лучшедома
Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

docx
24.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

konspekt_otkrytogo_uroka_7_klass.docx

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе

"Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме «Буква Ь на конце наречий и слов разных частей речи».

Знать: орфограммы «Буква Ь на конце существительных», «Буква Ь в глаголах неопределенной формы и повелительного наклонения», «Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую», « Буква Ь на конце наречий».

Уметь: правильно писать слова с указанными орфограммами.

Оборудование: репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», карточки с заданиями.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация мыслительной деятельности. Познавательная мотивация.

Учитель предлагает ученикам решить лингвистическую задачу. На доске записаны слова:

1.     Доч_,  ноч_,  молодеж_,  навзнич_

2.     Пряч_,  откроеш_,  настеж_,  береч_

3.     Могуч_,  горяч_,  сыпуч_,  невтерпеж_

Ученики работают устно.

- Какой вид орфограммы объединяет данные слова?

(Написание ь на конце слов после шипящих)

- Написание каких слов вы не можете объяснить?

( Навзничь, настежь, невтерпеж, т.к. написание Ь на конце наречий после шипящих мы ещё не изучали.)

- Какова же тема нашего урока?

Учащиеся формулируют тему урока.

4. «Открытие» нового знания.

- Для того чтобы правильно научиться писать ь на конце наречий после шипящих и самим сформулировать правило, прочитаем стихотворение Я.Козловского «Исключение из правил» на с.118 (упр.288).

(Читают сначала про себя, затем один - вслух).

- Итак, давайте проверим, как вы поняли смысл этого стихотворения.

 Найдите в первом предложении ответ на вопрос: пишется или не пишется Ь после шипящих на конце наречий? (Пишется).

- Какие примеры приводит поэт во 2-ом и 3-ем предложении? (Сплошь, навзничь). Как они пишутся? (с Ь).

- Есть ли из этого правила исключения? Найдите их в последнем предложении. (Уж, замуж, невтерпёж).

 -Сформулируйте теперь правило целиком (один ученик). Подсказка: начните с конца названия темы: На конце наречий… Исключения:…

5. Закрепление знаний.

1) – Теперь потренируемся правильно писать наречия с шипящим на конце. Упражнение № 287 выполним на доске и в тетрадях.

2)  Лексическая работа № 1

– Значения каких наречий вам не понятно? Где можно найти толкования непонятных слов?

Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, выясняем значения непонятных слов:

Настежь – распахнуть совсем, до конца.

Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.

Замуж (выйти) – стать чьей-то женой.

Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.

Наотмашь – сильно размахнувшись.

Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)

- А как сказать, если упал вниз лицом? (Ничком, ниц (книжн.)).

3) Лексическая работа № 2

- Замените данные словосочетания наречием.  (Ученик выполняет работу у доски):

Уйти в сторону  -  (прочь)  

Нестись галопом  -  (вскачь)

Распахнуть окно до конца  -   (настежь)

Невыносимо терпеть  -  (невтерпеж)

Дерево все было усыпано плодами  -  (сплошь)

6. Обобщение изученного материала о правописании Ь после шипящих в разных частях речи.

1) Индивидуальная работа по карточкам.

– А теперь небольшая самостоятельная работа. (Раздаются карточки-таблицы каждому ученику).

_________(Ф.И.)____________________

1. С грамотой вскач(?), без грамоты хоть плач(?).

2. Тот хорош(?), у кого поспеет рож(?).

3. Ласковым словом и камень растопиш(?).

4. Повинную голову меч(?) не сечёт.

5. Воду в ступе толоч(?) – вода и будет.

Мягкий знак после шипящих

Часть речи

пишется

не пишется

Существительное

Краткое прилагательное

 

 

Глагол

 

Наречие

 

- Что объединяет эти 5 предложений? (Это пословицы) Все ли они вам понятны?

- Используя опорный конспект, выпишите из пословиц слова с  изученными орфограммами в нужную графу.

(Выполняют самостоятельно)

- Сдайте карточки на проверку.

2) Синтаксический разбор предложения. Учащиеся объясняют встреченные орфограммы, делают вывод о синтаксической роли наречий в предложении.

Поля мало-помалу пустеют, но по-прежнему зеленеет озимь.

7.Развитие связной речи.

 - Рассмотрите картину К.Юона «Конец зимы. Полдень». Составьте и запишите миниатюру по картине с привлечением речевого материала по изученному орфографическому правилу – наречий на шипящие. (Словосочетания записаны на доске):

Удивителен и чарующ _ , снег скрипуч _ , невтерпеж _ растопить, уже не мираж _ , распахнется настеж _ .

Учащиеся объясняют написание в соответствии с правилом. После окончания работы зачитывают получившиеся тексты.

8. Подведение итогов урока.

Вопросно-ответная беседа:

- Какова была цель урока?

- Добились ли вы результатов?

- О чём узнали? Чему научились?

9. Задание на дом.  Параграф 46, упр.289.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)