Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Творительный падеж имен существительных» УМК «Школа России» 3 класс
Оценка 5

Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Творительный падеж имен существительных» УМК «Школа России» 3 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
13.03.2021
Конспект   открытого урока  по русскому языку   по теме «Творительный падеж имен существительных» УМК «Школа России» 3 класс
urokatvoritelynyy-padegh-imen-susch.docx

МКОУ «Шуланинская СОШ»

ГУНИБСКОГО РАЙОНА

 

 

 

Конспект   открытого урока

по русскому языку   по теме

«Творительный падеж имен существительных»

УМК «Школа России»

3 класс

 

 

                                              Учитель начальных классов

                                                             Гусейнова Х.И.

 

 

                                                                                 9.12.2020 г.

Тема урока: «Творительный падеж имен существительных»

Цель: Создать условия для знакомства с особенностями творительного падежа; развития умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:

Образовательные (предметные): создать условия для знакомства детей с особенностями творительного падежа имен существительных, способом его определения; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в творительном падеже, упражняться в определении изученных падежей имен существительных ; развивать орфографическую зоркость.

Развивающие ( Метапредметные ) :Развитие теоритического мышления. Овладение навыком самостоятельного приобретения новых знаний

Воспитательные ( Личностные): формирование объективной самооценки обучающихся, проявление толерантности, развитие речевого словарного запаса обучающихся. Воспитание гражданской идентичности; интереса   к истории своей страны, патриотизма

Учащиеся научатся распознавать имена существительные в творительном падеже; определять грамматические признаки имён существительных (род, число, падеж); изменять имена существительные по падежам.

 

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

 

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • устанавливать алгоритм распознавания падежа имени существительного;

Коммуникативные УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование личностных результатов:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

ющихся.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Методы: словесный, ситуативный, наглядный, практический, исследовательский, частично-поисковый.

Формы учебной работы: индивидуальная, парная, фронтальная, самостоятельная.

Оборудование: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык, 3 класс; тетрадь, светофоры индивидуальные, полоски прямоугольники- средства обратной связи, мультимедийный проектор, компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки с названиями падежей для индивидуальной работы, тексты для самостоятельной работы и работы в парах.

·         презентация к уроку.

1 Этап-   Включение в учебную деятельность:

Учитель: - Ребята к нас на уроке сегодня – гости, давайте их поприветствуем.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

- Что значит впрок? (на пользу)

-Но чтобы урок пошёл вам на пользу, чтобы работа ваша была продуктивной, хочу напомнить каждому из вас о том, что:

- На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

- Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

- Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

- Если хочешь отвечать –

Надо руку поднимать.

2 Этап- Словарная работа:

Учитель:

-Ребята, а вы любите загадки? Я буду загадывать вам загадки, а отгадками к ним будут словарные слова, изученные вами. Тот из вас, кто первым поднимет руку и верно   назовет   словарное слово-отгадку, выйдет к доске и напишет это слово произнося его орфографически, т.е. так, как будет его писать, при этом будет ставить ударение в слове, определять безударные гласные, выделять   все орфограммы в этом слове. Все остальные ребята будут выполнять ту же работу в рабочих тетрадях. И так, приготовились слушайте внимательно!

1.Здесь родился, живешь,

Уезжаешь-скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

2.Как называется страна, гражданами которой вы являетесь?(Россия)

3. -О каком городе идет речь?

Это Красная площадь, это башни Кремля

Это сердце России, которое любит тебя!!!(Москва)

4.Ранним утром у школьных ворот собирается дружный (народ)

5.Какой язык является государственным для России? (русский язык )

(на доске и в тетради написаны слова, в которых поставлено ударение, выделены безударные гласны и все имеющиеся орфограммы: (Родина (ж. р.), Россия(ж. р.), Москва(ж. р.), народ(м. р.),  русский язык(м. р.))

Учитель: -Какое слово в данной группе лишнее по определенному признаку? (можно уточнить, если будут затрудняться ответить-по принадлежности к определенной части речи (1.Русский-имя прилагательное, так как обозначает признак предмета отвечает на вопрос какой? 2.Язык-в этом слове звуков больше, чем букв, так как буква «я» обозначает два звука)

-Докажите, что все остальные слова являются именами существительными? (Так как обозначают   предмет и отвечают на вопросы кто? что?)

