Конспект открытого урока по русскому языку "Род имен прилагательных", 3 класс, УМК Школа России

  • docx
  • 17.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Изменение имен прилагательных по родам (1).docx

Технологическая карта урока русского языка в 3 «В» классе на тему

«Род имён прилагательных»

УМК Школа России 3 класс

Цель: сформировать умение определять род имен прилагательных.

Задачи:

совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;

создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах  для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач, воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.

Тип урока - изучение нового материала.

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности: поисково - исследовательский

Оборудование: Активная панель, презентация к уроку.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний.

Цель: подготовить к восприятию нового материала.

 

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь, улыбнёмся друг другу. Садитесь.

- Сегодня на уроке русского языка мы откроем «Детективное агентство».

- Чем занимаются детективные агентства?

- Правильно, нам придётся сегодня наблюдать сравнивать, разыскивать, делать выводы.

- А для начала нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и  ручку и запишем число классная работа.

 

-Мне  прислали конверт. А там. Что это?

 (учитель достаёт карточки родовых окончаниё имён прилагательных)

- Что мы будем узнавать на уроке?

(Что это за записи, кому принадлежат, что с ними нужно сделать.)

-Но для начала выполним минутку чистописания.

Минутка чистописания.

- На желтой карточке исправьте ошибки. Запишите в тетрадь. Обратите внимание на написание буквы б, в.

Карточка

В яркасинем, висенем небе билеют аблока.

В ярко - синем, весеннем небе белеют облака.

 

 

 

- Оцените свою работу (критерии оценивания: наклон, высота, правильность написания).

Ученик проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя. Приветствуют гостей.

Садятся.

 

Ответы учащихся.

 

Читают хором стихотворение, проверяют посадку, оформляют работу в тетради

 

Ответы учащихся.

Дети прочитывают окончания. Высказывают предположения, что это за записи, кому принадлежат, что с ними нужно сделать.

 

Ученики находят ошибки, исправляют их на карточке. Записывают предложение в тетрадь.

1 ученик выполняет с объяснением на активной панели.

 

 

Самостоятельно оценивают свою работу

Личностные УУД:

самоорганизация.

Регулятивные УУД:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

осознание своих возможностей.

Регулятивные УУД:

умение  регулировать свои действия.

Познавательные

УУД:

умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других

III. Самоопределение к деятельности.

Цель: создать проблемную ситуацию, подготовить учащихся к восприятию нового материала, убедить в необходимости изучения данной темы.

 

 

- Прежде чем мы продолжим наше расследование, проведём подготовительную работу.

- А  провести её мне помогут загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть орфограмму.(1 ученик у доски)

1. Переживания человека. (чувства).

2. Цветок, у которого лепестки становятся похожими на гвоздик, когда высохнут. (гвоздика).

3. Рядовой военнослужащий (солдат).

4. Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.(одуванчик)

5. У этого кустарника гроздья махровые,

То голубые, то зелёные

Их в старину называли синелью,

А мы называем кустарник (сиренью).

6. Береза, рябина, арбуз, помидор, морковь, камыш, капуста, горох, - как назвать одним словом. (растение)

7. Антоним к слову белый (чёрный).

- Взаимопроверка.

 

 

- Выполним ещё одно задание

- Определите род словарных слов. Отвечать будут по цепочке ученики первого ряда.

 

- У всех слов получилось определить род?

 

 

- Почему возникло это затруднение? (Другая часть речи).

- А могут ли изменяться по родам  прилагательные?

 

 

 

-Определите тему урока, нашего розыска.

 - Какую цель мы будем преследовать? 

 

- А что мы должны будем сделать, чтобы этому научиться?

 

 

 

 

 

1 ученик работает у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики в парах меняются тетрадями, проверяют друг у друга, оценивают.

 

По цепочке ученики определяют род словарных слов.

 

- Не можем определить род у слова чёрный.

 

- Это слово не имя существительное, а имя прилагательное. У имён прилагательные ещё не научились определять род.

 

Изменение имён прилагательных по родам.

- Научиться определять род имени прилагательного.

- Составить алгоритм или вывести правило, как определить род прилагательного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

осознание своих возможностей.

Регулятивные УУД:

умение  регулировать свои действия.

Познавательные

УУД:

умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других

IV. Работа по теме.

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

РАБОТА В ГРУППАХ

– Дети, сейчас поработаем на зелёной карточке  в малых группах. Допишите к именам существительным имена прилагательные: добрый, дальний,  лесной в нужной форме.  Выделите окончания имён прилагательных. Сделайте вывод.

-Изменяются ли имена прилагательные по родам?

                                                   Единственное число

    Мужской род

         какой?                                    

    Женский род

          какая?

      Средний род

           Какое?

день ……

весть……

дело………..

путь …..

роща…..

поле……..

зверь…..

тишь…….

эхо…………..

 

-Изменяются ли имена прилагательные по родам?

- Как вы это определили?  (изменились окончания имён прилагательных.)

 

Работа по ТАБЛИЦЕ. Откройте учебник на с. 73.

 

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского (женского, среднего)  рода? Какие они имеют окончания?

 

Чтение статьи «Обратите внимание» с. 73.

