Технологическая карта урока русского языка в 3 «В» классе на тему
«Род имён прилагательных»
УМК Школа России 3 класс
Цель: сформировать умение определять род имен прилагательных.
Задачи:
совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;
создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач, воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.
Тип урока - изучение нового материала.
По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По видам деятельности: поисково - исследовательский
Оборудование: Активная панель, презентация к уроку.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||
I. Организационный момент. Цель – активизация учащихся.
II. Актуализация знаний. Цель: подготовить к восприятию нового материала.
|
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь, улыбнёмся друг другу. Садитесь. - Сегодня на уроке русского языка мы откроем «Детективное агентство». - Чем занимаются детективные агентства? - Правильно, нам придётся сегодня наблюдать сравнивать, разыскивать, делать выводы. - А для начала нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и ручку и запишем число классная работа.
-Мне прислали конверт. А там. Что это? (учитель достаёт карточки родовых окончаниё имён прилагательных) - Что мы будем узнавать на уроке? (Что это за записи, кому принадлежат, что с ними нужно сделать.) -Но для начала выполним минутку чистописания. Минутка чистописания. - На желтой карточке исправьте ошибки. Запишите в тетрадь. Обратите внимание на написание буквы б, в. Карточка
В ярко - синем, весеннем небе белеют облака.
- Оцените свою работу (критерии оценивания: наклон, высота, правильность написания). |
Ученик проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя. Приветствуют гостей. Садятся.
Ответы учащихся.
Читают хором стихотворение, проверяют посадку, оформляют работу в тетради
Ответы учащихся. Дети прочитывают окончания. Высказывают предположения, что это за записи, кому принадлежат, что с ними нужно сделать.
Ученики находят ошибки, исправляют их на карточке. Записывают предложение в тетрадь. 1 ученик выполняет с объяснением на активной панели.
Самостоятельно оценивают свою работу |
Личностные УУД: самоорганизация. Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
Личностные УУД: осознание своих возможностей. Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия. Познавательные УУД: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других |
|||||||||||||||
III. Самоопределение к деятельности. Цель: создать проблемную ситуацию, подготовить учащихся к восприятию нового материала, убедить в необходимости изучения данной темы.
|
- Прежде чем мы продолжим наше расследование, проведём подготовительную работу. - А провести её мне помогут загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть орфограмму.(1 ученик у доски) 1. Переживания человека. (чувства). 2. Цветок, у которого лепестки становятся похожими на гвоздик, когда высохнут. (гвоздика). 3. Рядовой военнослужащий (солдат). 4. Горел
в траве росистой 5. У этого кустарника гроздья махровые, То голубые, то зелёные Их в старину называли синелью, А мы называем кустарник (сиренью). 6. Береза, рябина, арбуз, помидор, морковь, камыш, капуста, горох, - как назвать одним словом. (растение) 7. Антоним к слову белый (чёрный). - Взаимопроверка.
- Выполним ещё одно задание - Определите род словарных слов. Отвечать будут по цепочке ученики первого ряда.
- У всех слов получилось определить род?
- Почему возникло это затруднение? (Другая часть речи). - А могут ли изменяться по родам прилагательные?
-Определите тему урока, нашего розыска. - Какую цель мы будем преследовать?
- А что мы должны будем сделать, чтобы этому научиться?
|
1 ученик работает у доски.
Ученики в парах меняются тетрадями, проверяют друг у друга, оценивают.
По цепочке ученики определяют род словарных слов.
- Не можем определить род у слова чёрный.
- Это слово не имя существительное, а имя прилагательное. У имён прилагательные ещё не научились определять род.
Изменение имён прилагательных по родам. - Научиться определять род имени прилагательного. - Составить алгоритм или вывести правило, как определить род прилагательного. |
Личностные УУД: осознание своих возможностей. Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия. Познавательные УУД: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других |
|||||||||||||||
IV. Работа по теме. Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение к самостоятельному выводу способа действия с информацией. |
РАБОТА В ГРУППАХ – Дети, сейчас поработаем на зелёной карточке в малых группах. Допишите к именам существительным имена прилагательные: добрый, дальний, лесной в нужной форме. Выделите окончания имён прилагательных. Сделайте вывод. -Изменяются ли имена прилагательные по родам?
-Изменяются ли имена прилагательные по родам? - Как вы это определили? (изменились окончания имён прилагательных.)
Работа по ТАБЛИЦЕ. Откройте учебник на с. 73.