-Как называются те, которые отвечают на вопрос кто о?(одушевленные),что?(неодушевленные).

-На какие еще группы можно поделить существительные? (по наличию постоянных признаков) (Собственные и нарицательные)

-Существительные ж.р. и м. р.

Учитель:

-На какие группы и по каким признака можно поделить слова? ( По количеству слогов, по месту ударения, слова, которые начинаются на буквы гласных звуков и слова, которые начинаются на буквы согласных звуков, птицы, звери, люди)

-А теперь вопрос с хитринкой. Какое слово из данного ряда словарных слов является обобщающим для всех остальных? (Россия) Верно, ребята, ведь   приближается   очень важный праздник для нашей страны!

3 . Этап Актуализация знаний. Готовность к новому способу действия

 Учитель: -Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)

-Верно, ребята, род-это постоянный признак имен существительных.

-Как называется изменение существительных по падежам? (склонение)

-Я уверена, что вы ребята очень хорошо знаете последовательность расположения падежей и вопросы к ним.

-Ваш сверстник Коля Иванов вот как выполнил задание на определение последовательности падежей и вопросов к ним. Верно ли он выполнил задание?

(на доске вразброс при помощи магнитов прикреплены названия падежей и вопросов ним)

-Давайте поможем Коле распределить падежи и вопросы к ним в   нужном порядке

(на доске появляется последовательность падежей, на правом крыле доски)

И. кто? что?

Р. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? О чем?

Учитель:

-Ребята, достаточно ли знать вопросы падежей и последовательность их расположения для определения падежей имен существительных? Что еще важно уметь делать? Какому очень важному алгоритму вы должны следовать?

-Назовите последовательность алгоритма при определении падежа имен существительных?

(Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:

а) найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить

от него падежный вопрос;

б) по падежному вопросу определить падеж имени существительного.)( 2 слайд презентации раздать алгоритм каждому ученику)

Учитель:

-Т.е. нужно уметь   находить слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и   ставить от него вопрос и обязательно очень хорошо знать названия падежей и вопросов к ним!!!(раздать всем алгоритмы падежей на парты)

Погружение в учебную ситуацию:

Стук в дверь, заходит завуч по воспитательной работе, представляется, извиняясь и удивляясь, что на месте учителя находится другой человек и в классе находится много присутствующих.

-Извините, я бы хотела обратиться к классным руководителям начальных классов с очень важной просьбой. В преддверие приближающегося праздника провести беседу с обучающимися начальных классов о важности этого события, этой   красной даты в истории России.

Учитель: Хорошо спасибо. Ребята,  о каком очень важном приближающемся празднике попросила провести беседу…..Какой праздник ежегодно отмечаемый в нашей стране приближается и в вашей школе будет праздничный концерт в честь виновников данного праздника? (День защитника Отечества).

23 февраля – наша страна празднует День защитника Отечества. Слово «Отечество» имеет тот же корень, что и слова «отец», «отчизна», «отчий край», «отчий дом».

-Назовите синоним к слову Отечество? (Родина)

 Отечество – это наша страна, наша Родина, наша великая Россия!!.

Россию   во все   времена   защищали разные люди-защитники Отечества. Одежда и оружие, которым они владели, были разными. Но было то, что их объединяло- любовь к Отчизне, своему Отечеству, своей стране.

-В этот день во многих крупных городах нашей необъятной страны будут проходить праздничные мероприятия в честь Защитников Отечества. Будут они проходить ив столице нашей Родины-Москве.

-Посмотрите на доску и прочитайте отрывок из стихотворения:

 

Над площадью(Т.п.) Красной, под небом(Т.п.) Кремля(Р.п.),

Цветы(И.п.) распустились в конце февраля(Р.п.).

Над площадью(Т.п.) Красной – цветные огни(И.п.),

Летят на погоны(В.п.)  военных(Р.п.)   они. (4 слайд)

Работа в парах:(на листах формата А4дети определяют падежи имен существительных)

Учитель: И так, следуя алгоритму, который лежит у каждого из Вас на парте

1 ряд будет находить имена существительные в именительном падеже и надписывать над ними падеж И.п.

2ряд-в Р.п.

3 ряд-в В.п.

Учитель: Начинаем проверять. Выходят представители 1 ряда и доказывают свой выбор и так каждый ряд. После выяснения правильности выписанных словосочетаний, учитель просит, чтобы встали те дети с 1,2 или 3 ряда, которые выбрали данное   слово.