 

 

- Сравните в каждой таблице и род существительного, род прилагательного.

 

- Что заметили?

 

 

 

- Сделаем вывод: - От чего зависит род имени прилагательного.

 

 

Чтение ПРАВИЛА с. 72.

 

- Что узнали нового?

 

- Вернёмся к нашему заданию из конверта. Можем мы с вами определить, что нам такое прислали?

 

 

-Какие окончания будут иметь имена прилагательные женского рода? мужского рода? среднего рода?

 

 

 

-От чего зависит род имени прилагательного?

 

-Как же определить род у имени прилагательного?

-Давайте составим алгоритм.

-Что мы должны сделать сначала?

 

 

 

-Что дальше?

 

 

-А затем?

 

 

-Что же нужно знать, чтобы определить род имени прилагательного?

 

 

Ученики в малых группах обсуждают задание, записывают нужные прилагательные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да.

- У прилагательных изменились окончания.

 

Ученики открывают учебник с. 73

 

- Ответы учащихся.

 

 

Ученики читают самостоятельно вполголоса.

 

 

- Что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде  что и имя существительное.

- От рода имени существительного.

 

Ученики читаю правило самостоятельно.

 

 

-Да, это родовые окончания имени прилагательного.

 

Ж.р.: -ая, -яя.

М.р.: -ой, -ий, -ый.

Ср.р.: -ое, -ее.

 

 

От рода имени существительного.

Алгоритм.

 

1. Найти существительное, определить его число и род.

2. Задать вопрос от существительного к прилагательному.

3. По роду существительного и вопросу определить род имени прилагательного.

4. Выделить окончание.

 

Личностные УУД: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания

Регулятивные УУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму,  осуществлять контроль по результату Познавательные

УУД: выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений; доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи языка, разрешение конфликтов.

 

Физминутка.

-А сейчас немного отдохнём! Все встали!

-Я буду называть словосочетания «сущ.+прил.». Если прилагательное мужского рода, вы топаете ногами, женского рода – хлопаете в ладоши, среднего рода – поднимаете руки вверх.

Чистый лист, яркое небо,  хорошая погода, светлое озеро, служебная собака, крикливый петух, ласковая мама, доброе  сердце, школьный дневник, родная сторонка, верный пёс, горное село,  старательный ученик.

Учащиеся выполняют соответствующие  движения.

 

2. Первичное закрепление изученного материала.

- Чтобы наши окончания больше не терялись, выполним упражнение для закрепления.

С. 73 упр.126. выполняем с комментированием первую строчку.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют упражнение с комментированием 1 строчку.

Вместе с учителем по алгоритму проговариваем 1 словосочетание.

2, 3, 4 строчки по рядам

2 строчка – 1 ряд

3строчка – 2 ряд

4 строчка – 3 ряд.

Выполняют самопроверку.

 

3.    Первичный контроль.

Самостоятельная работа.

РАБОТА В ПАРЕ

-Ярослав  составил  текст. Алена прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Алёна?    

 Погода стояла ясное. Мы сели на  красивое  парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждало  интересная приключение.

- Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка? - Исправьте ошибки. Запишите текст. Определите род прилагательных.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ

Перед каждым из вас на парте лежит 3 белые карточки. Выберите одну из карточек, выполните задание.

 №1 (высокий уровень)

Из данных слов составить и записать предложения, определить род.

        ранняя ,пришла , весна.  солнышко , последний , согнало,   яркое,  снег. на,  цветок,  расцветает,  поляне,  нежный  .    подснежник,  это.

№2 (Повышенный уровень)

        Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.

   Пришла ………… весна.      …………. солнышко согнало …………. снег. На поляне расцветает …………… цветок. Это подснежник.

 №3 (базовый уровень)

Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.

   Пришла ……….. весна. ………. Солнышко согнало ………. снег. На поляне расцветает ………….. цветок.   Это подснежник.

Слова для справок:   Последний,  ранняя, нежный,  яркое.

Учащиеся  выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

- В окончаниях прилагательных.

 

 

 

 

Ученики выбирают карточку по своим возможностям и желанию и выполняют задание.

Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные

УУД:

коррекция — внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные

УУД:самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД: управление поведением партнера, контроль; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель –  зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

 

 

 

VI. Домашнее задание.

 

-Итак, подведем итоги нашего расследования сегодня.

-Что нового узнали во время расследования?

-Как вы думаете, достигли мы поставленной цели?

- Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного.

-Как вы думаете, закончилось ваше расследование по теме  по «Имя прилагательное»?

-Пользуясь полученными знаниями, составьте, пожалуйста, словосочетания, которые соответствуют нашему уроку.

Урок: интересн__,   ярк__, творческ__.

Настроение: хорош__, прекрасн__, чудесн__.

Ученики: активн__, умн__, грамотн__.

 

 

Домашнее задание.

1)      выучить правило, таблицу стр.72,

2)       выполнить упр.128 стр.74

 

 

 

 

Спасибо за урок!

 

 

Ответы учеников.

 

 

 

 

Конечно нет, предстоит еще многое узнать.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

 

Личностные УУД:

умение давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке

Регулятивные УУД:

оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика

Познавательные

УУД: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации