Конспект открытого урока по литературного чтения в 3 «Г» классе Тема: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
Оценка 4.7

Конспект открытого урока по литературного чтения в 3 «Г» классе Тема: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

Оценка 4.7
docx
30.11.2020
Конспект открытого урока по  литературного чтения в 3 «Г» классе Тема:  Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
конспект открытого урока.docx

Конспект открытого урока по  литературного чтения в 3 «Г» классе

Тема:  Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

Учитель – Чувилева Лариса Валерьевна

https://lh5.googleusercontent.com/0wslLCXRRjfeL5IeExxfHO3cZaWkA6rypSKuglrsursOBt33Uwyc-atFOEanvRpbrf8--6HoTZF_HvxPsn968RyStkOVB6mFUinC4stPaZDgKsEBFTGIxm80aP0YGuPUUghttps://lh5.googleusercontent.com/951qiFEyy-zEeMxafp6tHVr0RJQAa6nuyxpHnURuPJulnsqSI13JVuGLPKBCXb5b5Y-5vSCbOa57GVHeebtfHM4LEimooBCJ3Kf_Ow5W-PUdKRw_SynsZjrd080oxH_W3whttps://lh4.googleusercontent.com/ZD41rfMZ16CuinW7jfvB80_1Sa83kCDSigMoT4XiNMUtuWn4hdx7-ntI68WeMsdZDK4IDvgRbF6szEP4SS3ohudvg7vrIjpazXyj8w_zf5fQzcW7q_ozvHEH2BC0288XBQhttps://lh4.googleusercontent.com/AHxGK_aFW0FTdSGi7SOIoIOeiJi3zopAfmtGaMlma0vpxwOS18jAYX1hRJUoenhrIHCbbxhVVb-GLboMUma023a7kvoD-8nPMtK5S_zy7Ty9iGC1C_r_wrKRAEfypmU6Tghttps://lh3.googleusercontent.com/uGdb1AFqNpEw79bXa82ENoHf-5Mo74Dfxd7WMHfWsXElYwJRbDgj3jF67Jsf8aDrBvdR4ZserK9bzmEyhNbmWw_3ieQrbjN7AEe2u_dGvW1fjE4g3eaYHP5eHBIcww4FBwТип урока: знакомство с новым материалом

Цель:  познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания  о жизни детей в прошлом, раскрыть основную идею произведения.

Задачи:

Обучающие:

·              учить школьников анализировать поэтическое произведение

·              учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации

·              формировать представления об историческом прошлом

·              учить работать с произведением, ориентироваться в тексте

·              учить рассуждать

·              обогащать словарный запас учащихся

Развивающие:

·              пробуждать интерес к истории своей Родины

·              развивать познавательную активность детей

·              развивать устную речь учащихся

Воспитательные:

·              воспитывать патриотизм

·              прививать интерес к книге, к чтению

·              раскрыть нравственный смысл произведения

·              воспитывать эстетические чувства

·              воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки учащихся

·              воспитывать чувство товарищества

·         чувство сопереживания к угнетённым людям, ощущения прелести русской природы

 

УУД, развиваемые на уроке:

·         Личностные

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира,

Метапредметные

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

 

 

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.__

Коммуникативные УУД

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

 

Познавательные УУД

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять

своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

 

Оборудование:

·         учебник Л.А. Ефросининой "Литературное чтение", 3 класс

·         портрет Н. А. Некрасова

·         электронная презентация, мультимедийная установка,

·         рабочая тетрадь

 

1.      Организационный момент.

Наш сегодняшний урок мы начнем с риторического упражнения. Это поможет нам с вами в дальнейшей работе.

