ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Конспект открытого урока по развитию речи
в 4 классе (коррекционная школа)
«ОСЕНЬ»
Разработала урок
учитель начальных классов
ДауталиеваБурлиятАбакаровна
Цель: уточнить и систематизировать знания учащихся об осени.
Задачи:
Образовательные:
-расширить и активизировать словарь по теме;
-продолжать работу над словообразованием.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать ситуативную эмоциональность поведения;
- воспитывать интерес к урокам развития речи.
Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать умение связно отвечать на поставленные вопросы;
- развивать внимание;
- развивать зрительное восприятие.
Оборудование:
Карточки - символы, разрезные картинки, картинки по теме «Осень», осенние листья из цветной бумаги, ТСО (компьютер, экран, проектор).
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Знакомство с гостями.
- Сядет тот, кто первым ответит на вопрос:
1) –Какое сейчас время года?
2) - Какое время года было перед осенью?
3) - Какое время года наступит после осени?
4) - Назови первый осенний месяц?
5) –Назови второй осенний месяц?
6) - Назови третий осенний месяц?
2. Основная часть.
1. Введение в тему:
- Ребята, внимание на экран (просмотр слайдов об осени)
- Какое время года к нам пришло в гости?
2.Обозначение темы урока.
- Осень принесла подарки, посмотрите, назовите их (внимание детей обращается к украшению класса, называются дары осени: ветка рябины, грибочки и листики)
- Где растут листья? (на деревьях)
3.Организация разнообразных упражнений, формирование и совершенствование практических умений и навыков.
-Что происходит с деревьями осенью?
-Ребята, вы знаете, что у каждого дерева есть свое название, свой листок.
-Что это?
- Лист с какого дерева?
-Значит, какой это лист?
2)лист клена – кленовый лист;
3)лист березы - березовый лист;
4) лист дуба - дубовый лист;
5) лист рябины - рябиновый лист;
6) лист осины – осиновый лист;
(прикрепляем листья на доску).
- Какого цвета у нас листья?
-Перечислите.
-Почему они разного цвета?
-Что происходит с листьями осенью?
-«листья опадают» - учитель выделяет голосом.
- Как одним словом называется это осеннее явление?
( карточка – листопад).
Чтение.
- Как меняется погода осенью?
- Опиши погоду осенью по карточкам- символам:
(учитель раздает карточки-символы, характеризующие погоду: туча с дождем, птицы, ветер, трава).
- Назови, что нарисовано.
-Составь предложение по карточке, начиная со слов «Осенью….».(по цепочке).
- Прикрепим карточки на доску.
4. Физминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше.
5. Работа с разрезной картинкой.
- Ребята, к нам в класс забрался ветер и поиграл с картинками, которые я приготовила для вас. Они все перепутались.
-Соберите картинки.
(учитель раздает конверты с разрезными картинками).
-Собираем.
-Кто готов поднимите руку.
-Найдите такую же на доске. Дай ей название. Расскажи о своей картинке.
Задание:
-Послушайте стихотворение А. Плещеев «Осенняя песенка»:
Миновало лето.
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче.
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
-Какое время года прошло?
-Как об этом сказано в стихотворении?
-Какое время года наступило?
- Как об этом сказано?
-Какие приметы осени вы запомнили?
3. Итог урока.
Составление рассказа с опорой на словарь:
1) осень
2) деревья
3) листья
4) листопад
-Молодцы.
Оценивание деятельности детей.
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Отзыв коллег
об уроке развитии речи
в 4б классе(коррекционная школа)
«ОСЕНЬ»
учителя начальных классов
ДауталиевойБурлиятАбакаровны
В ходе урока БурлиятАбакаровна использовала целый ряд методов: наглядный, практический, словесный, игровой.
В процессе урока она применяла следующие технологии: игровая деятельность;
- деятельностный подход; технология развивающего обучения; здоровьесберегающая технология, которая была использованы для предупреждения утомляемости детей и снятия эмоционального напряжения.
Перед
началом урока была проведена следующая предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за опадающими листьями с деревьев, сбор листьев разной
формы и окраски, беседы об осени, разучивание стихов и поговорок об осени;
рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной
деятельности различных деревьев.
Вводная часть предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность - доказать что сейчас время года осень, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя.
Основная часть занятия - В основную часть занятия были включены задания на речевое развитие: «Назови приметы осени которые определяют время года, погоду»; «Подбери прилагательные к существительному слову «Осень», что способствовало закреплению и активизация в речи детей названий осенних месяцев, примет, изменений в природе, умению согласовывать имена прилагательные с именами существительными, отвечать на вопросы полным ответом, инсценировка «Как звери к зиме готовятся» позволила детям в игровой форме расширить знания об окружающем мире животных. Особый интерес у детей вызвала опытно - экспериментальная деятельность в лаборатории с листьями, и опыт с молоком, пищевым красителем и жидким мылом - всё это помогло развить познавательную активность детей.
Кроме того, смена различных видов деятельности также способствовала снятию усталости у воспитанников. Для реализации каждой задачи БурлиятАбакаровна подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Использовала сочетание методов самооценки и взаимооценки детьми.
Использование во время занятия средств ИКТ способствовало поддержанию интереса детей к совместной деятельности и развитию внимания.
Речь педагога была четкой, лаконичной, выразительной. Во время занятия использовался демократический стиль общения, выслушивались ответы каждого ребенка, побуждались к высказыванию дети нерешительные.
Дети были активны, проявляли интерес к деятельности, предложенной педагогом, легко включались в работу, работали в заданном темпе, были ориентированы на общение с педагогом, что способствовало развитию познавательного интереса детей.
В рефлексивно - оценочном этапе, использовала листочки двух цветов, чтобы в ходе его проведения проверить усвоение материала и подтвердить успешную реализацию поставленной цели. В течение всей образовательной деятельности формировались предпосылки исследовательской деятельности, что соответствует требованиям ФГОС.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной. Об этом можно судить по ответам и действиям детей, по интересу и желанию выполнять задания. Поставленные задачи удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой атмосфере.
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Отзыв коллег
об уроке развитии речи
в 4б классе(коррекционная школа)
«ОСЕНЬ»
учителя начальных классов
ДауталиевойБурлиятАбакаровны
Задания урока планировались с учётом сильных и слабых учеников. При работе в парах объединяла учащихся равных по способностям для облегчения усвоения материала. Всегда помню: не ставить слабого ученика в ситуацию неожиданного вопроса, дать ему время на обдумывание ответа. Инертных учеников по новому материалу лучше опросить на следующий урок, дав им время на осмысление материала дома, а кому необходимо - оказывать помощь на уроке.
При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети отвечали на вопросы воспитателя, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно манипулировали с листочками. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре, двигались под музыку.
Все элементы занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать умения детей изображать осенние листочками ладошкой, иметь представления о внешнем осенних листьев; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память; воспитывать аккуратное пользование красками.
Умственная и практическая деятельность детей, были включены задания на умственное, речевое развитие и восприятие окружающего мира, систематизацию имеющихся знаний, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления были проведены игровые действия и музыкально ритмические движения.
Родители 4б класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.