1 ряд   распустились(что?) цветы (И.п.)-1 ряд, 

-Докажите, что существительные стоят в И.п?

распустились(что?)огни(И.п.)-1 ряд,

-Докажите, что существительные стоят в И.п?

2 ряд. Под небом ( кого? чего?) Кремля Р.п.-2 ряд, 

-Докажите, что существительные стоят в Р.п.?

В конце ( чего?)  февраля(Р.п.-2 ряд),

На погоны(кого?) военных(Р.п.)

-Докажите, что существительные стоят в Р.п?

летят(на что?) на погоны(В.п.)-3 ряд

-Докажите, что существительные стоят в В.п.

Учитель: - В данном стихотворении остались имена существительные, над которыми вы не надписали падеж.

-Вы можете его определить, следуя алгоритму, который лежит у вас на столе.

Над каким существительным вы не надписали падеж? (или почему   Над площадью(Т.п.) Красной, под небом(Т.п.)     ) Почему? (Так как данное существительное стоит в творительном падеже)

4этап: Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи и цели.

 (Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи урока.)

Учитель: -Как вы узнали, что данное существительной употреблено в творительном падеже?

-Значит, чему на сегодняшнем уроке вы будете учиться? С каким падежом и вопросами, на который он отвечает, с какими предлогами употребляется вы сегодня более подробно познакомитесь? (Вывешиваются опорные фразы) на доску

Познакомимся с особенностями………падежа

Будем учиться определять…падеж по…и….

Учитель:-Верно ,ребята, сегодня на уроке моя цель познакомить вас особенностями творительного падежа, развивать ваше умение определять творительный падеж по вопросам и  предлогам.

Цель урока такова (вывесить на доску): «Творительный падеж имен существительных»

5. «Открытие» детьми нового знания. Выявление закономерности, вывод правила.

 

Учитель: -Давайте еще раз обратимся к данному словосочетанию распустились ( над чем?)  над площадью,(под чем?) под  небом, (написать его на доске и в тетради). В каком падеже стоит данное существительное? (действуем по алгоритму). Выделите окончание.

-Скажите по каким признакам вы определили, что данное существительное стоит в творительном падеже?( отвечает на вопрос чем?, употребляется с предлогами над, под)(3 слайд презентации)

-Прочитаем правило на странице 53 учебника.

Физкультминутка (смотреть по времени)

Вот подснежники проснулись

Улыбнулись, потянулись

Раз-росой они умылись

Два-изящно покружились

Три-нагнулись и присели

И на солнце поглядели

6.Первичное закрепление на стандартных примерах с проговариванием алгоритма вслух.

Учитель: -О   каком падеже существительных мы  сегодня будем говорить более подробно?(о творительном)

-По каким признакам будете определять творительный падеж?(по вопросам, предлогам, каким членом  предложения является)

Учитель: -Ребята,  давайте вспомним имена героев. Защитников Земли русской. Имена каких Защитников нашей Родины вам известны? (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма   Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов(5-7 слайды)

Учитель:-Сегодня я не могу не вспомнить о той знаменательной дате, которую готовится отпраздновать вся  наша великая страна  в мае этого года. К какому празднику мы готовимся? (к 75 летию победы в В. О. в. над фашистской Германией).

-Назовите годы В. О. в (8 слайд)

-Миллионы советских людей встали на защиту своего Отечества. Они боролись за каждый дом, каждую улицу, каждое село и город. Много было сражений, много было побед. Красная Армия освободила нашу страну и Европу и дошла до столицы фашистской Германии – Берлина. Мы не можем не помнить самоотверженный подвиг русских солдат, настоящих Защитников Отечества , которые отстояли нашу страну, победив фашистскую  Германию.

-В каком году это произошло? (1945 г.)

13 слайд

Учитель:

-Прочитайте текст, изображенный на экране

На слайде текст и на доске: Александр(И.п.) Васильевич Суворов начал службу солдатом (Т.п.)и дослужился до высшего воинского звания(Р.п.) – генералиссимус. За всю жизнь(В.п.) он выиграл много сражений (Р.п.) Суворов говорил: «Побеждают не числом(Т.п,), а уменьем».(Т.п.).(написать на доске текст)

-Обратие внимание на выделенные имена существительные. Назовите имена существительные в творительном падеже? По каким признакам вы их определили?

