стоячем водоеме устанавливается распределение температуры. Чтобы нагреть 1 г воды на 10с ей необходимо отдать в 5, 10, 30 раз большее количество теплоты, чем 1 г любого другого вещества.

Аномалия воды - отклонение от нормальных свойств тел – до конца не выяснены, но главная причина их известна: строение молекулы воды. Атомы водорода присоединяются к атому кислорода не симметрично с боков, а тяготеют к одной стороне. Ученые считают, что если бы не эта несимметричность, то свойства воды резко изменились бы. Например, вода отвердевала бы при -900С и кипела бы при – 700С.

III.Плавление и отвердевание

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит

А.С.Пушкин

Неотвратимо снег идет

Как маятника мерный ход

Снег падает, кружится, вьется

Ложится мерно на дома

Украдкой проникает в закрома

Летит в машины в ямы и в колодцы

Э.Верхарга

А я все гладил снег рукой

А он все звездами отсвечивал

На свете нет тоски такой

Которой снег бы не излечивал

Он весь как музыка. Он весть

Его безудержность бескрайня

Ах, этот снег.… Не зря в нем есть

Всегда какая – нибудь тайна…

С.Г.Островой

v О каком веществе идет речь в этих четверостишиях?

v В каком состоянии находится вещество?

V.Самостоятельная работа учащихся в парах

1.Прочитать § 13

2.Изучить таблицу «Температура плавления некоторых веществ»

3.Рассмотреть график на рис 16

4. Взаимоопрос в парах (каждой паре раздаются вопросы на карточках):

v Что называется плавлением?

v Что называется температурой плавления?

v Что называется отвердеванием или кристаллизацией?

v Какое из веществ указанных в таблице имеет наиболее высокую температуру плавления? Какова температура его отвердевания?

v Какие из веществ, указанных в таблице отвердевают при температуре ниже 00С?

v При какой температуре отвердевает спирт?

v Что происходит с водой в отрезке АВ, ВС, CD,DE, TF, FK.

v Как по графику можно судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении?

v Какие участки графика соответствуют плавлению и отвердеванию льда?

v Почему эти участки параллельны оси времени?

 

VII. Демонстрация: Плавление и отвердевание кристаллических тел (на примере льда).

Наблюдение явления

VIII.Фронтальная беседа по предлагаемым вопросам.

Выводы:

v Плавлением называется переход вещества из твердого состояния в жидкое;

v Отвердеванием или кристаллизацией называется переход вещества из жидкого в твердое.

v Температурой плавления называется температура при которой вещество плавится.

v Вещество отвердевает при той же температуре, что и плавится.

v Во время процессов плавления и отвердевания температура не меняется.

Физкультминутка

Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук и туловища.

VII.Закрепление.

1.Решение качественных задач

v Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах применяют термометры со спиртом, а не с ртутью?

v Какие металлы можно расплавить в медном котелке?

v Что произойдет с оловом, если его бросить в расплавленный свинец?

v Что произойдет с куском свинца, если его бросить в жидкое олово при температуре плавления?

v Что произойдет с ртутью, если ее вылить в жидкий азот?

2.Решение графических задач

v Опишите процессы, происходящие с веществом, по нижеприведенному графику. Какое это вещество?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

20

 

30

 

40

 

50

 

60

 

70

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v Опишите по нижеприведенному графику процессы, происходящие с алюминием. На каком участке происходит уменьшение внутренней энергии твердого тела?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

800

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

600

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

400

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

20

 

30

 

40

 

50

 

60

 

70

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

400

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v На рисунки изображены графики зависимости температуры от времени двух тел одинаковой массы. У какого из тел выше температура плавления? У какого тела больше удельная теплота плавления? Одинаковы ли удельные теплоемкости тел?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII.Сообщение учащегося «Горячий лед»

                  Стр.152 «Занимательная физика» Книга 2, Перельман

IX.Проверка усвоения темы- тест

1.Агрегатные состояния вещества отличаются

А. Молекулами , входящими в состав вещества

Б. Расположением молекул вещества

В.Расположением молекул, характером движения и взаимодействием молекул

    2.Плавление вещества- это

     А. Переход вещества из жидкого состояния в твердое

     Б. Переход вещества из газообразного в жидкое

     В.Переход вещества из твердого состояния в жидкое

     3.Температурой плавления называется

     А.Температура, при которой  вещество плавится

     Б. Температура вещества

     В.Температура выше 1000 С 

    4. Во время процесса плавления температура

    А.Остается постоянной

    Б. Увеличивается

    В. Уменьшается

     5.В алюминиевой ложке можно расплавить

    А. Серебро

    Б.Цинк

     В.Медь

На дом. §12-14, упр.7(3-5), повторить план ответа о физическом явлении.