МКОУ «Шуланинская СОШ»
ГУНИБСКОГО РАЙОНА
Конспект открытого урока
по русскому языку по теме
«Творительный падеж имен существительных»
УМК «Школа России»
3 класс
Учитель начальных классов
Гусейнова Х.И.
9.12.2020 г.
Тема урока: «Творительный падеж имен существительных»
Цель: Создать условия для знакомства с особенностями творительного падежа; развития умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Задачи:
Образовательные (предметные): создать условия для знакомства детей с особенностями творительного падежа имен существительных, способом его определения; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в творительном падеже, упражняться в определении изученных падежей имен существительных ; развивать орфографическую зоркость.
Развивающие ( Метапредметные ) :Развитие теоритического мышления. Овладение навыком самостоятельного приобретения новых знаний
Воспитательные ( Личностные): формирование объективной самооценки обучающихся, проявление толерантности, развитие речевого словарного запаса обучающихся. Воспитание гражданской идентичности; интереса к истории своей страны, патриотизма
Учащиеся научатся распознавать имена существительные в творительном падеже; определять грамматические признаки имён существительных (род, число, падеж); изменять имена существительные по падежам.
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Формирование личностных результатов:
ющихся.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Методы: словесный, ситуативный, наглядный, практический, исследовательский, частично-поисковый.
Формы учебной работы: индивидуальная, парная, фронтальная, самостоятельная.
Оборудование: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык, 3 класс; тетрадь, светофоры индивидуальные, полоски прямоугольники- средства обратной связи, мультимедийный проектор, компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки с названиями падежей для индивидуальной работы, тексты для самостоятельной работы и работы в парах.
· презентация к уроку.
1 Этап- Включение в учебную деятельность:
Учитель: - Ребята к нас на уроке сегодня – гости, давайте их поприветствуем.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
- Что значит впрок? (на пользу)
-Но чтобы урок пошёл вам на пользу, чтобы работа ваша была продуктивной, хочу напомнить каждому из вас о том, что:
- На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
- Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
- Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
- Если хочешь отвечать –
Надо руку поднимать.
2 Этап- Словарная работа:
Учитель:
-Ребята, а вы любите загадки? Я буду загадывать вам загадки, а отгадками к ним будут словарные слова, изученные вами. Тот из вас, кто первым поднимет руку и верно назовет словарное слово-отгадку, выйдет к доске и напишет это слово произнося его орфографически, т.е. так, как будет его писать, при этом будет ставить ударение в слове, определять безударные гласные, выделять все орфограммы в этом слове. Все остальные ребята будут выполнять ту же работу в рабочих тетрадях. И так, приготовились слушайте внимательно!
1.Здесь родился, живешь,
Уезжаешь-скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
2.Как называется страна, гражданами которой вы являетесь?(Россия)
3. -О каком городе идет речь?
Это Красная площадь, это башни Кремля
Это сердце России, которое любит тебя!!!(Москва)
4.Ранним утром у школьных ворот собирается дружный (народ)
5.Какой язык является государственным для России? (русский язык )
(на доске и в тетради написаны слова, в которых поставлено ударение, выделены безударные гласны и все имеющиеся орфограммы: (Родина (ж. р.), Россия(ж. р.), Москва(ж. р.), народ(м. р.), русский язык(м. р.))
Учитель: -Какое слово в данной группе лишнее по определенному признаку? (можно уточнить, если будут затрудняться ответить-по принадлежности к определенной части речи (1.Русский-имя прилагательное, так как обозначает признак предмета отвечает на вопрос какой? 2.Язык-в этом слове звуков больше, чем букв, так как буква «я» обозначает два звука)
-Докажите, что все остальные слова являются именами существительными? (Так как обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?)
-Как называются те, которые отвечают на вопрос кто о?(одушевленные),что?(неодушевленные).
-На какие еще группы можно поделить существительные? (по наличию постоянных признаков) (Собственные и нарицательные)
-Существительные ж.р. и м. р.
Учитель:
-На какие группы и по каким признака можно поделить слова? ( По количеству слогов, по месту ударения, слова, которые начинаются на буквы гласных звуков и слова, которые начинаются на буквы согласных звуков, птицы, звери, люди)
-А теперь вопрос с хитринкой. Какое слово из данного ряда словарных слов является обобщающим для всех остальных? (Россия) Верно, ребята, ведь приближается очень важный праздник для нашей страны!
3 . Этап Актуализация знаний. Готовность к новому способу действия
Учитель: -Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
-Верно, ребята, род-это постоянный признак имен существительных.
-Как называется изменение существительных по падежам? (склонение)
-Я уверена, что вы ребята очень хорошо знаете последовательность расположения падежей и вопросы к ним.
-Ваш сверстник Коля Иванов вот как выполнил задание на определение последовательности падежей и вопросов к ним. Верно ли он выполнил задание?