  • Подумайте, зачем мы произносим некоторые предложения с особой интонацией? (Чтобы выразить свои чувства.)
  • Разве слов недостаточно?
  • Послушаем ребят. (Две девочки заранее получали задание произнести одну и ту же фразу, каждая девочка со своей интонацией)
    • Настя С."Я очень за тебя рада!" (с радостью, с восхищением, с одобрением)
    • Ульяна С."Я очень за тебя рада!" (с огорчением, с равнодушием, с завистью)
  • Одинаковый ли смысл, сказанных фраз? (Нет)
  • Почему? (Предложения произнесли с разной интонацией.)
  • С какой интонацией произнесла фразу Маша, Юля?
  • Одни и те же фразы по-разному воспринимаются нами, и всё зависит от… (интонации)

 Прочитайте 1 фразу с разной интонацией.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/510666/img1.gif

При помощи этих примеров мы с вами выяснили, что интонация очень важна. Постарайтесь не забывать об этом ни к обычной жизни, ни на уроках литературы, при чтении произведений.

2. Знакомство с содержанием

-  А сегодня мы с вами продолжаем изучать творчество великого русского писателя Николая Алексеевича Некрасова. Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают "Крестьянские дети". Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сегодня мы познакомимся с одним из отрывков.  

.

  • Прослушивание стихотворения. Н.А.Некрасов "Мужичок с ноготок"(чтение учителем)

3. Вопросы по содержанию текста

  • А теперь давайте проверим, насколько внимательно вы слушали.

- Кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика)

- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?

4. Самостоятельное чтение стихотворения (про себя)

- Откройте учебники на с.151 и прочитайте самостоятельно про себя стихотворение.  Приготовьтесь к чтению вслух.

5. Чтение вслух с выделением сложных слов (слайды)

Однажды в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.

- Что значит "студёная пора"? (очень холодно)

Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

- Прочитайте слова. Среди данных слов подберите объяснение слову "хворост"

На доске: сухие сучья, ветви, деревья

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

УЗДА Часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах … а сам с ноготок!

- Подумайте, что такое "полушубок"?

ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.

Физ.мин. 

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли!
Руки в стороны, вперёд.
Потянулись и нагнулись,
В исходное положение вернулись!
Повернулись влево – вправо, вправо – влево!
Тихо сели. Вновь за дело.

6. Опрос с элементами аналитической беседы

А теперь, когда мы с вами разобрали все сложные и незнакомые вам слова, продолжим.

- Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)

- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…

- Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)

- Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)

- В какое время года произошла встреча? (зимой)

- А как вы думаете, так ли жили люди тогда, как живем мы сейчас?

Давайте из сегодняшнего времени окунемся в то время…..

- Помогут нам почувствовать то далекое время репродукции картин великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети",  «В сельской школе», «Пастушки». (слайды)

А вот, для сравнения, картина Егорнова Сергея Семёновича. Портрет царевича Алексея Николаевича…. На которой изображен мальчик, тоже живший примерно в то же время, но в совершенно других условиях. Какие различия вы видите? Как вы думаете, почему так происходило?

 

 

7. Выборочное чтение.

-а.  Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.

- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.

- Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)

-б.  Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.

Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я.

- Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает важность своей работы в семье.)

-в.  Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)

8. Творческое задание. Если бы мы с вами были художниками и стали бы писать портрет этого мальчика, какие краски бы мы взяли? Почему?

9. Индивидуальная работа на карточках.

А теперь мы с вами выполним небольшое задание на и проверим, насколько хорошо вы поняли произведение Николая Алексееевича Некрасова.

. Итог урока.

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Почему стихотворение называется "Мужичок с ноготок"? (Влас - маленький труженик.)

- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)

- Удалось ли ему это?

- Прочитайте фразу на последнем слайде.

Играйте же, дети, растите на воле, 
На то вам и красное детство дано.

 

- Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?

(В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)

10. Рефлексия.

 

 

 

 

 


 

Конспект открытого урока по литературного чтения в 3 «Г» классе

Конспект открытого урока по литературного чтения в 3 «Г» классе

Познавательные УУД : – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица,…

Познавательные УУД : – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица,…

Организационный момент. Наш сегодняшний урок мы начнем с риторического упражнения

Организационный момент. Наш сегодняшний урок мы начнем с риторического упражнения

Чтение вслух с выделением сложных слов (слайды)

Чтение вслух с выделением сложных слов (слайды)

Выборочное чтение. -а. Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события

Выборочное чтение. -а. Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события

Конспект открытого урока по литературного чтения в 3 «Г» классе Тема: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

Конспект открытого урока по  литературного чтения в 3 «Г» классе Тема:  Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2020