-На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского (женского, среднего) рода? Какие они имеют окончания?
Чтение статьи «Обратите внимание» с. 73.
- Сравните в каждой таблице и род существительного, род прилагательного.
- Что заметили?
- Сделаем вывод: - От чего зависит род имени прилагательного.
Чтение ПРАВИЛА с. 72.
- Что узнали нового?
- Вернёмся к нашему заданию из конверта. Можем мы с вами определить, что нам такое прислали?
-Какие окончания будут иметь имена прилагательные женского рода? мужского рода? среднего рода?
-От чего зависит род имени прилагательного?
-Как же определить род у имени прилагательного? -Давайте составим алгоритм. -Что мы должны сделать сначала?
-Что дальше?
-А затем?
-Что же нужно знать, чтобы определить род имени прилагательного? |
Ученики в малых группах обсуждают задание, записывают нужные прилагательные.
- Да. - У прилагательных изменились окончания.
Ученики открывают учебник с. 73
- Ответы учащихся.
Ученики читают самостоятельно вполголоса.
- Что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде что и имя существительное. - От рода имени существительного.
Ученики читаю правило самостоятельно.
-Да, это родовые окончания имени прилагательного.
Ж.р.: -ая, -яя. М.р.: -ой, -ий, -ый. Ср.р.: -ое, -ее.
От рода имени существительного. Алгоритм.
1. Найти существительное, определить его число и род. 2. Задать вопрос от существительного к прилагательному. 3. По роду существительного и вопросу определить род имени прилагательного. 4. Выделить окончание.
|
Личностные УУД: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания Регулятивные УУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, осуществлять контроль по результату Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений; доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи языка, разрешение конфликтов.
|
|||||||||||||||
Физминутка. |
-А сейчас немного отдохнём! Все встали! -Я буду называть словосочетания «сущ.+прил.». Если прилагательное мужского рода, вы топаете ногами, женского рода – хлопаете в ладоши, среднего рода – поднимаете руки вверх. Чистый лист, яркое небо, хорошая погода, светлое озеро, служебная собака, крикливый петух, ласковая мама, доброе сердце, школьный дневник, родная сторонка, верный пёс, горное село, старательный ученик. |
Учащиеся выполняют соответствующие движения. |
|
|||||||||||||||
2. Первичное закрепление изученного материала. |
- Чтобы наши окончания больше не терялись, выполним упражнение для закрепления. С. 73 упр.126. выполняем с комментированием первую строчку.
|
Учащиеся выполняют упражнение с комментированием 1 строчку. Вместе с учителем по алгоритму проговариваем 1 словосочетание. 2, 3, 4 строчки по рядам 2 строчка – 1 ряд 3строчка – 2 ряд 4 строчка – 3 ряд. Выполняют самопроверку. |
|
|||||||||||||||
3. Первичный контроль. Самостоятельная работа. |
РАБОТА В ПАРЕ -Ярослав составил текст. Алена прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Алёна?
- Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка? - Исправьте ошибки. Запишите текст. Определите род прилагательных. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Перед каждым из вас на парте лежит 3 белые карточки. Выберите одну из карточек, выполните задание. №1 (высокий уровень)
№2 (Повышенный уровень)
№3 (базовый уровень)
|
Учащиеся выполняют задание.
- В окончаниях прилагательных.
Ученики выбирают карточку по своим возможностям и желанию и выполняют задание. |
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные УУД: коррекция — внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательные УУД:самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД: управление поведением партнера, контроль; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
|||||||||||||||
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель – зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.
VI. Домашнее задание. |
-Итак, подведем итоги нашего расследования сегодня. -Что нового узнали во время расследования? -Как вы думаете, достигли мы поставленной цели? - Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного. -Как вы думаете, закончилось ваше расследование по теме по «Имя прилагательное»? -Пользуясь полученными знаниями, составьте, пожалуйста, словосочетания, которые соответствуют нашему уроку. Урок: интересн__, ярк__, творческ__. Настроение: хорош__, прекрасн__, чудесн__. Ученики: активн__, умн__, грамотн__.
Домашнее задание. 1) выучить правило, таблицу стр.72, 2) выполнить упр.128 стр.74
Спасибо за урок!
|
Ответы учеников.
Конечно нет, предстоит еще многое узнать.
Ученики записывают домашнее задание в дневник.
|
Личностные УУД: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке Регулятивные УУД: оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика Познавательные УУД: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.