(на доске вразброс при помощи магнитов прикреплены названия падежей и вопросов ним)
-Давайте поможем Коле распределить падежи и вопросы к ним в нужном порядке
(на доске появляется последовательность падежей, на правом крыле доски)
И. кто? что?
Р. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В.п. кого? что?
Т.п. кем? чем?
П.п. о ком? О чем?
Учитель:
-Ребята, достаточно ли знать вопросы падежей и последовательность их расположения для определения падежей имен существительных? Что еще важно уметь делать? Какому очень важному алгоритму вы должны следовать?
-Назовите последовательность алгоритма при определении падежа имен существительных?
(Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:
а) найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить
от него падежный вопрос;
б) по падежному вопросу определить падеж имени существительного.)( 2 слайд презентации раздать алгоритм каждому ученику)
Учитель:
-Т.е. нужно уметь находить слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и ставить от него вопрос и обязательно очень хорошо знать названия падежей и вопросов к ним!!!(раздать всем алгоритмы падежей на парты)
Погружение в учебную ситуацию:
Стук в дверь, заходит завуч по воспитательной работе, представляется, извиняясь и удивляясь, что на месте учителя находится другой человек и в классе находится много присутствующих.
-Извините, я бы хотела обратиться к классным руководителям начальных классов с очень важной просьбой. В преддверие приближающегося праздника провести беседу с обучающимися начальных классов о важности этого события, этой красной даты в истории России.
Учитель: Хорошо спасибо. Ребята, о каком очень важном приближающемся празднике попросила провести беседу…..Какой праздник ежегодно отмечаемый в нашей стране приближается и в вашей школе будет праздничный концерт в честь виновников данного праздника? (День защитника Отечества).
23 февраля – наша страна празднует День защитника Отечества. Слово «Отечество» имеет тот же корень, что и слова «отец», «отчизна», «отчий край», «отчий дом».
-Назовите синоним к слову Отечество? (Родина)
Отечество – это наша страна, наша Родина, наша великая Россия!!.
Россию во все времена защищали разные люди-защитники Отечества. Одежда и оружие, которым они владели, были разными. Но было то, что их объединяло- любовь к Отчизне, своему Отечеству, своей стране.
-В этот день во многих крупных городах нашей необъятной страны будут проходить праздничные мероприятия в честь Защитников Отечества. Будут они проходить ив столице нашей Родины-Москве.
-Посмотрите на доску и прочитайте отрывок из стихотворения:
Над площадью(Т.п.) Красной, под небом(Т.п.) Кремля(Р.п.),
Цветы(И.п.) распустились в конце февраля(Р.п.).
Над площадью(Т.п.) Красной – цветные огни(И.п.),
Летят на погоны(В.п.) военных(Р.п.) они. (4 слайд)
Работа в парах:(на листах формата А4дети определяют падежи имен существительных)
Учитель: И так, следуя алгоритму, который лежит у каждого из Вас на парте
1 ряд будет находить имена существительные в именительном падеже и надписывать над ними падеж И.п.
2ряд-в Р.п.
3 ряд-в В.п.
Учитель: Начинаем проверять. Выходят представители 1 ряда и доказывают свой выбор и так каждый ряд. После выяснения правильности выписанных словосочетаний, учитель просит, чтобы встали те дети с 1,2 или 3 ряда, которые выбрали данное слово.
1 ряд распустились(что?) цветы (И.п.)-1 ряд,
-Докажите, что существительные стоят в И.п?
распустились(что?)огни(И.п.)-1 ряд,
-Докажите, что существительные стоят в И.п?
2 ряд. Под небом ( кого? чего?) Кремля Р.п.-2 ряд,
-Докажите, что существительные стоят в Р.п.?
В конце ( чего?) февраля(Р.п.-2 ряд),
На погоны(кого?) военных(Р.п.)
-Докажите, что существительные стоят в Р.п?
летят(на что?) на погоны(В.п.)-3 ряд
-Докажите, что существительные стоят в В.п.
Учитель: - В данном стихотворении остались имена существительные, над которыми вы не надписали падеж.
-Вы можете его определить, следуя алгоритму, который лежит у вас на столе.
Над каким существительным вы не надписали падеж? (или почему Над площадью(Т.п.) Красной, под небом(Т.п.) ) Почему? (Так как данное существительное стоит в творительном падеже)
4этап: Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи и цели.
(Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи урока.)
Учитель: -Как вы узнали, что данное существительной употреблено в творительном падеже?
-Значит, чему на сегодняшнем уроке вы будете учиться? С каким падежом и вопросами, на который он отвечает, с какими предлогами употребляется вы сегодня более подробно познакомитесь? (Вывешиваются опорные фразы) на доску
Познакомимся с особенностями………падежа
Будем учиться определять…падеж по…и….
Учитель:-Верно ,ребята, сегодня на уроке моя цель познакомить вас особенностями творительного падежа, развивать ваше умение определять творительный падеж по вопросам и предлогам.
