МКОУ «Шамилькалинская СОШ» МО «Унцукульский район»
Конспект открытого урока по окружающему миру
в 4 классе на тему:
«Россия - Родина моя»
Урок разработала и провела
учитель начальных классов
Магомедова Саида Султановна
Цели:
- развивать познавательный интерес к своей Родине;
- дать основные понятия о символах государства и происхождении российского герба и флага, их функциональном предназначении, символическом значении цветов и образов;
-воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование:
- изображение флага и герба России (если есть возможность - раздать каждому ученику)
-шаблоны флага для раскрашивания;
-изображение герба;
-печать школы;
-текст и музыка гимна;
-пословицы о Родине;
-карта России;
-песня границы России;
-караоке;
- ребус;
- кроссворд;
-сердечки " золотые"(наклейки).
1. Организационный момент.
Урок России.
(на доске)
Прослушивание песни в исполнении Витаса «Границы России".
-Подумайте и назовите слова, которые являются для вас самый родными и дорогими на свете.
(мама, друг, школа)
2. Кроссворд.
- Да, правильно! И ещё есть одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.
|
р |
е |
к |
а |
|
|||||||||
|
о |
с |
и |
н |
а |
|
||||||||
|
д |
я |
т |
е |
л |
|||||||||
|
с |
п |
а |
с |
и |
б |
о |
|
|
|||||
|
|
к |
н |
и |
г |
а |
||||||||
|
б |
е |
р |
ё |
з |
а |
|
|||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
1. Течёт, течёт-не вытечет,
Бежит,бежит-не выбежит.(река).
2. Про какое дерево говорят:
«Мёрзнет, дрожит на ветру»? (осина).
3. Живёт в лесу работник -
Лесной носатый плотник. (дятел).
4. Вежливые слова, благодарность.(Спасибо) .
5. Исчезающее виды животных и растений занесены в красную …(книгу).
6. Белые сапожки, зелёные серёжки.(берёза).
Родина-это дом, в котором мы живем, берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где родились и выросли.
3. Беседа о Родине.
-Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.
РОДИНА (Зинаида Александрова) (читает подготовленный ученик)
Если
скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки
берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или
степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
-А вы, ребята, как понимаете слова Родина? Что Родина для каждого из вас?
(веточку берёзы дать детям, они, передавая эту ветку, произносят по одному слову, которое олицетворяет для них родину: леса, луга, поля, небо, облака, мой дом, мой двор, мои родители, мои друзья).
(читает подготовленный ученик).
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги
По которой мы идём
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды
Звёзды мира над Кремлем.
-Как называется наша Родина?
( Россия или Российская Федерация )
Россия- самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят как по суше,так и по воде.
(читает подготовленный ученик)
На
свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до тёплый рек
Раскинулась она.
- Посмотрите, на карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озёра. Очень красива и богата наша страна.
А какие прекрасные города есть в России. Предлагаю вам разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия городов, озёр и морей.
Москва, Махачкала, Байкал, Балхаш, Каспийское, Чёрное, Балтийское, Северное, Волга, Енисей, Обь.
(можно прослушать песню о России, пока дети выполняют задание)
4. Знакомство с государственными символами.
Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово символ в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Имеет флаг, гимн, герб
Российская держава.
И, как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.
-Давайте рассмотрим герб нашей страны.
Герб- отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.
Слово “герб” в переводе означает ”наследство”. В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено?
Герб
России
(читает подготовленный ученик)
На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко —
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьем сраженный.
(Высказывания детей)
- Золотой двуглавый орёл (500 лет) изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр, в левой- держава, над головами орла мы видим короны.
Скипетр- это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.
Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.
В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они нам напоминают об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица- на солнце.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это- святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, чёрный змей это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами
(готовность нашего народа защищать свою страну от врагов).
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества.
В давние времена дедушки и бабушки рассказывали внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
“ В некотором царстве -государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей- дракон. Поселился он в черной пещере на берегу моря. Огнём жёг он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства- государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз- всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили . В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его”
С.
Маршак
(читает подготовленный ученик)
Наш герб
Различным
образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный, -
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв свое,
Сжимают в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье.
-А ещё один важный символ нашего государства-флаг.
(читает подготовленный ученик)
* * *
А флаг
России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба.
А также девица красна,
Ведь красный – это красота.
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем, почему
У флага есть еще цвета,
Что значат еще цвета два.
Синий – Украины цвет,
Белый – Белоруссии.
Народы их объединились,
Чтобы жить в согласии.
День рожденья есть у флага
В середине августа.
Символы страны родной
Помните, пожалуйста!
Наш Российский флаг имеет свою историю (300 лет)
Он трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл.
Белый означает мир и чистоту совести, синий-небо, верность, правду, красный-огонь и отвагу.
Флаг состоит из следующих частей: древко, полотнище, наверише, ленты, тесьма, шнуры с кистями.
День 22 августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации.
-На каких зданиях нашего посёлка можно увидеть герб и флаг?
5.Физминутка «Мы березку посадили»
Мы березку посадили, имитация посадки и полива дерева.
Мы водой ее полили.
И березка подросла, дети-березки: присели, встали, выпрямились, руки вверх.
