Конспект открытого урока по окружающему миру 1 класс (Школа России)

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытый урок 2015 1 класс Окр.мир.docx

Конспект урока по окружающему миру 1 класс (Школа России)

Тема урока: Почему Луна бывает разной?

Дата: 15.03.2018г.

Класс: 1 «а»

 

Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.

 

Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о Луне - естественном спутнике Земли.
Развивающие: Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

 

УУД: Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

 

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

 

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.


 Оборудование:
мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, карандаши, листы с тестами для взаимопроверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Организационный момент.

Здравствуйте!

Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поздороваемся с гостями, повернулись – улыбнулись. Сели тихо на свои места. Меня зовут Анна Геннадьевна, и сегодня я буду вести у вас урок.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

 

2.Самоопределение к учебной деятельности.

Сегодня вы будете не простые ученики 1 класса, а астрономы.

-Кто такие астрономы? ( Ученые, которые изучают расположение и движение  небесных тел)

-А при помощи чего астрономы наблюдают за планетами? (Телескопа, космического телескопа).   Слайд

Мы с вами можем наблюдать за звездами при помощи обычного телескопа.

Поднимите руку, кто видел  телескоп.

А у ученых-астрономов существует специальный космический телескоп, который при помощи спутника передает данные на Землю. Слайд

Для астрономов помощник в изучении планет - космический телескоп.

 

3.Актуализация знаний.

Прежде, чем изучать что-то новое, что нам нужно сделать? (Повторить, то, что уже знаем)

В этом нам поможет кроссворд, отгадав его, мы узнаем тему урока.

 

На планете чудеса:

Океаны и леса,

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери…(Земля)

 

Эта жёлтая звезда

Согревает нас всегда,

Все планеты освещает,

От других звезд защищает…(Солнце)

 

Назовите мне форму Земли, мячика…(Шар)

 


– Молодцы!

О чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О Луне).

 

 - Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о Луне. Мы узнаем, что такое Луна, какую она имеет форму, и почему она бывает разной.

 

4. Объяснение нового материала

А теперь послушайте еще одну загадку.

 

Подрастал, подрастал,

Был рогатым - круглым стал.

Только круг, чудо круг

Стал опять рогатым вдруг. (Месяц)

 

Ребята, а месяц и Луна-это одно и то же?

В конце урока мы узнаем ответ на этот вопрос

 

 

 

– Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос. (Слайд – Солнечная система).

 

Что вы видите на картинке?

 

– Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники.

– А что такое спутник? (Ответы детей).

 

 Спутник – это небесное тело, которое движется вокруг более крупного небесного тела.

– Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. А спутники, созданные человеком, называются искусственными. Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей. (Слайд)

 

– Луна вокруг Земли – спутник

– Скажите мне, а Луна, это какой спутник – природный или искусственный? (Ответы детей).

Физминутка

Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)

 

– Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается    вокруг своей оси.

 

-Движется ли наша планета Земля?

Планета Земля движется вокруг своей оси, т.е. вращается вокруг себя. (Слайд – видео вращающихся планет)

 

Практическая работа: К доске выходят 2 ученика: один - Луна, другой - Земля и показывают вращение.

Что можно сказать про Луну по отношению к Земле? (Слайд)

 

 

Работа в тетради (стр.22)

 

Открыли свои рабочие тетради на стр. 22 (Один ученик возле доски, остальные в тетрадях).

 

Сказка.

В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. И поэтому они придумывали различные мифы, легенды и сказки. Давайте послушаем одну из этих сказок, после которой вы ответите на вопрос

-Появилось ли платье у месяца?

 

Почему у месяца нет платья

Решил месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем.
А платье-то узко и коротко.
- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел месяц за платьем.
Опять платье мало. 
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.
И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришел к портному.
Увидел портной: идет по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.
Так и остался месяц без платья.

 

Почему месяц остался без платья? (Ответы детей)

 

 

– Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве. (Слайд – фотография Луны).

– А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?

–  Жёлтая Луна

– А почему так?

В) Беседа, работа по учебнику.

Чтобы узнать этот секрет,  откройте учебник на странице 34, найдите 2 рисунок. (Слайд).

- Что изображено голубым цветом? (Земля)
 - Что делает Земля? (она спит)
 - Значит сейчас какая часть суток? (ночь)
 - Что изображено жёлтым цветом? (Луна)
 - А красным? (Солнце)
 - Что делает Солнце? (Светит на Луну)
 - Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
 - А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает)

– Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.

Фазы Луны

– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием.

Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем.

И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом. (Фазы Луны показывать на 2 учениках)

Физминутка для глаз (видео)

 

 

 – Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз.

И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны.

- Что же мы видим на этой поверхности? Круги, темные пятна.

На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря.

-Есть ли в них вода? На самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями.

Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, а ночью – очень холодно.

 

Чтение вывода в учебнике (учитель читает).

 

 

6.Первичное закрепление.

Ребята, скажите мне, а на Луне живут люди?

 

7.Рефлексия.

1. Что такое Луна?

2. Какую форму имеет Луна?

3. Почему она бывает разной?

 

8. Проверка знаний с самопроверкой в парах.

 

Сейчас мы с вами проверим, кто готов стать настоящим космонавтом.

Положите перед собой листочки для проверки знаний.

Я читаю предложение, если оно верное, то вы ставите +, если нет, то знак -.

 

Луна больше Земли.(-)

 

Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.

(+)

На Луне есть воздух и вода.(-)

 

Луна – природный спутник Земли.(+)

 

На Луне живут люди.(-)

    

Луна вращается вокруг Солнца.(-)

 

На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно.

(+)

В лунных морях много воды.(-)

 

Теперь поменяйтесь работой с соседом и возьмите карандаш, начинаем проверку. Неправильный ответ обведем в кружочек.

Домашнее задание:

В рабочей тетради нарисовать свой Луноход

-Что интересного Вы узнали на уроке?

 

Оцените свою работу на уроке.

 

-Оценка при помощи смайликов. (Дети приклеивают звездочки на ватман – звездное небо).