Конспект открытого урока по обществознанию для учащихся 5 класса по теме «Наша Родина – Россия»
Оценка 4.6

Конспект открытого урока по обществознанию для учащихся 5 класса по теме «Наша Родина – Россия»

Оценка 4.6
docx
28.07.2021
Конспект открытого урока по обществознанию для учащихся 5 класса по теме «Наша Родина – Россия»
Открытый урок Россия наша Родина 5 класс.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Алкадарская  Средняя общеобразовательная школа  имени Г.А.Гасанова»

Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с.Алкадар,

тел: +7-928-543-30-73, е-mail: Gamid.gamidov.67@mail.ru

 

Конспект открытого урока по обществознанию

для учащихся 5 класса по теме

«Наша Родина – Россия»

 

Разработала урок

учитель обществознания

Ахмедова Милана Магомедзагидовна

 

Цели: познакомить с понятием Родина; объяснить, что значит быть патриотом и почему русский язык является государственным в Российской Федерации; учить называть субъекты Российской Федерации, их права, опираясь на учебный материал; раскрыть значение понятий федерация, патриотизм, патриот.

Планируемые результаты

Предметные:

Научиться основным нравственным и правовым понятиям, нормам и правилам, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; расширять оценочную деятельность

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Личностные УУД:

Осознание самого себя частью своей Родины – России; формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного анализа

Методы и формы обучения:

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Технология: Кейс-технология

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах

 

1.Организационный этап.

Приветствие учащихся.

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Кому вы с утра подарили свою улыбку, значит, вы любите и уважаете этих людей.

А теперь оглянитесь, вы видите, что у нас на уроке присутствуют гости. Я думаю, что вы сегодня продемонстрируете отличную работу на уроке и подарите хорошее настроение нашим гостям. Но они не просто гости, они будут вместе снами работать.

Садитесь. Итак, мы начинаем урок.

 

2. Актуализация знаний

Просмотрите видеоклип.

О чем это стихотворение А. Прокофьева «Родимая страна» и попробуйте определить, о чём сегодня мы будем говорить на уроке.

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края...

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

 

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России как о нашей Родине)

 

Значит тема нашего сегодняшнего урока? (Наша Родина - Россия).

Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Ученики записывают тему урока: Наша Родина – Россия.

Вопросы классу:

-Что такое Родина?

- А что для вас значит Родина?

Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия, на территории которой проживает многонациональное население - семья народов.

Актуализация знаний уч-ся о Родине:

Вспомни!

Как называлась наша страна в прошлом? Как называется сейчас?

В разное время наше государство называлось по-разному. 

http://eztea.ru/wp-content/uploads/2017/01/Image-3-9.png

 Как сегодня называется наше государство?

Сегодня наше государство называется Россия или Российская Федерация.  (Учащиеся записывают в тетрадь)

Что такое «федерация»?

Федерация (от лат.) = союз, объединение. 

Следовательно, Россия представляет собой союз, она что-то объединяет.

Что объединяет? Давайте посмотрим на карту.

Части Российской Федерации называются субъектами.

Субъекты Российской Федерации:

края,

области,

республики,

города федерального значения Москва, Севастополь и Санкт- Петербург,

автономные округа. 

 

Что значит любить Родину? За что её нужно любить? Как понимаешь пословицу: «Плоха птица, которой родное гнездо не мило»?

Постановка целей урока.

Формулируется главный вопрос урока: Почему Россия является нашей Родиной?

После урока вы сможете

- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

- показать на карте территорию России;

- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма

1.Наша Родина – Россия, Российская Федерация.

Исследование информации. Российская Федерация.

Работа с текстом. (приложение 1)

Учитель организовывает работу с текстом.- рассказ К. Д. Ушинского

«Наше Отечество»:

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Вопросы классу (слайд №8)

- Что такое «Родина»?

- Почему человек тоскует по Родине?

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

– Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. Итак, как вы поняли что же такое Родина?

( ответы обучающихся РОДИНА – это наш общий ДОМ!)

 

Задание№1 Запишите определение слова «Родина» в тетрадь.

 РОДИНА – 1.Отечество, родная страна.

