Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе
"Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме «Буква Ь на конце наречий и слов разных частей речи».
Знать: орфограммы «Буква Ь на конце существительных», «Буква Ь в глаголах неопределенной формы и повелительного наклонения», «Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую», « Буква Ь на конце наречий».
Уметь: правильно писать слова с указанными орфограммами.
Оборудование: репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», карточки с заданиями.
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация мыслительной деятельности. Познавательная мотивация.
Учитель предлагает ученикам решить лингвистическую задачу. На доске записаны слова:
1. Доч_, ноч_, молодеж_, навзнич_
2. Пряч_, откроеш_, настеж_, береч_
3. Могуч_, горяч_, сыпуч_, невтерпеж_
Ученики работают устно.
- Какой вид орфограммы объединяет данные слова?
(Написание ь на конце слов после шипящих)
- Написание каких слов вы не можете объяснить?
( Навзничь, настежь, невтерпеж, т.к. написание Ь на конце наречий после шипящих мы ещё не изучали.)
- Какова же тема нашего урока?
Учащиеся формулируют тему урока.
4. «Открытие» нового знания.
- Для того чтобы правильно научиться писать ь на конце наречий после шипящих и самим сформулировать правило, прочитаем стихотворение Я.Козловского «Исключение из правил» на с.118 (упр.288).
(Читают сначала про себя, затем один - вслух).
- Итак, давайте проверим, как вы поняли смысл этого стихотворения.
Найдите в первом предложении ответ на вопрос: пишется или не пишется Ь после шипящих на конце наречий? (Пишется).
- Какие примеры приводит поэт во 2-ом и 3-ем предложении? (Сплошь, навзничь). Как они пишутся? (с Ь).
- Есть ли из этого правила исключения? Найдите их в последнем предложении. (Уж, замуж, невтерпёж).
-Сформулируйте теперь правило целиком (один ученик). Подсказка: начните с конца названия темы: На конце наречий… Исключения:…
5. Закрепление знаний.
1) – Теперь потренируемся правильно писать наречия с шипящим на конце. Упражнение № 287 выполним на доске и в тетрадях.
2) Лексическая работа № 1
– Значения каких наречий вам не понятно? Где можно найти толкования непонятных слов?
Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, выясняем значения непонятных слов:
Настежь – распахнуть совсем, до конца.
Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.
Замуж (выйти) – стать чьей-то женой.
Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.
Наотмашь – сильно размахнувшись.
Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)
- А как сказать, если упал вниз лицом? (Ничком, ниц (книжн.)).
3) Лексическая работа № 2
- Замените данные словосочетания наречием. (Ученик выполняет работу у доски):
Уйти в сторону - (прочь)
Нестись галопом - (вскачь)
Распахнуть окно до конца - (настежь)
Невыносимо терпеть - (невтерпеж)
Дерево все было усыпано плодами - (сплошь)
6. Обобщение изученного материала о правописании Ь после шипящих в разных частях речи.
1) Индивидуальная работа по карточкам.
– А теперь небольшая самостоятельная работа. (Раздаются карточки-таблицы каждому ученику).
_________(Ф.И.)____________________
1. С грамотой вскач(?), без грамоты хоть плач(?).
2. Тот хорош(?), у кого поспеет рож(?).
3. Ласковым словом и камень растопиш(?).
4. Повинную голову меч(?) не сечёт.
5. Воду в ступе толоч(?) – вода и будет.
Мягкий знак после шипящих
Часть речи |
пишется |
не пишется |
Существительное |
||
Краткое прилагательное |
|
|
Глагол |
|
|
Наречие |
|
- Что объединяет эти 5 предложений? (Это пословицы) Все ли они вам понятны?
- Используя опорный конспект, выпишите из пословиц слова с изученными орфограммами в нужную графу.
(Выполняют самостоятельно)
- Сдайте карточки на проверку.
2) Синтаксический разбор предложения. Учащиеся объясняют встреченные орфограммы, делают вывод о синтаксической роли наречий в предложении.
Поля мало-помалу пустеют, но по-прежнему зеленеет озимь.
7.Развитие связной речи.
- Рассмотрите картину К.Юона «Конец зимы. Полдень». Составьте и запишите миниатюру по картине с привлечением речевого материала по изученному орфографическому правилу – наречий на шипящие. (Словосочетания записаны на доске):
Удивителен и чарующ _ , снег скрипуч _ , невтерпеж _ растопить, уже не мираж _ , распахнется настеж _ .
Учащиеся объясняют написание в соответствии с правилом. После окончания работы зачитывают получившиеся тексты.
8. Подведение итогов урока.
Вопросно-ответная беседа:
- Какова была цель урока?
- Добились ли вы результатов?
- О чём узнали? Чему научились?
9. Задание на дом. Параграф 46, упр.289.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.