Цель урока такова (вывесить на доску): «Творительный падеж имен существительных»
5. «Открытие» детьми нового знания. Выявление закономерности, вывод правила.
Учитель: -Давайте еще раз обратимся к данному словосочетанию распустились ( над чем?) над площадью,(под чем?) под небом, (написать его на доске и в тетради). В каком падеже стоит данное существительное? (действуем по алгоритму). Выделите окончание.
-Скажите по каким признакам вы определили, что данное существительное стоит в творительном падеже?( отвечает на вопрос чем?, употребляется с предлогами над, под)(3 слайд презентации)
-Прочитаем правило на странице 53 учебника.
Физкультминутка (смотреть по времени)
Вот подснежники проснулись
Улыбнулись, потянулись
Раз-росой они умылись
Два-изящно покружились
Три-нагнулись и присели
И на солнце поглядели
6.Первичное закрепление на стандартных примерах с проговариванием алгоритма вслух.
Учитель: -О каком падеже существительных мы сегодня будем говорить более подробно?(о творительном)
-По каким признакам будете определять творительный падеж?(по вопросам, предлогам, каким членом предложения является)
Учитель: -Ребята, давайте вспомним имена героев. Защитников Земли русской. Имена каких Защитников нашей Родины вам известны? (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов(5-7 слайды)
Учитель:-Сегодня я не могу не вспомнить о той знаменательной дате, которую готовится отпраздновать вся наша великая страна в мае этого года. К какому празднику мы готовимся? (к 75 летию победы в В. О. в. над фашистской Германией).
-Назовите годы В. О. в (8 слайд)
-Миллионы советских людей встали на защиту своего Отечества. Они боролись за каждый дом, каждую улицу, каждое село и город. Много было сражений, много было побед. Красная Армия освободила нашу страну и Европу и дошла до столицы фашистской Германии – Берлина. Мы не можем не помнить самоотверженный подвиг русских солдат, настоящих Защитников Отечества , которые отстояли нашу страну, победив фашистскую Германию.
-В каком году это произошло? (1945 г.)
13 слайд
Учитель:
-Прочитайте текст, изображенный на экране
На слайде текст и на доске: Александр(И.п.) Васильевич Суворов начал службу солдатом (Т.п.)и дослужился до высшего воинского звания(Р.п.) – генералиссимус. За всю жизнь(В.п.) он выиграл много сражений (Р.п.) Суворов говорил: «Побеждают не числом(Т.п,), а уменьем».(Т.п.).(написать на доске текст)
-Обратие внимание на выделенные имена существительные. Назовите имена существительные в творительном падеже? По каким признакам вы их определили?
-Выпишем их на доске и в тетради вместе с зависимыми словами.
-У остальных существительных определить падеж- при помощи сигнальных карточек (каждый раз объясняя от какого слова, связанного с ними по смыслу ставили вопрос).
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(за доской)
Работа с деформированным текстом
(слайд №14)(напечатать на листочках и раздать детям)(за доской 1 человек)
народ, защитниками, Отечества , своими, гордится, русский(на доске прицепить магнитами)
Учитель:
-Составьте предложение, расположив слова по смыслу, подчеркните существительное в творительном падеже, определите падежи у остальных имен существительных при помощи сигнальных карточек.
Русский народ(И.п) гордится своими защитниками (Т.п.) Отечества (Р.п.).
Развернуть доску и коллективно проверить с объяснением.
-По каким признакам вы определяли падежи существительных?
-Подчеркните грамматическую основу предложения.
8. Включение знаний в систему знаний и повторение (если успеем) № 95 страница 53 (на доске и в тетради).
9. Итог урока Учитель:
- Что нового узнали сегодня на уроке?
-Какие правила повторили?
-Давайте каждый из вас попытается подвести итог урока, используя следующие фразы (на доске)
- Вы все очень хорошо работали, молодцы! Но особенно мне хотелось бы отметить:
10. Рефлексия: Возьмите стикеры и приклейте их на ту ступеньку, на которой в данный момент по вашему мнению каждый из вас находится по умению находить существительные в творительном падеже .
Я молодец!
Хорошо, но могу лучшеПока испытываю трудности
11.Домашнее задание: на листочках, Списать, выписать имена существительные в творительном падеже вместе со словами, , связанными по смыслу, надписать падеж над остальными именами существительными.
действуя по
алгоритму, страница 53 правило. Александр Невский совсем
молодым человеком прославился в Невской битве 1240 года.
Во время нее он разгромил отряд шведов. Но главным его подвигом стал разгром
немецких рыцарей на льду Чудского озера в 1242 году.
Мы славим тех, кто не плакал от боли своей,
Но слез не скрывал на могилах друзей,
Тех, кто мужчиной был не на словах,
Труса не праздновал, сидя в кустах,
Тех лучших Сынов человечества.
Тех, кто на страже Отечества!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.