2.Место рождения, происхождения кого - чего-нибудь.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

А теперь назовите слова-ассоциации к слову Родина .( семья, родной дом, школа, одноклассники…)

Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

Народ – нация, народность, жители страны.

У всех этих слов какой общий корень? (РОД)

 

Задание №2. Правильно произнесите слова, расставляя ударение.

Российская Федерация, субъект Федерации, Родина, Отечество, патриот.

 

Задание №3. Объясни значение понятий.

Федерация – это………………..

Субъект федерации – это …………………

Родина – это………………….

Патриот – это …………………….

 

Задание №4.  Объясни, почему слова написаны с заглавной буквы?

Россия,

Москва,

Дагестан,

Родина.

 

 3. Основной этап урока

Работа с картой с. 94-95

- Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на карте?

- Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа, автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации.

Работа со словарем – найдите определение «субъект»

Работа в тетрадисубъект РФ  – это государственное образование в составе федерации –коррекция – повтор определения, запоминание

 

Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты  Российской

Федерации?(стр. 92 учебник, ответы детей)

 

-Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют

равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права

субъектов РФ и зачитаем их:

1.Право иметь свою территорию.

2.Право иметь свои органы власти и управления.

3.Право иметь свой герб и флаг.

4.Право обучать детей на родном языке.

 

- Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах.

 

- Ребята, мы много читали, писали, пора и отдохнуть (физкультминутка)

(включить фонограмму –Звуки природы -соловей) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 

- Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 94-95 учебника и карту на доске:

 

Укажите границы Российской Федерации.

Найдите столицу России.

Найдите и назовите 3 республик.

Найдите и назовите 3 краев.

Найдите и назовите 5 областей.

Найдите и назовите 3автономных округа.

Назовите субъект, в котором проживаем мы.

 

- И закрепим наше знание о субъектах. На доске вы видите табличку «Субъекты федерации», выберите карточки, которые относятся к этому понятию,  и прикрепите на доске.

Проверка – лишнее слово «район» - Небольшая административно-территориальная единица внутри области или внутри крупного города.

 

- Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет)

 

- Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100 народностей. Таким образом, Россия – государство не только федеративное, но и многонациональное, т.е.  в его составе много различных национальностей.

 

Работа со словарем: Национальность – принадлежность  человека к тому или иному народу. Нация – все население страны, народ.– коррекция – повтор определения, запоминание

Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары, марийцы, алтайцы, буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию – россияне.

- Ребята, перед вами лежат карточки, работаем по заданию.(взаимопроверка)ПРИЛОЖЕНИЕ №4

 

2) Итак,  Россия – многонациональное государство. У каждой национальности своя культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие на территории нашей страны,  будут разговаривать только на своем, национальном языке.  

 

- Как вы думаете,  сможет ли в таком случае существовать единое государство?(люди не смогут жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать друг друга)

- Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский язык – он государственный язык РФ.

 

4. Практическая работа:

Давайте с вами немного поиграем. Когда я шла к вам на урок, все слова в пословице перепутались. Помогите мне, пожалуйста, её восстановить. Что же у нас получилось? Плоха та птица, которой родное гнездо не мило. Как вы понимаете эту пословицу? Исходя из этой пословицы, ответьте на вопрос: что такое Родина? Что вы можете назвать своей Родиной?

Учитель каждому раздаёт конверты с пословицами, школьники выполняют задание.

 

Игра «Собери пословицы»:

Соотнесите начало пословиц и поговорок с их продолжением.

Объясните, как вы понимаете.

Обобщение изученного на уроке:

- проверь себя, поспорим.

Должен ли человек любить Родину? Почему?

Родина у человека одна, как и родная мать. 

Часто эти два слова звучат рядом – Родина-мать. 

Скажите, а как дети должны относиться к своей матери?

(любить её, уважать, защищать, поддерживать и т.д.) Вот так и люди должны относиться к своей Родине.

А как называют человека, который любит свою Родину, который готов на подвиг ради нее? (Патриот). .

Молодцы, вы работали хорошо!

 

5. Итог урока:

 

ü Рефлексия.

Продолжите одну из фраз:

- сегодня я узнал(а)…

- было интересно…

- было трудно…

- меня удивило…

- мне захотелось…

 

ü Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

 

ü Домашнее задание. 