-Выпишем их на доске и в тетради вместе с зависимыми словами.

-У   остальных существительных определить падеж- при помощи сигнальных   карточек (каждый раз объясняя от какого слова, связанного с ними по смыслу ставили вопрос).

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(за доской)

Работа с деформированным текстом

(слайд №14)(напечатать на листочках и раздать детям)(за доской 1 человек)

народ, защитниками, Отечества , своими, гордится, русский(на доске прицепить магнитами)

Учитель:

-Составьте предложение, расположив слова по смыслу, подчеркните существительное в творительном падеже, определите падежи у остальных имен существительных при помощи сигнальных карточек.

Русский народ(И.п) гордится своими защитниками (Т.п.) Отечества (Р.п.).

Развернуть доску и коллективно проверить с объяснением.

-По каким признакам вы определяли падежи существительных?

-Подчеркните   грамматическую основу предложения.

8. Включение знаний в систему знаний и повторение (если успеем) № 95 страница 53 (на доске и в тетради).

9. Итог урока Учитель: 

- Что нового узнали сегодня на уроке?   

-Какие правила повторили?

-Давайте каждый из вас попытается подвести итог урока, используя следующие фразы (на доске)

- Вы все очень хорошо работали, молодцы! Но особенно мне хотелось бы отметить:

10. Рефлексия: Возьмите стикеры и приклейте их на ту ступеньку, на которой в данный момент по вашему мнению каждый из вас находится по умению находить существительные в творительном падеже .

Я молодец!

Хорошо, но могу лучшеПока испытываю трудности

11.Домашнее задание: на листочках, Списать,   выписать имена существительные в творительном падеже вместе со словами, , связанными по смыслу, надписать падеж   над остальными именами существительными.

 действуя по алгоритму, страница 53 правило. Александр Невский совсем молодым человеком прославился в Невской битве 1240 года.
Во   время нее он разгромил отряд шведов. Но главным его подвигом стал разгром немецких рыцарей на льду Чудского озера в 1242 году.

           Мы славим тех, кто не плакал от боли своей,

           Но слез не скрывал на могилах друзей,

           Тех, кто мужчиной был не на словах,

           Труса не праздновал, сидя в кустах,

           Тех лучших Сынов человечества.

           Тех, кто на страже Отечества!


 

          

МКОУ «Шуланинская СОШ» ГУНИБСКОГО

МКОУ «Шуланинская СОШ» ГУНИБСКОГО

Тема урока: «Творительный падеж имен существительных»

Тема урока: «Творительный падеж имен существительных»

Формирование личностных результатов: понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

Формирование личностных результатов: понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

Этап- Словарная работа: Учитель: -Ребята, а вы любите загадки?

Этап- Словарная работа: Учитель: -Ребята, а вы любите загадки?

Русский-имя прилагательное, так как обозначает признак предмета отвечает на вопрос какой? 2

Русский-имя прилагательное, так как обозначает признак предмета отвечает на вопрос какой? 2

Ваш сверстник Коля Иванов вот как выполнил задание на определение последовательности падежей и вопросов к ним

Ваш сверстник Коля Иванов вот как выполнил задание на определение последовательности падежей и вопросов к ним

Стук в дверь, заходит завуч по воспитательной работе, представляется, извиняясь и удивляясь, что на месте учителя находится другой человек и в классе находится много присутствующих

Стук в дверь, заходит завуч по воспитательной работе, представляется, извиняясь и удивляясь, что на месте учителя находится другой человек и в классе находится много присутствующих

Учитель : Начинаем проверять

Учитель : Начинаем проверять

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи урока

И на солнце поглядели 6.Первичное закрепление на стандартных примерах с проговариванием алгоритма вслух

И на солнце поглядели 6.Первичное закрепление на стандартных примерах с проговариванием алгоритма вслух

Обратие внимание на выделенные имена существительные

Обратие внимание на выделенные имена существительные

Что нового узнали сегодня на уроке? -Какие правила повторили? -Давайте каждый из вас попытается подвести итог урока, используя следующие фразы (на доске) -

Что нового узнали сегодня на уроке? -Какие правила повторили? -Давайте каждый из вас попытается подвести итог урока, используя следующие фразы (на доске) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2021