Конспект открытого урока по литературного чтения в 3 «Г» классе
Тема: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
Учитель – Чувилева Лариса Валерьевна
Тип урока: знакомство с новым материалом
Цель: познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания о жизни детей в прошлом, раскрыть основную идею произведения.
Задачи:
Обучающие:
· учить школьников анализировать поэтическое произведение
· учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации
· формировать представления об историческом прошлом
· учить работать с произведением, ориентироваться в тексте
· учить рассуждать
· обогащать словарный запас учащихся
Развивающие:
· пробуждать интерес к истории своей Родины
· развивать познавательную активность детей
· развивать устную речь учащихся
Воспитательные:
· воспитывать патриотизм
· прививать интерес к книге, к чтению
· раскрыть нравственный смысл произведения
· воспитывать эстетические чувства
· воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки учащихся
· воспитывать чувство товарищества
· чувство сопереживания к угнетённым людям, ощущения прелести русской природы
УУД, развиваемые на уроке:
· Личностные –
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира,
Метапредметные –
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.__
Коммуникативные УУД –
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
Познавательные УУД –
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять
своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
Оборудование:
· учебник Л.А. Ефросининой "Литературное чтение", 3 класс
· портрет Н. А. Некрасова
· электронная презентация, мультимедийная установка,
· рабочая тетрадь
1. Организационный момент.
Наш сегодняшний урок мы начнем с риторического упражнения. Это поможет нам с вами в дальнейшей работе.
Прочитайте 1 фразу с разной интонацией.
При помощи этих примеров мы с вами выяснили, что интонация очень важна. Постарайтесь не забывать об этом ни к обычной жизни, ни на уроках литературы, при чтении произведений.
2. Знакомство с содержанием
- А сегодня мы с вами продолжаем изучать творчество великого русского писателя Николая Алексеевича Некрасова. Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают "Крестьянские дети". Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сегодня мы познакомимся с одним из отрывков.
.
3. Вопросы по содержанию текста
- Кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика)
- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?
4. Самостоятельное чтение стихотворения (про себя)
- Откройте учебники на с.151 и прочитайте самостоятельно про себя стихотворение. Приготовьтесь к чтению вслух.
5. Чтение вслух с выделением сложных слов (слайды)
Однажды
в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
- Что значит "студёная пора"? (очень холодно)
Гляжу,
поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
- Прочитайте слова. Среди данных слов подберите объяснение слову "хворост"
На доске: сухие сучья, ветви, деревья
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
УЗДА Часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями.
В
больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах … а сам с ноготок!
- Подумайте, что такое "полушубок"?
ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.
Физ.мин.
А
теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли!
Руки в стороны, вперёд.
Потянулись и нагнулись,
В исходное положение вернулись!
Повернулись влево – вправо, вправо – влево!
Тихо сели. Вновь за дело.
6. Опрос с элементами аналитической беседы
А теперь, когда мы с вами разобрали все сложные и незнакомые вам слова, продолжим.
- Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)
- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.
В
больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…
- Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)
- Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)
- В какое время года произошла встреча? (зимой)
- А как вы думаете, так ли жили люди тогда, как живем мы сейчас?
Давайте из сегодняшнего времени окунемся в то время…..
- Помогут нам почувствовать то далекое время репродукции картин великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети", «В сельской школе», «Пастушки». (слайды)
А вот, для сравнения, картина Егорнова Сергея Семёновича. Портрет царевича Алексея Николаевича…. На которой изображен мальчик, тоже живший примерно в то же время, но в совершенно других условиях. Какие различия вы видите? Как вы думаете, почему так происходило?
7. Выборочное чтение.
-а. Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.
Однажды,
в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.
- Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)
-б. Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.
Семья-то
большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я.
- Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает важность своей работы в семье.)
-в. Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки
И,
шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок.
- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)
8. Творческое задание. Если бы мы с вами были художниками и стали бы писать портрет этого мальчика, какие краски бы мы взяли? Почему?
9. Индивидуальная работа на карточках.
А теперь мы с вами выполним небольшое задание на и проверим, насколько хорошо вы поняли произведение Николая Алексееевича Некрасова.
. Итог урока.
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Почему стихотворение называется "Мужичок с ноготок"? (Влас - маленький труженик.)
- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)
- Удалось ли ему это?
- Прочитайте фразу на последнем слайде.
Играйте
же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
- Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?
(В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)
10. Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.