Прочитать §11, стр. 92-95, по желанию дополнительное задание: написать письмо сверстнику, живущему далеко и рассказать ему о своей малой Родине.

 

 

 

Директор МКОУ «Алкадарская СОШ» ____________Гамидов Г. Р.

 

Зам.директора по УВР ____________ Абукарова Н. М.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Алкадарская  Средняя общеобразовательная школа  имени Г.А.Гасанова»

Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с.Алкадар,

тел: +7-928-543-30-73, е-mail: Gamid.gamidov.67@mail.ru

 

Отзыв коллег на открытый урок

учителя обществознания

Ахмедовой Миланы Магомедзагидовны

по теме: «Наша Родина-Россия» 5 класс

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

На уроке прослеживалась межпредметная связь: с историей, правом, географией

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Каждая из структурных частей урока соответствовала своему назначению, все части урока были взаимосвязаны.

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

  Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 5класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Развивающая цель урока достигается через уровень раскрытия учебного материала, посредством использования определённых методов (по источникам знания – словесные, наглядные, практические; по степени взаимодействия учителя и ученика – изложение, беседа, самостоятельная работа; по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе– объяснительно-иллюстративный, проблемный, творческий; по принципу расчленения или соединения знаний – аналитический; по характеру движения мысли от незнания к знанию –индуктивный.

Реализация воспитательного аспекта урока отражена в способе организации познавательной деятельности: индивидуальной, фронтальной, групповой (парной) и коллективной.

Урок проводился с учетом требований здоровьесбережения.

Планируемые задачи удалось реализовать, используя современные педагогические технологии, в частности проблемное обучение, технология развития критического мышления, стратегия смыслового чтения текста, здоровьесберегающая технология и икт технологии. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку (через лист самооценки).

Вывод: Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Учащиеся сразу включились в процесс урока, они были заинтересованы, проявляли активность и ответственность при выполнении заданий. Задания выполняли с интересом. Эмоциональный фон урока положительный. План урока выполнен. Поставленные перед уроком цели и задачи были реализованы в полной степени.



 

Директор МКОУ «Алкадарская СОШ» ____________Гамидов Г. Р.

 

Зам.директора по УВР ____________ Абукарова Н. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Алкадарская  Средняя общеобразовательная школа  имени Г.А.Гасанова»

Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с.Алкадар,

тел: +7-928-543-30-73, е-mail: Gamid.gamidov.67@mail.ru

 

Отзыв родителей на открытый урок

учителя обществознания

Ахмедовой Миланы Магомедзагидовны

по теме: «Наша Родина-Россия» 5 класс

 

Мы посетили урок обществознания Ахмедовой Миланы Магомедзагидовны.

Милана Магомедзагидовна продемонстрировала  хорошее знание предмета. Материал урока доводился до понимания учащихся с применением жизненных ситуаций, что облегчало понимание темы урока. Педагогическая культура и такт способствовали созданию деловой рабочей обстановки и комфортного психологического климата. На всех этапах урока прослеживался воспитательный аспект, межпредметная связь  с  историей, литературой, географией.

 Темп урока высокий. Оценки выставлены, домашнее задание дано с пояснением.

   В ходе урока учитель эффективно использовал технические средства обучения (компьютер, мультимедийную презентацию), уровневая дифференциация.

   Активность учащихся на протяжении всего урока высокая, они активно решали поставленные задачи, демонстрировали хорошие знания теоретического и практического материала, задания, предложенные учителем, выполняли самостоятельно.  Учащиеся показали свои умения обобщать, делать выводы, решать. Во всем чувствовалась отработанность системы учебных действий между учителем и учащимися.

    Для   формирования умений и навыков на уроке применялись разнообразные методы обучения: игра, методы учебного поощрения и эмоционального стимулирования, а также групповая  и  индивидуальная формы работы.

 

 

 

Родители 5 класса


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу

Сегодня наше государство называется

Сегодня наше государство называется

РОДИНА – 1.Отечество, родная страна

РОДИНА – 1.Отечество, родная страна

Право обучать детей на родном языке

Право обучать детей на родном языке

Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский язык – он государственный язык

Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский язык – он государственный язык

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Вывод: Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен

Вывод: Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2021