Конспект урока по окружающему миру 1 класс (Школа России)
Тема урока: Почему Луна бывает разной?
Дата: 15.03.2018г.
Класс: 1 «а»
Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.
Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о Луне -
естественном спутнике Земли.
Развивающие: Развивать представления о форме, размерах, цвете
предметов; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к
окружающему миру.
УУД: Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Оборудование: мультимедийный
проектор, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, карандаши, листы с
тестами для взаимопроверки.
1.Организационный момент.
Здравствуйте!
Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поздороваемся с гостями, повернулись – улыбнулись. Сели тихо на свои места. Меня зовут Анна Геннадьевна, и сегодня я буду вести у вас урок.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2.Самоопределение к учебной деятельности.
Сегодня вы будете не простые ученики 1 класса, а астрономы.
-Кто такие астрономы? ( Ученые, которые изучают расположение и движение небесных тел)
-А при помощи чего астрономы наблюдают за планетами? (Телескопа, космического телескопа). Слайд
Мы с вами можем наблюдать за звездами при помощи обычного телескопа.
Поднимите руку, кто видел телескоп.
А у ученых-астрономов существует специальный космический телескоп, который при помощи спутника передает данные на Землю. Слайд
Для астрономов помощник в изучении планет - космический телескоп.
3.Актуализация знаний.
Прежде, чем изучать что-то новое, что нам нужно сделать? (Повторить, то, что уже знаем)
В этом нам поможет кроссворд, отгадав его, мы узнаем тему урока.
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери…(Земля)
Эта жёлтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает…(Солнце)
Назовите мне форму Земли, мячика…(Шар)
– Молодцы!
О чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О Луне).
- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о Луне. Мы узнаем, что такое Луна, какую она имеет форму, и почему она бывает разной.
4. Объяснение нового материала
А теперь послушайте еще одну загадку.
Подрастал, подрастал,
Был рогатым - круглым стал.
Только круг, чудо круг
Стал опять рогатым вдруг. (Месяц)
Ребята, а месяц и Луна-это одно и то же?
В конце урока мы узнаем ответ на этот вопрос
– Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос. (Слайд – Солнечная система).
Что вы видите на картинке?
– Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники.
– А что такое спутник? (Ответы детей).
Спутник – это небесное тело, которое движется вокруг более крупного небесного тела.
– Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. А спутники, созданные человеком, называются искусственными. Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей. (Слайд)
– Луна вокруг Земли – спутник
– Скажите мне, а Луна, это какой спутник – природный или искусственный? (Ответы детей).
Физминутка
Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг
руками)
Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки
в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают
руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят
руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
– Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается вокруг своей оси.
-Движется ли наша планета Земля?
Планета Земля движется вокруг своей оси, т.е. вращается вокруг себя. (Слайд – видео вращающихся планет)
Практическая работа: К доске выходят 2 ученика: один - Луна, другой - Земля и показывают вращение.
Что можно сказать про Луну по отношению к Земле? (Слайд)
Работа в тетради (стр.22)
Открыли свои рабочие тетради на стр. 22 (Один ученик возле доски, остальные в тетрадях).
Сказка.
В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. И поэтому они придумывали различные мифы, легенды и сказки. Давайте послушаем одну из этих сказок, после которой вы ответите на вопрос
-Появилось ли платье у месяца?
Почему у месяца нет платья
Решил месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за
платьем.
А платье-то узко и коротко.
- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел месяц за платьем.
Опять платье мало.
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.
И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришел к портному.
Увидел портной: идет по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое
шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному?
Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.
Так и остался месяц без платья.
Почему месяц остался без платья? (Ответы детей)
– Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве. (Слайд – фотография Луны).
– А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?
– Жёлтая Луна
– А почему так?
В) Беседа, работа по учебнику.
Чтобы узнать этот секрет, откройте учебник на странице 34, найдите 2 рисунок. (Слайд).
- Что изображено голубым
цветом? (Земля)
- Что делает Земля? (она спит)
- Значит сейчас какая часть суток? (ночь)
- Что изображено жёлтым цветом? (Луна)
- А красным? (Солнце)
- Что делает Солнце? (Светит на Луну)
- Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
- А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает)
– Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.
Фазы Луны
– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием.
Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем.
И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом. (Фазы Луны показывать на 2 учениках)
Физминутка для глаз (видео)
– Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз.
И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны.
- Что же мы видим на этой поверхности? Круги, темные пятна.
На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря.
-Есть ли в них вода? На самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями.
Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, а ночью – очень холодно.
Чтение вывода в учебнике (учитель читает).
6.Первичное закрепление.
Ребята, скажите мне, а на Луне живут люди?
7.Рефлексия.
1. Что такое Луна?
2. Какую форму имеет Луна?
3. Почему она бывает разной?
8. Проверка знаний с самопроверкой в парах.
Сейчас мы с вами проверим, кто готов стать настоящим космонавтом.
Положите перед собой листочки для проверки знаний.
Я читаю предложение, если оно верное, то вы ставите +, если нет, то знак -.
Луна больше Земли.(-) |
|
|
Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца. |
(+) |
|
На Луне есть воздух и вода.(-) |
|
|
Луна – природный спутник Земли.(+) |
|
|
На Луне живут люди.(-) |
|
|
Луна вращается вокруг Солнца.(-) |
|
|
На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно. |
(+) |
|
В лунных морях много воды.(-) |
|
|
Теперь поменяйтесь работой с соседом и возьмите карандаш, начинаем проверку. Неправильный ответ обведем в кружочек. Домашнее задание: В рабочей тетради нарисовать свой Луноход -Что интересного Вы узнали на уроке?
Оцените свою работу на уроке.
-Оценка при помощи смайликов. (Дети приклеивают звездочки на ватман – звездное небо). |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.