К небу ветки подняла.
А потом их наклонила наклониться вперед, покачать руками.
И ребят благодарила.
6. Практическая работа учащихся.
(Дети, раскрашивая шаблоны флага, повторяют значения цветов флага).
Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном.
Гимн-это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.
-Гимн слушают стоя.
Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова написал Сергей Владимирович Михалков.
(Звучит гимн)
Наша Родина-Россия, страна, в которой мы родились, живём и учимся. А какой самый главный город нашей страны. Вы узнаете, если правильно разгадаете ребус.
Москва-столица России,
Столица-главный город государства.
-А что является символом столицы нашего с вами государства?
7. Работа над пословицами.
-Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте их соединить.
Всякая птица \ своё гнездо любит.
Дома\ и стены помогают.
На чужой стороне\ Родина милей вдвойне.
Родина краше солнца,\ дороже золота.
Родная сторона-\ мать,чужая-мачеха.
Родина-мать,\ умей за него постоять.
Если народ един,\ он неподим.
Нет в мире краше\ Родины нашей.
8. Викторина.
-Назовите день рождения бело-сине-красного флага.
Что означает красный цвет флага?
-Что обозначает белый цвет?
-Что обозначает синий цвет?
-Где можно увидеть государственный флаг?
-На каких зданиях нашего посёлка развевается флаг?
Нет России другой. (читает подготовленный ученик)
Музыка: Б.Терентьев, слова: Е.Синицын
Берегите
Россию —
9. Подведение итога урока.
Исполнение песни всеми учениками. |
ЗДРАВСТВУЙ, РОДИНА МОЯ! Владимир Орлов
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
Директор МКОУ «ШСОШ» Газимагомедов Г.Г.
Заместитель директора по УВР Магомедалиев А.А.
МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»
Отзыв коллег об открытом уроке окружающего мира
В 4б классе на тему «Россия - Родина моя»
учителя начальных классов МКОУ «ШСОШ»
Магомедовой Саиды Султановны
Главным этапом занятия являлась работа по теме – изображение государственного флага РФ в технике пластилинографии.
Занятие динамичное, включало смену деятельности.
Были даны задания, направленные на развитие моторики и воображения ребенка; предлагалась деятельность по образцу. Вся работа строилась индивидуально, но в моменты затруднения ребенку оказывалась стимулирующая помощь.
Физкультминутка позволила избежать утомляемости ребенка.
Моя речь была грамотной, эмоциональной, доступной.
Ребенок был активен, проявлял интерес к заданиям, его не смутило присутствие на занятии гостей.
При подведении итогов занятия ребенок отметил, что ему понравился изготовленны йфлаг, свою работу оценил положительно. Выразил желание подарить изображение флага дедушке
Занятие было спроектировано в логике последовательности реализации его этапов: от актуализации знаний и умений ребенка и опоры на его жизненный опыт(беседы офлоре и фауне России) до формирования умений и навыков работы пластилином.
Разнообразие предметов и методов (побуждение, организация совместной деятельности, самостоятельная работа по образцу (аппликация) позволили сделать занятие динамичным и интересным для ребенка(о чем свидетельствует его активный познавательный интерес на протяжении всего занятия)
Наглядные пособия (изображения деревьев, птиц, животных, обитающих в РФ, портрет В.В. Путина, изображение флага и герба РФ) использованные в процессе занятия помогли реализовать цель и поставленные задачи.
Изготовленные материалы выполнены качественно, эстетично, аккуратно.
Директор МКОУ «ШСОШ» Газимагомедов Г.Г.
Заместитель директора по УВР Магомедалиев А.А.
МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»
Отзыв родителей об открытом уроке окружающего мира
В 4б классе на тему «Россия - Родина моя»
учителя начальных классов МКОУ «ШСОШ»
Магомедовой Саиды Султановны
Я случайно пришла в школу, посмотреть, как там мой сын, и была приятно удивлена, когда узнала, что у неё открытый урок.
Урок был начат удивительно интересно, с песни в исполнении Витаса «Границы России», после чего дети и мы, гости, оказались очарованы красотой и величием нашей Родины, настолько тщательно был подобран видеоклип.
После песни началась водная беседа, в котором дети читали подготовленные заранее стихи про Родину.
И вот так, поэтапно, друг за другом, неразрывной цепью тянулись все этапы урока, где дети знакомились с символами России.
Даже и физминутка, она была связана с неофициальным символом России-берёзой,( кстати, оказывается из берёзы делают лыжи, я не знала..).
Столько интересного я сама узнала на этом уроке.
При практической работе дети увлечённо выполняли каждое задание учителя: раскрашивание флага, клеили золотые сердечки на контурную карту России, составляли пословицы из разбросанных слов.
Поразило то, что казалось бы непонятным, дети воспринимали легко. Это от того, что Саида Султановна проделывала с учениками работу тщательно, продумывая каждую мелочь.
На уроке я была как бы в волшебном мире. Атмосфера урока была сказочная.
Спасибо, Саиде Султановне, за всё, что она делает и своим ученикам, и нам, родителям.
Родитель - Абдулаева Патимат Магомедзагидовна
Ученик - Абдурахманов Гамзат Камилович
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.