Конспект открытого урока по русскому языку, на тему: «Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги», проведенного в 1 классе учителем начальных классов МКОУ «Куйсунская СОШ» Сагидовой Зоей Оружевной
Тема урока: Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личнoстные:
знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;иметь представление о причинах успеха в учебе;
Регулятивные:
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные:
в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; составлять целое из его частей;на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные:
адекватно реагировать на обращение учителя; использовать в общении правила вежливости; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре); иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;формулировать собственное мнение и позицию;
Предметные задачи:
Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
Ход урока
1.Мотивационно-ориентационный
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!
2.Организует проверку готовности к уроку.
Ноги прямо я поставлю,
Локоточки разведу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
- Ребята, кто хорошо готов к уроку?
Проверяют готовность к уроку и правильную посадку при письме.
2.Минутка чистописания.
и ц
- Какие буквы будем писать сегодня?
- Чем похожи буквы? Чем отличаются? Запишите буквы красиво и аккуратно.
3 .Постановка целей и задач урока.
Очень звОнок
наш звонОк,
начинаем наш урок.
-Что интересного заметили? Кто сможет назвать тему нашего урока? Ударение.
- Послушайте слова, назовите слог, который звучит громче. Хором.
Вова, рама, школа, липа, горе, сова, рыба
- Правильно ли произнесено это слово? Почему?
- А что надо сделать, чтобы его произнести правильно?
- Сегодня мы с вами будем исследовать ударение , для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
4. Изучение нового материала.
1) Определим план работы:
- Что такое ударение;
- Какую роль играет ударение.
- В каких словах ставится ударение.
2) Работа со словами на доске. Постановка ударения в словах.
- Давайте выясним сначала, что такое ударение.
- Произнесите данные слова, выделяя ударение.
Работа в тетради. Упр. 3 (стр. 37)
- Давайте приготовим свои пальчики для работы, помассируем их:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья. (Дети массируют поочередно каждый пальчик)
Выполнение задания в тетради. Составление слоговых схем.( Ученик у доски)
- Сделайте вывод, что же такое ударение? Ударение – главный работник в словах.
3) - А теперь давайте выясним, какую роль играет ударение.
- Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове?
- Давайте проверим, так ли это.
Работа в группах.
- Я предлагаю вам поработать в группах. Каждому ряду я даю карточку, в которой написаны слова. Посоветовавшись, вы должны поставить ударение над словами. По окончании выполнения задания, один представитель от каждого ряда выйдет к доске и зачитает слова, выделив ударение.
- Как думаете, что произойдет со словами, в которых ударение поменяло свое место?
(На доске спроектированы картинки к стихам.)
- Сделайте вывод.
Рассказ учителя.
Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
Рассказать? Тогда слушайте.
Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова ему не поверили.:
Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка.
Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами.
Учитель демонстрирует картинки. а дети произносят слова хором.
- Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у Ударных дел мастера.
4) Как вы думаете, во всех ли словах надо ставить ударение или это необязательно?
-Давайте это выясним, В каких словах ставится ударение?
- Я предлагаю вам слова. В каждом слове спряталось животное или птица. Найди их и напишите эти слова. Надо ли в этих словах ставить ударение? Почему?
- Сделайте вывод.
5. Физминутка.
6 .Рефлексия деятельности.
-Что нового узнали на уроке сегодня? -Что было интересным для вас?
-На следующем занятии мы продолжим речь об ударении.
Я хочу сказать спасибо за урок и послушайте стихотворение про ударение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.